Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение ``Средняя общеобразовательная школа сельского поселения Арик`` Терского муниципального района Кабардино- Балкарской Республики РАССМОТРЕН на заседании педагогического совета Протокол №1 от 30.08.2024г. СОГЛАСОВАН заместитель директора по УВР /Бжембахова З.В./ от 30.08.2024г. УТВЕРЖДЁН приказом директора МКОУ СОШ с.п.Арик от 30.08.2024г.№ 54 Учебный план ООО для обучающихся 5-9 классов МКОУ СОШ с.п. Арик на 2024-2025 уч. год (Приложение № 1 к ФОП ООО) (в соответствии с приказом Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования», на основании федеральной образовательной программы основного общего образования) 2024г. Пояснительная записка Учебный план основного общего образования (далее Учебный план МКОУ СОШ с.п. Арик разработан в соответствии с требованиями: − Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273ФЗ; − Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения России от 31.05.2021 № 287 (далее – ФГОС ООО); − Закона Российской Федерации от 25.10.1991 № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации»; − Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; − Постановления Главного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования кобеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; − Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию протокол № 6/22 от 15.09.2022; − Федеральной образовательной программой основного общего образования, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г. № 372 с изменениями и дополнениями (приказ Министерства просвещения Российской Федерации №1028 от 27.12.2023г. «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства Просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования и среднего общего образования», приказа Министерства просвещения Российской Федерации №31 от 22.01.2024г. «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства Просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования и основного общего образования») и Федеральной образовательной программе основного общего образования утвержденной приказом Министерства просвещения от 18 мая 2023 года №370 с изменениями и дополнениями (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации №62 от 01.02.2024г. «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ основного общего образования и среднего общего образования», Приказ Министерства просвещения Российской Федерации №171 от 19.03.2024г. «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования»). При разработке основной общеобразовательной программы использованы федеральные рабочие программы учебных предметов. В соответствии с пунктом 6.4. статьи 12 Закона «Об образовании в Российской − Порядком разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных программ, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. № 874 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 ноября 2022г., рег. № 70809); − Приказа «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников», утвержденного Министерством просвещения Российской Федерации от 21 сентября 2022 г № 858 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 ноября 2022г., рег. № 70799); - федеральной образовательной программы основного общего образования МКОУ СОШ с.п. Арик; - образовательных потребностей и запросов обучающихся, их родителей (законных представителей). Учебный план МКОУ СОШ с.п.Арик разработан обеспечивает реализацию требований ФГОС ООО, определяет общие рамки отбора учебного материала, формирования перечня результатов образования и организации образовательной деятельности. В основу учебного плана положен вариант федерального учебного плана № 5 Федеральной образовательной программы, утвержденной приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 370 с учетом изменений, внесенных приказом от от 19.03.2024 № 171.Вариант № 5 предназначен для образовательных организаций, в которых обучение ведется в режиме 6-дневной учебная недели с изучением родного языка. Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть федерального учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных для всех имеющих по данной программе государственную аккредитацию образовательных организаций, реализующих образовательную программу основного общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет время, отводимое на изучение учебных предметов, учебных курсов, учебных модулей по выбору обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том числе предусматривающие углубленное изучение учебных предметов, с целью удовлетворения различных интересов обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а также учитывающие этнокультурные интересы, особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ. Время, отводимое на данную часть федерального учебного плана, может быть использовано на: увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных учебных предметов обязательной части, в том числе на углубленном уровне; введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и потребности участников образовательных отношений, в том числе этнокультурные; другие виды учебной, воспитательной, спортивной и иной деятельности обучающихся. В 5-х классах один час в неделю, части Учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, используется на изучение предметной области «Родной (кабардино-черкесской) литературы» для реализации учебного курса «В мире литературных героев» для освоения и укрепления культуры и традиций своего народа; понимание необходимости овладения родным языком; проявление познавательного интереса к родному языку и желанию его изучать. В 5-6,8 классах один час в неделю, части Учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, используется на изучение предметной области «Биология» для реализации учебного курса «Занимательная биология» и «Экологическая грамотность» с использованием оборудования Точки роста. Один час в неделю в 7-х классах, части Учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, используется на изучение предметной области «Физика» для реализации учебного курса «Экспериментарий по физике» для углубленного изучения и более прочного формирования физических знаний с использованием оборудования Точки роста.Один час в неделю в 7-х классах, части Учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, используется на изучение предметной области «История» для реализации учебного курса «Занимательная история» для углубленного изучения и более прочного формирования исторических знаний обучающихся и формирования функциональной грамотности по данному направлению. В 8-х классах один час в неделю, части Учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, используется на изучение предметной области «Химия» для реализации учебного курса «Химия: просто о сложном» для более прочного освоения предметных компетенций, для формирования навыков по функциональной грамотности с использованием оборудования Точки роста. В 9-х классах 0,5 часов в неделю используется для реализации национальногорегионального компонента «История КБР» в виде учебного курса «История КБР» с целью воспитания разносторонне развитой личности гражданина РФ, имеющего духовную связь с малой Родиной, знающего и уважающего его историю, культуру, национальные традиции, место и значение национальной истории и культуры в системе общечеловеческих ценностей. Национально – региональный компонент на уровне основного общего образования представлен курсами: «Родной (кабардино-черкесский) язык», «Родная (кабардино-черкесская) литература». В 8 классах предметы национального-регионального компонента «География КБР», «История КБР» реализуются за счет часов внеурочной деятельности. В Муниципальном казённом общеобразовательном учреждении ``Средняя общеобразовательная школа сельского поселения Арик`` Терского муниципального района Кабардино- Балкарской Республики языком обучения является Русский язык. По заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся осуществляется изучение родного языка и родной литературы из числа государственных языков Кабардино-Балкарской Республики. МКОУ СОШ с.п.Арик работает по 6-й учебной неделе Продолжительность учебного года основного общего образования составляет 34 недели. Количество учебных занятий за 5 лет не может составлять менее 5058 академических часов и более 5848 академических часов. При 6-дневной учебной неделе в 5, 6, 7 классах – 32, 33, 35 часов соответственно, в 8 и 9 классах – 36 часов. Продолжительность учебных периодов составляет в первом полугодии не более 8 учебных недель; во втором полугодии – не более 10 учебных недель. Наиболее рациональным графиком является равномерное чередование периода учебного времени и каникул. Продолжительность каникул должна составлять не менее 7 календарных дней. Продолжительность урока на уровне основного общего образования составляет 45 минут. Для классов, в которых обучаются дети с ОВЗ, – 40 минут. Во время занятий необходим перерыв для гимнастики не менее 2 минут. Промежуточная аттестация–процедура, проводимая с целью оценки качества освоения обучающимися части содержания (четвертное оценивание) или всего объема учебной дисциплины за учебный год (годовое оценивание). Промежуточная/годовая аттестация обучающихся за четверть осуществляется в соответствии с календарным учебным графиком (в соответствии с графиком). Все предметы обязательной части учебного плана оцениваются по четвертям. Учебные предметы, модули из части, формируемой участниками образовательных отношений, являются безотметочными и оцениваются «зачет» или «незачет» по итогам четверти. Промежуточная аттестация проходит на последней учебной неделе четверти. Формы и порядок проведения промежуточной аттестации определяются «Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся Муниципального казённого общеобразовательного учреждения ``Средняя общеобразовательная школа сельского поселения Арик`` Терского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики. Освоение образовательной программы основного общего образования сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся. Формой проведения промежуточной аттестации обучающихся 5-8-х классов является: по русскому языку-диктант с грамматическим заданием; по математике - письменная контрольная работа; всероссийские проверочные работы (ВПР); по остальным предметам- экзамен в устной форме, тестирование, включающее задание с развернутым ответом, контрольная работа. Формой проведения промежуточной аттестации обучающихся 9-х классов является: по русскому языку, математике, предметам по выбору -тестирование в формате ОГЭ; по остальным предметам учебного плана 5–9-х классов является среднее арифметическое по итогам четвертей. Освоение основной образовательной программ основного общего образования завершается итоговой аттестацией. Промежуточная аттестация Предмет Форма промежуточной аттестации 5 класс Русский язык Контрольный диктант с грамматическим заданием/годовая отметка 6 класс 7 класс Контрольный Сжатое диктант с изложение/го грамматическим довая отметка заданием/ годовая отметка 8 класс 9 класс Контрольный тест /годовая отметка Контрольный тест / годовая отметка Литература тест/ годовая отметка тест/ годовая отметка тест/ годовая отметка тест/ годовая отметка тест/ годовая отметка Родной (кабардиночеркесский) язык тест/ годовая отметка тест/ годовая отметка тест/ годовая отметка тест/ годовая отметка тест/ годовая отметка Родная (кабардиночеркесская) литература тест/ годовая отметка тест/ годовая отметка тест/ годовая отметка тест/ годовая отметка тест/ годовая отметка Иностранный язык (английский) контрольная работа/годовая отметка контрольная работа/годовая отметка контрольная работа/годов ая отметка контрольная работа/годова я отметка контрольная работа/годовая отметка Математика Контрольная работа/годовая отметка контрольная работа/ годовая отметка Алгебра контрольная работа/ годовая отметка контрольная работа/ годовая отметка контрольная работа/ годовая отметка Геометрия контрольная работа/ годовая отметка контрольная работа/ годовая отметка контрольная работа/ годовая отметка Вероятность и статистика контрольная работа/ годовая отметка контрольная работа/ годовая отметка контрольная работа/ годовая отметка Информатика тест/годовая отметка тест/годовая отметка тест/годовая отметка тест/годовая отметка тест/годовая отметка тест/годовая отметка тест/годовая отметка тест/годовая отметка тест/годовая отметка тест/годовая отметка тест/годовая отметка тест/годовая отметка тест/годовая отметка тест/годовая отметка тест/годовая отметка тест/годовая отметка тест/годовая отметка тест/годовая отметка контрольная работа /годовая отметка контрольная работа /годовая отметка История тест/годовая отметка Обществознание География тест/годовая отметка Физика Химия Биология тест/годовая отметка тест/годовая отметка тест/годовая отметка тест/годовая отметка тест/годовая отметка ОДНКНР Собеседование/ годовая отметка Собеседование/ годовая отметка Собеседован ие/ годовая отметка Собеседовани е/ годовая отметка Собеседование/ годовая отметка Изобразительное искусство Проект/годовая отметка Проект /годовая отметка Проект /годовая отметка Музыка Проект /годовая отметка Проект /годовая отметка Проект /годовая отметка Проект /годовая отметка Труд (технология) Проект /годовая отметка Проект /годовая отметка Проект /годовая отметка Проект /годовая отметка Проект /годовая отметка Физическая зачет/годовая зачет /годовая зачет /годовая зачет /годовая зачет /годовая культура отметка отметка отметка ОБЗР Часть, формируемая участниками образовательных отношений. Предмет из перечня контрольная работа/годовая отметка контрольная работа/годовая отметка контрольная работа/годов ая отметка отметка отметка тест/ годовая отметка тест/ годовая отметка контрольная работа/годова я отметка контрольная работа/годовая отметка В МКОУ СОШ с.п.Арик реализуется Федеральный недельный учебный план основного общего образования для 6-дневной учебной недели (изучение родного и (или) государственного языка наряду с преподаванием на русском языке). Вариант № 5 Федеральный недельный учебный план основного общего образования для 6-дневной учебной недели (изучение родного и (или) государственного языка наряду с преподаванием на русском языке) Количество часов в неделю Учебные предметы Предметные области классы 5АБ 6АБВ 7АБ 8АБ 9АБ Всего Русский и литература Обязательная часть язык Русский язык 5 6 4 3 3 21 Литература Родной язык Родной (кабардино-черкесский) язык и родная литература Родная (кабардиночеркесская) литература 3 2 3 2 2 2 2 2 3 2 13 10 1 1 1 1 1 5 Иностранные языки Иностранный язык (английский) 3 3 3 3 3 15 Математика и информатика Математика 5 5 Алгебра Геометрия Вероятность и статистика Информатика Общественно-научные История предметы Обществознание География Естественно-научные Физика предметы Химия Искусство 3 2 1 1 2 1 2 2 3 2 1 1 2 1 2 2 2 3 2 1 1 2,5 1 2 3 2 9 6 3 3 10,5 4 8 7 4 2 7 3 1 2 1 1 Биология Изобразительное искусство 1 1 1 1 1 1 2 Музыка 1 1 1 1 2 2 2 2 2 2 1 2 1 2 8 10 1 1 2 Технология Труд (технология) Физическая культура Физическая культура 2 10 Основы безопасности Основы безопасности и защиты и защиты Родины Родины Основы духовно- Основы духовно-нравственной нравственной культуры народов России культуры народов России 1 1 Итого 30 32 4 2 33 34 35,5 164,5 Часть, формируемая отношений участниками образовательных 2 Учебный курс "В мире литературных героев" 1 Учебный курс "Занимательная биология " 1 1 2 2 0,5 7 1 2 1 Учебный курс "В гостях у фауны" 1 Учебный курс "Занимательная история" Учебный курс «Экспериментарий по физике» 1 1 1 1 1 1 Учебный курс «Химия: просто о сложном» 1 0,5 Учебный курс «История КБР» 0,5 Учебные недели 34 34 34 34 34 34 Всего часов 1088 1122 1190 1224 1224 5848 Максимально допустимая недельная нагрузка 32 33 35 36 36 172 6-дневной неделе) в соответствии (при с действующими санитарными правилами и гигиеническими нормативами Количество часов на физическую культуру в МКОУ СОШ с.п.Арик составляет 2 часа, третий час реализуется образовательной организацией за) за счёт посещения обучающимися спортивных секций, школьных спортивных клубов, включая использование учебных модулей по видам спорта. При реализации модуля «Введение в Новейшую историю России» в курсе «История России» количество часов на изучение учебного предмета «История». История России в 9 классе увеличено на 17 учебных часов. При изучении предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее-ОДНК НР) выбор одного из учебных модулей: Основы православной культуры, Основы исламской культуры, Основы духовно-нравственной культуры народов России, Основы религиозных культур народов России, Основы светской этики осуществляются по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Курс ОДНК НР является безотметочным. Суммарный объём домашнего задания по всем предметам для каждого класса не должен превышать продолжительности выполнения 2 часа – для 5 класса, 2,5 часа – для 6-8 классов, 3,5 часа – для 9-11 классов. Образовательной организацией осуществляется координация и контроль объёма домашнего задания учеников каждого класса по всем предметам в соответствии с санитарными нормами. План внеурочной деятельности (недельный) Учебные курсы «Разговоры о важном» Количество часов в неделю 5А 5Б 6А 6Б 6В 7А 7Б 8А 8Б 9А 9Б 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 «Россия — мои горизонты» 0 0 1 1 1 1 1 1 1 1 1 «Читательская 1 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 1 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 1 1 1 1 1 1 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 0 0 0 0 0 «Футбол» 0 0 0 0 0 0 1 0 0 0 0 ИТОГО недельная нагрузка 3 3 3 3 3 4 4 3 3 3 3 грамотность» «Математическая грамотность» «Финансовая грамотность» «Я в мире профессий» «Волейбол»