Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с.п.Арик»
(дошкольное отделение МКОУ СОШ с.п.Арик)
УТВЕРЖДЕНА
Приказом МКОУ СОШ
от 18.08.2021 № 45\1
Рабочая программа воспитания
ДО МКОУ СОШ с.п.Арик
с.п.Арик
Содержание
Особенности воспитательного процесса в детском саду
Цель и задачи воспитания
Виды, формы и содержание воспитательной деятельности
Основные направления самоанализа воспитательной работы
Особенности воспитательного процесса в детском саду
В ДО МКОУ СОШ с.п.Арик образовательный процесс осуществляется в
соответствии с требованиями федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от
17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС ДО). В связи с этим обучение и воспитание
объединяются в целостный процесс на основе духовно-нравственных и
социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества. Основной целью педагогической работы ДО
МКОУ СОШ с.п.Арик является формирования общей культуры личности детей, в том
числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных,
эстетических,
интеллектуальных,
физических
качеств,
инициативности,
самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной
деятельности.
Ведущей в воспитательном процессе является игровая деятельность. Игра широко
используется в как самостоятельная форма работы с детьми и как эффективное
средство и метод развития, воспитания и обучения в других организационных формах.
Приоритет
отдается
творческим
играм
(сюжетно-ролевые,
строительноконструктивные, игры-драматизации и инсценировки, игры с элементами труда и
художественно деятельности) и игры с правилами (дидактические, интеллектуальные,
подвижные, хороводные т.п.).
Отдельное внимание уделяется самостоятельной деятельности воспитанников. Ее
содержание и уровень зависят от возраста и опыта детей, запаса знаний, умений и
навыков, уровня развития творческого воображения, самостоятельности, инициативы,
организаторских способностей, а также от имеющейся материальной базы и качества
педагогического руководства. Организованное проведение этой формы работы
обеспечивается как непосредственным, так и опосредованным руководством со
стороны воспитателя.
Индивидуальная работа с детьми всех возрастов проводится в свободные часы (во
время утреннего приема, прогулок и т.п.) в помещениях и на свежем воздухе. Она
организуется с целью активизации пассивных воспитанников, организации
дополнительных занятий с отдельными детьми, которые нуждаются в дополнительном
внимании и контроле, например, часто болеющими, хуже усваивающими учебный
материал при фронтальной работе и т.д.
Воспитательный процесс в ДО МКОУ СОШ с.п.Арик организуется в развивающей
среде, которая образуется совокупностью природных, предметных, социальных
условий и пространством собственного «Я» ребенка. Среда обогащается за счет не
только количественного накопления, но и через улучшение качественных параметров:
эстетичности, гигиеничности, комфортности, функциональной надежности и
безопасности, открытости изменениям и динамичности, соответствия возрастным и
половым особенностям детей, проблемной насыщенности и т.п. Воспитатели заботятся
о том, чтобы дети свободно ориентировались в созданной среде, имели свободный
доступ ко всем его составляющим, умели самостоятельно действовать в нем,
придерживаясь норм и правил пребывания в различных помещениях и пользования
материалами, оборудованием.
Приоритетным в воспитательном процессе ДО МКОУ СОШ с.п.Арик является
физическое воспитание и развитие воспитанников. Успех этого направления зависит от
правильной организации режима дня, двигательного, санитарно-гигиенического
режимов, всех форм работы с детьми и других факторов. ДО МКОУ СОШ с.п.Арик
отказался от жесткой регламентации в построении режима дня. Однако, это ущемляет
воспитанников во времени, отведенным на прогулки, сон и питание. Двигательный
режим в течение дня, недели определяется комплексно, в соответствии с возрастом
детей. Ориентировочная продолжительность ежедневной двигательной активности
малышей устанавливается в следующих пределах: младший дошкольный возраст – до
3–4 часов, старший дошкольный возраст – до 4–5 часов. Оптимизация двигательного
режима обеспечивается путем проведения различных подвижных, спортивных игр,
упражнений, занятий физкультурой, организации детского туризма, самостоятельной
двигательной деятельности и т.п.
Значительное внимание в воспитании детей уделяется труду, как части
нравственного
становления.
Воспитательная
деятельность
направлена
на
формирование эмоциональной готовности к труду, элементарных умений и навыков в
различных видах труда, интереса к миру труда взрослых людей. Важным аспектом
является индивидуальный и дифференцированный подходы к детской личности (учет
интересов, предпочтений, способностей, усвоенных умений, личностных симпатий при
постановке трудовых заданий, объединении детей в рабочие подгруппы и т.д.) и
моральная мотивация детского труда.
Для ДО МКОУ СОШ с.п.Арик важно интегрировать семейное и общественное
дошкольное воспитание, сохранить приоритет семейного воспитания, активнее
привлекать семьи к участию в учебно-воспитательном процессе. С этой целью
проводятся родительские собрания, консультации, беседы и дискуссии, круглые столы,
тренинги, викторины, дни открытых дверей, просмотры родителями отдельных форм
работы с детьми, кружки, применяются средства наглядной пропаганды
(информационные бюллетени, родительские уголки, тематические стенды,
фотовыставки и др.), привлекаются родители к проведению праздников, развлечений,
походов, экскурсий и др.
Цель и задачи воспитания
Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный,
творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как
свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны,
укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа
Российской Федерации.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего
общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура,
здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в ДО МКОУ СОШ с.п.Арик
– личностное развитие воспитанников, проявляющееся:
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе
этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в
развитии их социально значимых отношений);
3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта
применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в
приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).
Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности ребенка
единому уровню воспитанности, а на обеспечение позитивной динамики развития его
личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагога по развитию личности
ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию. Их сотрудничество,
партнерские отношения являются важным фактором успеха в достижении цели.
Достижению поставленной цели воспитания дошкольников будет способствовать
решение следующих основных задач:
развитие социальных, нравственных, физических, интеллектуальных,
эстетических качеств; создание благоприятных условий для гармоничного
развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными, гендерными,
индивидуальными особенностями и склонностями;
формирование общей культуры личности, в том числе ценностей здорового и
устойчивого образа жизни, инициативности, самостоятельности и
ответственности, активной жизненной позиции;
развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка;
организация содержательного взаимодействия ребенка с другими детьми,
взрослыми и окружающим миром на основе гуманистических ценностей и
идеалов, прав свободного человека;
воспитание патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее
достижения на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей
и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека,
семьи, общества;
воспитание чувства собственного достоинства в процессе освоения разных
видов социальной культуры, в том числе и многонациональной культуры
народов России и мира, умения общаться с разными людьми;
объединение воспитательных ресурсов семьи и дошкольной организации на
основе традиционных духовно-нравственных ценностей семьи и общества;
установление партнерских взаимоотношений с семьей, оказание ей
психолого-педагогической
поддержки,
повышение
компетентности
родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, развития и
образования детей.
Виды, формы и содержание воспитательной деятельности
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках
следующих направлений воспитательной работы ДО МКОУ СОШ с.п.Арик. Каждое из
них представлено в соответствующем модуле.
Модуль 1. Творческие соревнования
Творческие соревнования позволяют провести воспитательную работу с ребенком
сразу по нескольким направлениям: социально-коммуникативное развитие, умственное
и эстетическое воспитание, вовлечение родителей в процесс воспитания, интеграция
воспитательных усилий.
Творческие соревнования способствуют художественно–эстетическому развитию
ребенка, которое предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового
восприятия произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного),
мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру;
формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки,
художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживанию персонажам
художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности
детей
(изобразительной,
конструктивно-модельной,
музыкальной
и
др.).
Творческие соревнования стимулируют у воспитанников развитие: сенсорных
способностей; чувства ритма, цвета, композиции; умения выражать в художественных
образах свои творческие способности.
Творческое соревнование – не просто мероприятие в стенах детского сада, это
продолжение и расширение образовательного процесса, где развитие получают все
участники процесса: ребенок, родитель и педагог. Родитель и ребенок учатся и
приобретают опыт по взаимодействию для достижения общей цели, реализуя общие
задачи. Родитель учится быть терпеливым и вдумчивым. Ребенок получает первый
социальный опыт участия в конкурсном движении, а родитель учится относиться к
соревнованиям серьезно, знакомясь с положениями, условиями и системой оценки.
Творческие соревнования создают условия для приобретения социального опыта
участия ребенка в конкурсном движении и формирование у родителей педагогической
культуры по подготовке и поддержке своего ребенка в участии в конкурсах.
ДО МКОУ СОШ с.п.Арик проводит творческие соревнования в различных формах,
например, конкурсы, выставки, фестивали. Конкретная форма проведения творческого
соревнования определяется календарным планом воспитательной работы ДО МКОУ
СОШ с.п.Арик.
ДО МКОУ СОШ с.п.Арик помогает подготовиться семье к успешному участию в
конкурсе, консультирует родителей по созданию условий, мотивации, помогают в
подготовке. Педагогам приходится учиться видеть домашние условия и возможности
ребенка, понимать современного родителя и их трудности, быть терпимыми, и
доброжелательными к любому родителю и оказывать посильную помощь в развитии
детей дома.
Через весь процесс подготовки, организации и проведения творческих соревнования
педагогический коллектив детского сада решает для себя важную задачу по
воспитанию родителя и преемственности развития ребенка в семье и детском саду.
Модуль 2. Праздники
Праздники благотворно влияют на развитие психических процессов ребенка: памяти,
внимания; создают прекрасную атмосферу для развития речи ребенка, для закрепления
знаний, полученных на различных занятиях; способствуют его нравственному
воспитанию, развитию социально-коммуникативных навыков.
Чтобы снизить утомляемость детей, нужны частые смены видов деятельности. Для
этих целей на празднике используются игры и представления. Они позволяют детям
расслабиться и подвигаться.
Подготовка к празднику является отличным стимулом для детей на занятиях по
развитию речи и музыке. Малыши разучивают песни, стихи и танцевальные движения
не просто так, а для того, чтобы потом продемонстрировать все свои умения родителям
на детском утреннике, да еще получить за это подарки, которые тоже занимают не
последнее место в мотивации ребенка. Таким образом, воспитатель всегда может
объяснить ребенку, для чего проводится то или иное занятие и почему нужно
стараться. А когда у малыша есть конкретный стимул, он и заниматься будет усерднее.
Во-вторых, праздник – это возможность для родителей получить представление о том,
какие у ребенка взаимоотношения с коллективом и с другими детьми.
В-третьих, праздник в детском саду позволяет родителям сравнить навыки своего
ребенка с умениями сверстников, и, возможно, выделить какие-то проблемные
моменты, над которыми стоит поработать дома. Помимо этого, педагоги могут оценить
поведение ребенка в коллективе: насколько он общителен, не стесняется ли он, и
достаточно ли он дисциплинирован.
Педагогический коллектив вправе не приглашать на праздники в ясельных группах,
потому что малыши нередко реагируют слезами на появление родителей, к которым
нельзя подойти, и теряют весь интерес к празднику. Во время эпидемиологических
вспышек присутствие родителей тоже, как правило, не допускается.
ДО МКОУ СОШ с.п.Арик организует праздники в форме тематических мероприятий,
например, праздник осени, новый год, мамин праздник, день весеннего равноденствия,
день Победы, а также утренников. Конкретная форма проведения праздника
определяется календарным планом воспитательной работы ДО МКОУ СОШ с.п.Арик.
Модуль 3. Фольклорные мероприятия
Фольклорные мероприятия могут пересекаться с праздниками, но существенно
отличаются от остальных воспитательных мероприятий детского сада тем, что
направлены на приобщение к истокам национальной культуры народов, населяющих
Республику, формирование у детей основ нравственности на лучших образцах
национальной культуры, народных традициях и обычаях. Создание условий для
проявления детьми своих способностей в музыке, живописи, танцах, театре и
литературе.
При проведении фольклорного мероприятия важно продумать его форму и сценарий.
Например, это могут быть: тематическая беседа: «Неписанные законы нравственностиадыгский этикет»; Развлечение - «Iуэры1уатэ – дыщэ пхъуантэ»; Драматизация сказки:
«Подвиг Сосруко»; «Си бзэ, си псэ, си дуней»- литературный вечер. «Неделя родного
языка»- сказки и игры моего народа. Конкретная форма проведения фольклорного
мероприятия определяется календарным планом воспитательной работы ДО МКОУ
СОШ с.п.Арик.
Педагоги, занятые в организации фольклорного мероприятия должны учитывать
важность поисковых действий и предварительной работы, построенных в каждом
случае на взаимодействии и сотрудничестве взрослых и дошкольников. Например,
познакомить ребенка с балкарскими, кабардинскими народными играми. Учить детей
самостоятельно организовывать знакомые национальные подвижные игры,
совершенствование двигательных умений и навыков детей. Формирование правильной
осанки, умение выполнять движения осознанно, красиво, быстро и ловко.
В основе фольклорных мероприятий лежит комплексный подход к воспитанию и
развитию дошкольников:
формирование духовно-нравственных норм и ценностей;
раскрепощение, снятие эмоционального напряжения;
социализация, развитие коммуникативных навыков.
В процессе проведения фольклорного мероприятия ребенок участвует в разных видах
деятельности, организованных , согласно принципам природосообразности детей:
игровой, музыкальной, театрализованной и коммуникативной.
Основные направления самоанализа воспитательной работы
Самоанализ организуемой в ДО МКОУ СОШ с.п.Арик воспитательной работы
осуществляется по выбранным детским садом направлениям и проводится с целью
выявления основных проблем воспитания дошкольников и последующего их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной организации с
привлечением (при необходимости и по самостоятельному решению администрации
образовательной организации) внешних экспертов.
Основными принципами, на основе которых осуществляется
воспитательной работы в ДО МКОУ СОШ с.п.Арик, являются:
самоанализ
принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа,
ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам,
так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;
принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий
экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных –
таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и
отношений между воспитанниками и педагогами;
принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий
экспертов на использование его результатов для совершенствования
воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и
задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы,
адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми
деятельности;
принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития
воспитанников, ориентирующий экспертов на понимание того, что
личностное развитие детей – это результат как социального воспитания (в
котором детский сад участвует наряду с семьей и другими социальными
институтами), так и стихийной социализации и саморазвития детей.
Направления анализа зависят от анализируемых объектов. Основными объектами
анализа организуемого в ДО МКОУ СОШ с.п.Арик воспитательного процесса
являются:
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития дошкольников.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика
личностного развития воспитанника каждой группы.
Осуществляется анализ воспитателями совместно с заведующим структурным
подразделением , последующим обсуждением его результатов на заседании малого
педагогического совета ДО МКОУ СОШ с.п.Арик.
Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и
саморазвития воспитанников является педагогическое наблюдение. Внимание
педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде существовавшие
проблемы личностного развития воспитанников удалось решить за минувший учебный
год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились,
над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу.
2. Состояние организуемой в ДО МКОУ СОШ с.п.Арик совместной деятельности
детей и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в
детском саду комфортной и личностно развивающей совместной деятельности детей и
взрослых.
Осуществляется анализ зав.структурным подразделением и воспитателями.
Способами получения информации о состоянии организуемой в детском саду
совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы со родителями,
педагогами, при необходимости – их анкетирование. Полученные результаты
обсуждаются на заседании малого педагогического совета ДО МКОУ СОШ с.п.Арик.
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с:
качеством проводимых общесадовских мероприятий;
качеством совместной деятельности воспитателей и родителей;
качеством проводимых экскурсий, экспедиций, походов;
качеством организации творческих соревнований, праздников и фольклорных
мероприятий.
Итогом самоанализа организуемой воспитательной работы в ДО МКОУ СОШ с.п.Арик
является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать
педагогическому коллективу.