Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы Пояснительная записка Развитие современного производства дало толчок такому направлению как микроэлектроника. Все больше устройств появляется в окружающем мире, которые содержат в себе электрические компоненты, датчики и другие элементы. С другой стороны, одной из ключевых проблем в России является ее недостаточная обеспеченность инженерными кадрами. Сейчас необходимо активно начинать массовую популяризацию профессии инженера и вести эффективную планомерную работу по профориентации. Детям нужны образцы для подражания в области инженерной деятельности. Программа «Мир Arduino» направлена на профориентацию молодёжи на инженерноконструкторские специальности. Занятия позволяют обучающимся ощутить волшебство в работе инженера, дадут почувствовать творческий путь от «идеи» до её «реализации», т.е. весь производственный цикл. Микроэлектроника является эффективным методом для изучения важных областей науки, технологии, конструирования, математики и входит в новую международную образовательную парадигму: STEM-образование (Science, Technology, Engineering, Mathematics). Интерес подрастающего поколения к микропроцессорам, программированию и желание освоить современную радио- и микроэлектронику делает педагогически целесообразным ознакомление учащихся с основами знаний в этих областях, используя технологии современного уровня. Изучение взаимодействия электронных устройств предоставит новое поле для творческой деятельности учащихся. Направленность программы- Техническая Уровень программы – Базовый. Вид программы: Модифицированный Нормативно-правовая база, на основе которой разработана программа: Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации»; Национальный проект «Образование». Федеральный проект «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование». Конвенция ООН о правах ребенка. Приоритетный проект от 30.11.2016 г. № 11 «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденный протоколом заседания президиума при Президенте РФ Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года». Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года». Постановление Правительства РФ от 20.10.2021 г. № 1802 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации». Приказ Минобрнауки России от 25.10.2013 г. №1185 «Об утверждении примерной формы договора об образовании по дополнительным общеобразовательным программам». Приказ Минобразования РФ от 22.12.2014 г. № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре». Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.11.2015 г. №1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания при этом необходимой помощи». Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей». Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05.08.2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ». Приказ Минпросвещения России от 16.09.2020 г. № 500 «Об утверждении примерной формы договора об образовании по дополнительным общеобразовательным программам». Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». Приказ Минобрнауки РФ от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)») Письмо Минобрнауки РФ от 03.04.2015 г. №АП-512/02 «О направлении методических рекомендаций по НОКО» (вместе с «Методическими рекомендациями по независимой оценке качества образования образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность»). Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2016 г. №ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учётом их особых образовательных потребностей»). Письмо Минобрнауки РФ от 28.04.2017 г. №ВК-1232/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей»). Постановление Главного государственного санитарного врача от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 14.08.2020 г. №831 «Об утверждении Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату предоставления информации». Закон Кабардино-Балкарской Республики от 24.04.2014 г. № 23-РЗ «Об образовании». Приказ Минобрнауки КБР от 17.08.2015 г. № 778 «Об утверждении Региональных требований к регламентации деятельности государственных образовательных учреждений дополнительного образования детей в Кабардино-Балкарской Республике». Распоряжение Правительства КБР от 26.05.2020 г. №242-рп «Об утверждении Концепции внедрения модели персонифицированного дополнительного образования детей в КБР». Приказ Минпросвещения КБР от 14.09.2022 г. №22/756 «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в КБР». Письмо Минпросвещения КБР от 02.06.2022 г. №22-01-32/4896 «Методические рекомендации по разработке и реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые и модульные)». Письмо Минпросвещения КБР от 26.12.2022 г. №22-01-32/11324 «Методические рекомендации по разработке и экспертизе качества авторских дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ». Уставом муниципального образовательного учреждения МКОУ СОШ с.п. Арик. Локальными актами МКОУ СОШ с.п. Арик. Актуальность программы: Актуальность программы обусловлена временем и заключается в формировании мотивации к получению инженерно-технических специальностей для возможного продолжения учебы в ВУЗах и последующей работы на предприятиях по инженерно- техническим специальностям. В результате обучения у учащихся складывается общее впечатление о решаемых инженерами задачах, об используемых методах работы. Программа включает определенный объем теоретических знаний и формы обучения детей на практических занятиях, является первым шагом в процессе знакомства учащихся с основами программирования и микроэлектроники, а также ориентирует школьников на выбор профессии. Мультимедийная среда mBlock позволяет сформировать у детей стойкий интерес к программированию, отвечает всем современным требованиям объектно- ориентированного программирования. Среда mBlock позволяет сформировать навыки программирования, раскрыть технологию программирования. С помощью платформы Arduino учащийся может создать различные проекты и запрограммировать их на выполнение определенных функций. Новизна: основной акцент в освоении данной программы делается на использование проектной деятельности и самостоятельность в создании проектов и роботов, что позволяет получить полноценные и конкурентоспособные продукты. Проектная деятельность, используемая в процессе обучения, способствует развитию основных компетентностей учащегося, а также обеспечивает связь процесса обучения с практической деятельности за рамками образовательного процесса. При изготовлении моделей обучающиеся сталкиваются с решением вопросов построения радиотехнических и электронных схем, у них вырабатывается инженерный подход к решению встречающихся проблем. Отличительной особенностью от уже существующих по данному направлению программ является доступность, адаптированность предлагаемых к изучению материалов для учащихся заявленного возраста. Адаптированность можно рассматривать как новый подход к изучению алгоритмических основ информатики и пропедевтики программирования через среду программирования mBlock. Доступность выражается в свободном доступе программы в сети Интернет. Педагогическая целесообразность состоит в том, что данная программа позволит выявить заинтересованных обучающихся, проявивших интерес к знаниям, оказать им помощь в формировании устойчивого интереса к построению радиоэлектронных схем и программированию микропроцессорной техники. В результате её успешной реализации ожидается увеличение числа желающих продолжить свое обучении в профильных учреждениях высшего и среднего звена. Адресат программы: обучающиеся 10 - 14 лет. Срок реализации: 1 год, 144 часов. Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа с 10 минутным перерывом, продолжительность занятий 40 минут Наполняемость группы: Группы состоят из 23 человек, во время практической части группы делятся на подгруппы по 12 человек. Форма обучения: очная. Формы занятий: индивидуальная, групповая. Цель и задачи программы Цель программы – обучение учащихся принципам и методам разработки, конструирования и программирования управляемых электронных устройств на базе вычислительной платформы Arduino (Ардуино), основам программирования в визуальной среде программирования mBlock (мблок ) и Arduino IDE, развитие научно–технических творческих способностей и формирование устойчивой мотивации к техническому творчеству. Задачи: Личностные: • развить коммуникативную компетенцию: навыков сотрудничества в коллективе, участия в беседе, обсуждении; • развить социально-трудовую компетенцию: воспитания трудолюбия, самостоятельности, умения доводить начатое дело до конца. Предметные: • обучить основам программирования в среде mBlock, получение первоначальных навыков объектно-ориентированного программирования, возможности создания собственных программных проектов; • сформировать навыки разработки, тестирования и отладки несложных программ; • сформировать навыки разработки проектов: интерактивных историй, игр, обучающих программ; • ознакомить с техническими возможностями Arduino; • ознакомить со средой программирования Arduino IDE; • получить навыки работы с датчиками, сенсорами, светодиодами, дисплеями, двигателями, совместимыми с платформой Arduino; • получить навыки программирования микроэлектроники на базе платформы Arduino. Метапредметные: • развить конструкторские навыки; • развить интерес к научно-техническому, инженерно-конструкторскому творчеству. • развить логическое мышление и творческие способности; • развить пространственное воображение; • сформировать и развить информационную компетенцию: навыков работы с различными источниками информации, умения самостоятельно искать, извлекать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию; • развить фантазию и воображение и творческих способностей; • развить изобретательские, конструкторские способности; • развить самостоятельность и сформировать умение работать в паре, малой группе, коллективе. Учебный план № Наименование темы Количество часов Всего Теория Практика Форма аттестации /контроля Раздел 1: Знакомство с mBlock создание проектов. (28 ч.) 1 2 3 4 5 6 7 8 Вводное занятие. mBlock 4 2 2 Беседа и . Знакомство со средой. практические Навигация. Управление работы спрайтами. mBlock. Навигация 6 2 4 Практические в среде mBlock. работы Управление. Скрипты. Костюмы. Звуки. 6 2 4 Практические mBlock. Основные работы приемы программирования. Мультипликация. mBlock. Проектная 12 12 Проектная деятельность. Создание деятельность игр. Раздел 2: Программирование микроконтроллеров Arduino.(116 ч.) Arduino. Знакомство с микроконтроллером. Возможности платформы. Основные электронные компоненты. Среда программирования для Ардуино (Arduino IDE). Arduino. Основные принципы программирования микроконтроллеров. Аналоговые и цифровые входы и выходы. Arduino. Широтноимпульсная модуляция. Arduino. Сенсоры и датчики. Беседа 2 2 6 2 4 4 1 3 8 2 6 Беседа, тестирование, практические работы Практические работы Практические работы 9 10 Arduino. Кнопка - датчик касания. Потенциометры. Фоторезисторы. Arduino. Управление двигателями Практические работы, тестирование 8 2 6 8 2 6 Практические работы 16 Проектная деятельность 11 Arduino. Проектная деятельность и разработка своей модели 12 Arduino. Беспроводная передача данных. Инфракрасные и ультразвуковые дальномеры. Arduino. Жидкокристаллический экран. Библиотеки. 6 1 5 Практические работы 6 1 5 Практические работы 14 Построение робототизированной платформы для передвижения по линии. 16 4 12 Практические работы состязание 15 Построение робототизированной платформы для передвижения по лабиринту. Разработка, сборка, программирование своей модели. Проектная деятельность. 16 4 12 Практические работы состязание 20 Проектная Деятельность практические работы Итого 144 13 16 16 20 27 117 Содержание учебного плана На каждый раздел отведено определенное количество часов. Каждый раздел включает теоретические и практические занятия, так и совмещение теории и практики в одном занятии. Также каждый раздел подразумевает ведение исследовательской работы. Раздел 1: Знакомство с mBlock создание проектов. (28 ч.) Тема 1: Вводное занятие. mBlock. Знакомство со средой. Навигация. Управление спрайтами. -4ч. Теория: знакомство с детьми. О программе и прогнозируемых результатах. Правила ТБ и внутреннего распорядка. Знакомство со средой Мблок. Понятие спрайта и объекта. Практика: создание и редактирование спрайтов и фонов для сцены. Тема 2: mBlock. Навигация в среде mBlock. Управление. Скрипты. Костюмы. Звуки. -6ч. Теория: координатная плоскость. Блоки скриптов Движение, Внешность, Звук, Перо. Костюмы спрайтов. Звуки. Практика: программирование из блоков Движение, Внешность, Звук, Перов. Смена костюмов. Первые проекты: догонялки, путешествие. Тема3: mBlock. Основные приемы программирования. Мультипликация. 6ч. Теория: понятие Цикл. Блоки скриптов События, Управление, Сенсоры. Практика: программирование из блоков События, Управление, Сенсоры. анимированные истории: осень, берегись автомобиля, путешествие бабочки. Первые Тема4: mBlock. Проектная деятельность. Создание игр. -12ч. Практика: проекты часы с кукушкой, как я хожу в школу, моя дача, зима. Создание игр космические захватчики, арканойд. Раздел 2: Программирование микроконтроллеров Arduino.(116 ч.) Тема5: Arduino. Знакомство с микроконтроллером. Возможности платформы. Основные электронные компоненты. Среда программирования для Ардуино (Arduino IDE). - 2ч. Теория: роль микроэлектроники на современном этапе развития общества. Основные понятия микроэлектроники. Правила техники безопасности при работе с электронными компонентами. Структура и состав Ардуино. Среды для программирования Scratch for Arduino и Arduino IDE. Напряжение. Сила тока. Сопротивление. Единицы измерения. Тема6: Arduino. Основные принципы программирования микроконтроллеров. Аналоговые и цифровые входы и выходы. - 6ч. Теория: основы проектирования и моделирования электронного устройства на базе Ардуино Управление электричеством. Законы электричества. Чтение электрических схем. Практика: управление светодиодом на макетной доске, светофор, мигающие светодиоды. Тема 7: Arduino. Широтно-импульсная модуляция. -4ч. Теория: аналоговый и цифровой сигналы. Широтно-импульсная модуляция. Практика: управление яркостью светодиода, нарастающая яркость, трехцветный светодиод. Тема8: Arduino. Сенсоры и датчики. -8ч. Теория: понятие сенсора. Цифровые сенсоры. Датчик расстояния. Аналоговые сенсоры. Датчик звука. Датчики температуры. Практика: создание модели пожарной сигнализации, пианино, бьющееся сердце, ночь/день. Тема9: Arduino. Кнопка - датчик касания. Потенциометры. Фоторезисторы. -8ч. Теория: кнопка как датчик нажатия. Кнопочный выключатель. Преобразование сигнала. Делитель напряжения. Потенциометр. Использование потенциометра для регулирования времени мигания светодиода. Фоторезистор. Практика: модель системы управления автоматическим включением / выключением освещения, игра кнопочные ковбои, ночь/день. Тема10: Arduino. Управление двигателями. -8ч. Теория: Движение объектов. Постоянные двигатели. Шаговые двигатели. Серводвигатели. Основы управления сервоприводом. Драйвер мотора. Практика: скорость вращения мотора, изменение направления вращения, угол поворота сервомоторов. Тема11: Arduino. Проектная деятельность и разработка своей модели. -16ч. Практика: сборка, программирование, настройка и тестирование моделей: электронные часы с будильником; таймер; метеостанция; управляемый светильник; ростомер; гирлянда, зажигающаяся от хлопка; управление освещением от пульта; мобильные роботы. Разработка, сборка, программирование своей модели на тему домашний или веселый помощник. Тема12: Arduino. Беспроводная передача данных. Инфракрасные и ультразвуковые дальномеры. -6ч. Теория: беспроводная система передачи показаний, скорость передачи данных. Принципы работы инфракрасных и ультразвуковых датчиков, системы применения. Практика: беспроводная метеостанция, построение карты местности, объезд препятствий, движение за препятствием. Тема13: Arduino. Жидкокристаллический экран. Библиотеки. -6ч. Теория: жидкокристаллический экран (ЖК-экран). Характеристики. Основные команды для вывода информации на экран. Практика: подключение символьного дисплея к микроконтроллеру. Бегущая строка. Тема14: Построение роботизированной платформы для передвижения по линии. -16ч. Теория: подвижная платформа, датчик линии, алгоритмы движения по линии, ПД-регулятор. Практика: сборка и программирование мобильной платформы для езды по линии с одним и двумя датчиками цвета, ПД-регулятор, подбор параметров пропорциональной и дифференциальной составляющей регулятора. Тема15: Построение роботизированной платформы для передвижения по лабиринту. -16ч. Теория: принципы построения и программирования мобильной платформы для езды по лабиринту и поиску выхода. Практика: сборка и программирование мобильной платформы для езды по лабиринту и поиску выхода из лабиринта, правило левой/правой руки. Тема16: Разработка, сборка, программирование своей модели. Проектная деятельность. 20ч. Практика: сборка, программирование, настройка и тестирование моделей: система полива растений, ночной светильник, электронный сейф, тир, беспроводная метеостанция. Планируемые результаты Личностные: У обучающихся будет/будут: • развита коммуникативная компетенция: навыков сотрудничества в коллективе, участия в беседе, обсуждении; • развита социально-трудовая компетенция: воспитания трудолюбия, самостоятельности, умения доводить начатое дело до конца. Предметные: У обучающихся будет/будут: • • • • • • • обучены основам программирования в среде mBlock, получение первоначальных навыков объектно-ориентированного программирования, возможности создания собственных программных проектов; сформированы навыки разработки, тестирования и отладки несложных программ; сформированы навыки разработки проектов: интерактивных историй, игр, обучающих программ; ознакомлены с техническими возможностями Arduino; ознакомлены со средой программирования Arduino IDE; получены навыки работы с датчиками, сенсорами, светодиодами, дисплеями, двигателями, совместимыми с платформой Arduino; получены навыки программирования микроэлектроники на базе платформы Arduino. Метапредметные: У обучающихся будет/будут: • • • • • • • • развиты конструкторские навыки; развит интерес к научно-техническому, инженерно-конструкторскому творчеству. развита логическое мышление и творческие способности; развита пространственное воображение; сформированы и развита информационная компетенция: навыков работы с различными источниками информации, умения самостоятельно искать, извлекать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию; развита фантазия и воображение, и творческие способности; развиты изобретательские, конструкторские способности; развита самостоятельность и сформирована умение работать в паре, малой группе, коллективе. Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий Календарный учебный график Год обучения базовый Дата начала учебного года Дата Количество Количество Режим окончания занятий учебных учебных учебного недель часов в год года 01.09 31.05 36 144 2 раза в неделю по 2ч. Условия реализации программы Занятия проходят в хорошо проветриваемом и освещённом классе, оборудованном мебелью, соответствующей постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» и нормам возрастной физиологии (парты, стулья, учительский стол и стул). Предметно-развивающая среда соответствует интересам и потребностям детей, целям и задачам программы. На занятиях используются материалы, безопасность которых подтверждена санитарно-эпидемиологическим условиям. Кадровое обеспечение Реализация программы обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими: среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, опыт дистанционной деятельности, а также прошедших курсы повышения квалификации по профилю деятельности. Материально-техническое обеспечение Для эффективной реализации программы необходимы персональные компьютеры или ноутбуки с тактовой частотой процессора более 2 ГГц, оперативной памятью не менее 2 Гб, 2 Гб свободного места на жестком диске, монитор XGA (1024 x 768). Необходимо наличие минимум 2ух портов USB2.0 или выше. Установленная операционная система Windows 7 (32/64-битная) и выше. Рабочее место каждого обучающегося должно быть укомплектовано клавиатурой и позиционным манипулятором («мышью»), техническими средствами и инструментами (конструкторами): № Наименование Кол-во 1 Набор Arduino 1 2 Плата расширения 1 3 Макетная плата 1 4 Модуль беспроводной связи 1 5 Беспроводной приёмник на 433 МГц 1 6 1 7 Беспроводной передатчик на 433 МГц Герметичный датчик температуры DS18B20 8 Датчик линии аналоговый 1 9 Датчик шума 1 10 ИК-приёмник 1 11 Кнопка тактовая с колпачком 4 12 Потенциометр 1 13 Ультразвуковой дальномер HC-SR04 1 14 Цифровой датчик температуры и влажности 1 15 Батарейный отсек 4 AA 1 16 Микросервопривод 2 17 18 19 20 Сервопривод Микромотор 12 мм. Блок питания Платформа для робота 1 1 1 1 1 Рабочее место преподавателя должно быть оснащено классной доской, ПК или ноутбуком с аналогичными ученическим техническими характеристиками, мультимедийной доской и проектором для демонстрации приемов работы и изложения нового материала, лазерный монохромный принтер, сканер, копир. Методы работы Методы работы, используемые на занятиях. В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения: лекция, практическое занятие, работа в парах, работа малыми группами, презентации работы с электронными карточками, игра, учебный проект. Учебно-методическое и информационное обеспечение № п/п 1. 2. Методы и приемы Словесный метод (беседа, описание, разъяснение, рассуждение). Объяснительно иллюстративны йметод (восприятие иусвоение готовой информации ) Практически йметод Раздел (тема учебногоплана) Знакомство с mBlock создание проектов. Форма занятия Беседа, объяснение материала, творческие задания, рассказ, самостоятельная работа, работа с книгой. Методические пособия, ЭОР Блюм Джереми. «Изучаем Arduino». СанктПетербург: изд. БХВПетербург, 2015. – 334 с. . Формы контроля Беседа, тестиров ание, практиче ские работы Программировани е микроконтроллер ов Объяснение материала, Блюм Джереми. Беседа практиче (самостоятельна я работа, работа под руководством педагога, выполнение упражнений, творческое задание). Исследовательск ий (Творческий) метод (самостоятельна я творческая деятельность) Arduino. творческие задания, беседа, рассказ, самостоятельна я работа, выставка. «Изучаем Arduino». СанктПетербург: изд. БХВПетербург, 2015. – 334 с. ские работы, защита минипроектов , презента ция проектов Формы аттестации / контроля наблюдение, беседа; анкетирование, тестирование; демонстрация проекта. входящая, промежуточная и итоговая диагностики. Оценочные материалы тесты; карточки-задания; Контроль знаний, обучающихся будет организован путем представления самостоятельных готовых проектов умного дома на базе микроконтроллера Arduino. Критерии оценки: Максимальное количество баллов по заданию – 3 баллов. За каждый пункт учащийся может набрать по 1 баллу. 3 балла - задача решена новыми оригинальными методами. 2балла - использование нового подхода к решению идеи. 1балл - используются традиционные методы решения Список литературы для педагогов 1. Блюм Джереми. «Изучаем Arduino». - Санкт-Петербург: изд. БХВ-Петербург, 2015. – 334 с. 2. Монк С. «Программируем Arduino. Основы работы со скетчами», - СанктПетербург: изд. Питер, 2016. – 176 с. 3. Пашковская Ю. В. «Творческие задания в среде Scratch: рабочая тетрадь для 5 — 6 классов». – Москва: изд. БИНОМ Лаборатория знаний, 2013. – 201 с. Список литературы для обучающихся 1. Платт Чарльз. «Электроника для начинающих».- Санкт-Петербург: изд. БХВПетербург, 2012. – 480 с. 2. Петин В. «Проекты с использованием контроллера Arduino». - Санкт- Петербург: изд. БХВ-Петербург, 2015. – 448 с. 3. Первый шаг в робототехнику: практикум для 5–6 класcов / Д. Г. Копосов / М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 Интернет ресурсы 1. Официальный сайт Scratch. [Электронный ресурс]. URL: http://scratch.mit.edu (дата обращения 29.08.2016). 2. Скретч в Летописи.ру. [Электронный ресурс]. URL: http://letopisi.ru/index.php/Скретч (дата обращения 29.08.2016). 3. Учитесь со Scratch. [Электронный ресурс]. URL: http://setilab.ru/scratch/category/commun (дата обращения 29.08.2016). 4. Русская версия оффициального сайта Arduino. [Электронный ресурс]. URL: http://www.arduino.ru (дата обращения 29.08.2016). 5. Теоретические основы схемотехники. [Электронный ресурс].URL: http://wiki.amperka.ru (дата обращения 29.08.2016).