ДООМ Мастерская scratch

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы.
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мастерская
Scratch» имеет техническую направленность, она предназначена для
получения
дополнительных знаний в области программирования в игровой учащимися, увлекательной
форме, используя язык программирования: Scratch.
Scratch — это визуальная объектно-ориентированная среда программирования, которая
позволяет создавать собственные анимированные и интерактивные истории, игры и другие
произведения. Среда Scratch позволяет сформировать навыки программирования, раскрыть
технологию программирования, создает условия для творческой самореализации и
самоопределения младших и средних школьников. Особое внимание уделяется развитию
логического и пространственного мышления.
Направленность программы- Техническая.
Уровень программы – Базовый.
Вид программы: Модифицированный.
Нормативно-правовая база, на основе которой разработана программа:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Национальный проект «Образование».
3. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».
4. Конвенция ООН о правах ребенка.
5. Приоритетный проект от 30.11.2016 г. № 11 «Доступное дополнительное образование для
детей», утвержденный протоколом заседания президиума при Президенте РФ.
6. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии
развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года».
7. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции
развития дополнительного образования детей до 2030 года».
8. Постановление Правительства РФ от 20.10.2021 г. № 1802 «Об утверждении Правил
размещения на официальном сайте образовательной организации в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной
организации».
9. Приказ Минобрнауки России от 25.10.2013 г. №1185 «Об утверждении примерной формы
договора об образовании по дополнительным общеобразовательным программам».
10. Приказ Минобразования РФ от 22.12.2014 г. № 1601 «О продолжительности рабочего
времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических
работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в
трудовом договоре».
11. Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.11.2015 г. №1309 «Об утверждении
Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов и предоставляемых услуг в сфере
образования, а также оказания при этом необходимой помощи».
12. Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой
модели развития региональной системы дополнительного образования детей».
13. Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05.08.2020 г. № 882/391 «Об
организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации
образовательных программ».
14. Приказ Минпросвещения России от 16.09.2020 г. № 500 «Об утверждении примерной формы
договора об образовании по дополнительным общеобразовательным программам».

15. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021 г. № 652н «Об
утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых».
16. Приказ Минобрнауки РФ от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
17. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»).
18. Письмо Минобрнауки РФ от 03.04.2015 г. №АП-512/02 «О направлении методических
рекомендаций по НОКО» (вместе с «Методическими рекомендациями по независимой оценке
качества
образования
образовательной
деятельности
организаций,
осуществляющих
образовательную деятельность»).
19. Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2016 г. №ВК-641/09 «О направлении методических
рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных
дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями
здоровья, включая детей-инвалидов, с учётом их особых образовательных потребностей»).
20. Письмо Минобрнауки РФ от 28.04.2017 г. №ВК-1232/09 «О направлении методических
рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации независимой оценки
качества дополнительного образования детей»).
21. Постановление Главного государственного санитарного врача от 28.09.2020 г. № 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
22. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 г. № 761н
«Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей,
специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников
образования».
23. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 14.08.2020 г. №831
«Об утверждении Требований к структуре официального сайта образовательной организации в
информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату предоставления информации».
24. Закон Кабардино-Балкарской Республики от 24.04.2014 г. № 23-РЗ «Об образовании».
25. Приказ Минобрнауки КБР от 17.08.2015 г. № 778 «Об утверждении Региональных
требований к регламентации деятельности государственных образовательных учреждений
дополнительного образования детей в Кабардино-Балкарской Республике».
26. Распоряжение Правительства КБР от 26.05.2020 г. №242-рп «Об утверждении Концепции
внедрения модели персонифицированного дополнительного образования детей в КБР».
27. Приказ Минпросвещения КБР от 14.09.2022 г. №22/756 «Об утверждении Правил
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в КБР».
28. Письмо Минпросвещения КБР от 02.06.2022 г. №22-01-32/4896 «Методические
рекомендации по разработке и реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые и модульные)».
29. Письмо Минпросвещения КБР от 26.12.2022 г. №22-01-32/11324 «Методические
рекомендации по разработке и экспертизе качества авторских дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ».
30. Устав МКОУ СОШ с.п. Арик.
Актуальность программы: определяется тем, что она направлена на знакомство
школьников с программированием, развитие их аналитических способностей и личных качеств.
Программа является базовой основой для обучения объектно-ориентированным языкам.
Обучение программированию школьников среднего возраста должно осуществляться на
специальном языке программирования, который будет понятен детям, будет легок для освоения
и соответствовать современным направлениям в программировании. Для реализации данного
курса предлагается использовать среду Scratch, которая позволяет сформировать у детей
стойкий интерес к программированию, отвечает всем современным требованиям объектноориентированного программирования. Scratch — это визуальная объектно-ориентированная
среда программирования, которая позволяет создавать собственные анимированные и

интерактивные истории, игры и другие произведения.
Среда Scratch позволяет сформировать навыки программирования, раскрыть технологию
программирования, создает условия для творческой самореализации и самоопределения
младших и средних школьников. Особое внимание уделяется развитию логического и
пространственного мышления.
Программа предусматривает обучение детей, имеющих пользовательский уровень
работы на компьютере.
Новизна программы заключается в том, что программа построена с упором на
практику. Учащиеся из потребителей цифрового контента (игр, мультфильмов) превращаются в
творцов этого самого контента. На занятиях они будут работать в условиях, близких к тем, в
которых работают взрослые программисты в настоящих проектах. Введение в базовое
программирование с отображением и получением готового результата в виде игры (Scratch
подводит к понятиям «переменные», «массив», дети проходят различные алгоритмические
конструкции с различными исходами в одной и той же программе – игре).
Отличительные особенности программы:
Программа может быть скорректирована в зависимости от возраста учащихся.
Некоторые темы взаимосвязаны со школьным курсом и могут с одной стороны служить
пропедевтикой, с другой стороны опираться на него
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что её реализация
позволяет повысить эффективность познавательного процесса обучающихся. Программа
является целостной и непрерывной в течение всего процесса обучения, и позволяет
школьнику шаг за шагом раскрывать в себе творческие возможности.







Адресат программы: обучающиеся 8 - 12 лет.
Срок реализации: 1 год, 144 часов.
Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа с 10
минутным перерывом, продолжительность занятий 40 минут
Наполняемость группы: Группы состоят из 23 человек, во время практической части
группы делятся на подгруппы по 12 человек.
Форма обучения: очная.
Формы занятий: индивидуальная, групповая.

Цель и задачи программы
Цель программы: формирование основ работы в среде Scratch, развитие навыков в
области программирования и создания научно-познавательных и творческих проектов,
формирование интеллектуального и творческого мышления на основе базовых представлений
о программировании и алгоритмизации.
Задачи:

 Развить умения довести решение задачи до работающей модели;
 Развить умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать
свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на
вопросы путем логических рассуждений.

 Развить умения работать по предложенным инструкциям;
Личностные:

 Развить индивидуальные способности ребенка;
 Развить умения творчески подходить к решению задачи;
 Воспитать доброжелательного, интеллигентного человека, осознающего свою

творческую индивидуальность и то же время умеющего работать в коллективе.

 Сформировать адаптивную среду для обучающихся;
 Развить инициативность и самостоятельность при постановке и решении задач и
проблем.
Предметные:

 Развить у обучающихся потребность к творчеству и умение применять изученные
системы программирования в творческих работах и для разработки программ по
заданиям учителей-предметников.

 Развить мотивацию на успех в реализации своих проектов, волю к доработке их до
полного завершения.

 Развить потребность овладения

новыми знаниями и умениями
программирования, информатики и информационных технологий.

в

сфере

Метапредметные :

 Изучить основы базовых алгоритмических конструкций.
 Ознакомить с понятием переменной.
 Овладеть навыками алгоритмизации задачи.
 Овладеть понятиями объект, обработка событий.
 Сформировать навыки разработки, тестирования и отладки несложных программ.
 Ознакомить с понятием проекта, его структуры, дизайна и разработки.
 Выработать навыки работы в сети Интернет для поиска информации и обмена
проектами в сети.
Учебный план

Количество часов

№
Наименование раздела

Всего

Теория

Практика

Форма
аттестации/
контроля

Раздел 1: Введение в мир программирования. (6 ч.)
1.

Введение в мир программирования.

2

1

1

беседа

2.

Думай, как компьютер.

2

1

1

беседа

3.

Что такое компьютерная программа.

2

2

6

4

Итого

беседа
практические
работы
2

Раздел 2: Основные приемы программирования и создания проектов в среде
Scratch.(74ч.)

4.

Знакомство со средой Scratch.

2

1

1

беседа
практические
работы

5.

Спрайты. Библиотеки костюмов и

2

1

1

беседа
практические
работы

сцен.
6.

Графический редактор Scratch.

4

1

3

беседа
практические
работы

7.

Учимся управлять спрайтами.

2

1

1

беседа
практические
работы

8.

Создание спецэффектов - команды

4

1

3

беседа
практические
работы
наблюдение

«Внешность».
9.

Навигация в среде Scratch.

4

1

3

беседа
практические
работы
наблюдение

10.

Команды группы «Перо».

4

1

3

беседа
практические
работы

11.

Команды управления. Простые
циклы.

4

1

3

беседа
практические
работы
наблюдение

12.

Вложенные циклы.

4

1

3

беседа
практические
работы
наблюдение

13.

Команды группы - «Звук».

4

1

3

беседа
практические
работы
наблюдение

14.

Звуковые

2

1

1

беседа
практические
работы
наблюдение

события.

Распознавание

движения.
15.

Обмен сообщениями.

4

1

3

тестирование
практические
работы
наблюдение

16.

Блоки Scratch: обзор и типы данных.

2

1

1

беседа
практические
работы
наблюдение

17.

Математические операторы.

4

1

2

беседа
практические
работы
наблюдение

18.

Проект «Генератор кубиков».

19.

Считывание и распознавание.

2

2

беседа
практические
работы
наблюдение

3

1

2

беседа
практические
работы
наблюдение

20. Истина или ложь.

3

1

2

беседа
практические
работы
наблюдение

21. Принятие решений и ветвление.

3

1

2

беседа
практические
работы
наблюдение

22. Проект «Простой Paint».

3

1

2

беседа
практические
работы
наблюдение

2

беседа
практические
работы
наблюдение

23. Игра «Лабиринт».

2

24. Как не зациклится.

3

1

2

беседа
практические
работы
наблюдение

25. Команды

3

1

2

беседа
практические
работы
наблюдение

26. Строки и списки.

3

1

2

беседа
практические
работы
наблюдение

27. Создание блоков.

3

1

2

тестирование
практические
работы
наблюдение

Итого

74

22

52

группы - «Данные».

Переменные.

Раздел 3: Разработка групповых проектов в среде Scratch. (46 ч.)
28. Создание мультфильмов в среде

6

6

беседа
практические
работы
наблюдение

4

4

беседа
практические
работы
наблюдение

Scratch.
29. Создание комиксов в среде Scratch.

30. Создание интерактивных
поздравительных открыток в среде

4

4

беседа
практические
работы
наблюдение

4

4

беседа
практические
работы
наблюдение

6

6

беседа
практические
работы
наблюдение

33. Создание интерактивных игр.

6

6

беседа
практические
работы
наблюдение

34. Создание интерактивных тестов.

6

6

беседа
практические
работы
наблюдение

35. Создание

4

4

беседа
практические
работы
наблюдение

6

6

тестирование
практические
работы защита
минипроектов

46

46

Scratch.
31. Создание презентаций в среде
Scratch.
32. Создание

компьютерных

игр

среде Scratch.

музыкального

клипа

среде Scratch.
36. Создание учащимися разных
Проектов.

Итого

Раздел 4: Выполнение творческой работы - создание личного проекта в среде
Scratch.(18 ч.)
беседа
практические
работы защита
минипроектов

37. Разработка личного проекта.

2

38. Дизайн проекта.

4

4

39. Программируем проект.

5

5

40. Тестирование и отладка проекта.

3

3

2

беседа
практические
работы защита
минипроектов
тестирование
практические
работы защита
минипроектов
презентация
проектов

41. Защита проекта.

4

4

Итого

18

2

16

Итого

144

28

116

презентация
проектов

Содержание учебного плана
Раздел 1: Введение в мир программирования. (6 ч.)
Тема 1: Введение в мир программирования. -2ч.
Теория: Знакомство. Цель, задачи программы. План работы на учебный год. Режим занятий.
Первичный инструктаж по ОТ, ПБ, ГО и ЧС.
Практика: Анкетирование с целью выявления интересов и ожиданий. Входная диагностика.
Собеседование.
Тема 2: Думай, как компьютер. -2ч.
Теория: Понятие исполнителя, алгоритма. Основные характеристики исполнителя. Способы
управления исполнителем. Просмотр видеоролика «Алгоритм». Способы записи алгоритма.
Практика: Тренировочные и творческие задания по алгоритмам, описанным различными
способами. Игра «Перевозчик». Самостоятельная работа.
Тема 3: Что такое компьютерная программа. -2ч.
Теория: Компьютер как универсальный исполнитель. Понятие программы, назначение, и
использование. Как стать программистом. Просмотр видеоролика «Программа, программист,
программирование». Виды программ, отличие программы от скрипта.
Раздел 2: Основные приемы программирования и создания проектов в среде
Scratch.(74 ч.)
Тема 4: Знакомство со средой Scratch.-2ч.
Теория: Что такое Scratch. Установка и запуск Scratch. Основные элементы интерфейса
программы Scratch. Меню и инструменты. Основные характеристики исполнителя, их
особенности в среде исполнителя Scratch. Цветные блоки. Назначение блоков. Скрипты,
порядок выполнения скриптов.
Практика: Установка Scratch. на свой компьютер. Создание, сохранение и открытие
проектов в среде Scratch. Настройка среды. Знакомство с проектами сообщества Scratch.
Тема 5: Спрайты. Библиотеки костюмов и сцен. -2ч.
Теория: Спрайты. Информация спрайта. Что могут спрайты. Операции над спрайтами.
Костюмы. Выбор костюмов. Создание декораций - фонов. Изменение внешнего вида спрайта
и фона. Импорт изображений. Экспорт спрайтов и их использование в проектах.
Практика: Творческие задания для детей - создание исполнителей и фонов в проекте:
«Круглые рисунки». Создание костюмов. Пользуемся помощью интернета.
Тема 6: Графический редактор Scratch .-4ч.
Теория: Растровая и векторная графика. Особенности работы с растровым и векторным
режимами графического редактора Scratch. Общие инструменты рисования. Обозначение
центра изображения. Установка прозрачных цветов. Инструменты растрового и векторного
режимов рисования. Слои изображения. Группировка фигур.

Практика: Рисуем в Scratch в растровом режиме: домик, кувшинку, кораблик, рыбку, робота.
Рисуем в векторном режиме: машинку, монстра. Сохраняем спрайты для их использования в
проектах.
Тема 7: Учимся управлять спрайтами. -2ч.
Теория: Основные команды движения и события. Коричневые блоки - команды группы
«События» - «Когда щёлкнут по флажку» и «Когда клавиша на клавиатуре нажата». Синие
блоки - команды группы «Движение». Знакомство с отрицательными числами. Движение
задом наперед.
Практика: Создание алгоритма первого проекта в среде Scratch. Анимация «Научим кота
бегать», запуская скрипт разными событиями: клик мышкой, нажатие разных клавиш.
Задание: «Автомобиль с пятью скоростями». Выполнение дополнительных заданий.
Тема 8: Создание спецэффектов - команды «Внешность». -4ч.
Теория: Фиолетовые блоки - «Внешность» - блоки управления внешностью для спрайтов и
сцены. Что такое анимация. Анимирование костюма. Эффекты изображений: учим спрайты
исчезать и появляться - телепортация с помощью эффектов, изменять цвет и т. д. Размер и
видимость. Диалоги - спрайты умеют думать и говорить. Слои.
Практика: Задания: «Осьминог», «Танцующая балерина», «Бегущий человек», «Оживляем
динозавра», «Программируем страшилки» - спрайты неожиданно появляются и исчезают, как
привидения.
Тема 9: Навигация в среде Scratch .-4ч.
Теория: Навигация. Координатная плоскость. Что такое система координат. Знакомимся с
координатой Х. Знакомимся с координатой У. Перемещение объектов по горизонтали.
Перемещение объектов по вертикали. Что такое угол поворота. Крутой поворот. Вращение
спрайтов. Блоки перемещения по координатной плоскости.
Практика: Ориентируемся по координатам. Задания: расшифруй пословицы, определи
координаты точек, нарисуй рисунок по координатам. Рисование по координатам в среде
Scratch. Задания с использованием команд движения:
«Движение царапки по периметру сцены», «Движение по диагонали на нажатие
клавиш».
Тема 10: Команды группы «перо» -4ч.
Теория: Темно-зеленые блоки - группа «Перо». Спрайты умеют рисовать. Перьевая черепаха.
Исследуем печать.
Практика: Игры с пером. Рисуем разные фигуры, буквы, лесенки, штрихпунктирные линии,
спирали, цветные пятна, узоры из фигур. Задания: «Конфетти», «След от полёта», «Паук
плетёт паутину».
Тема 11: Команды управления. Простые циклы. -4ч.
Теория: Желтые блоки - команды группы «Управление». Паузы. Простые циклы. Цикл
«Повторить». Запись цикла со счетчиком в виде блок – схемы. Понятия: «Заголовок цикла»,
«Тело цикла». Циклы и эффект цвета. Циклы и эффект призрака. Вращение. Бесконечный
цикл. Автоматическая печать.
Практика: Учим спрайты совершать повторяющиеся действия. Создаём «Вечный
двигатель». Усовершенствуем ранее созданные программы в Scratch. Создаём новые:
«Гонки», «Полет самолета», «Разноцветный экран».
Тема 12: Вложенные циклы. -4ч.
Теория: Вложенные циклы. Работа с алгоритмами. Советы и секреты.
Практика: Задания: «Вращающиеся квадраты», «Танцующий динозавр», «Снежинка»,
«Цветок», «Разные орнаменты», «Создаем рисунки из многоугольников».

Тема 13: Команды группы - «Звук». -4ч.
Теория: Добавление звуков к спрайтам. Проигрывание звука. Запись звука. Как проигрывать
аудиофайлы. Переворачиваем звуки. Игра на барабанах и другие звуки. Создание своей
музыки. Полный звукоряд. Устанавливаем темп и такт. Контроль громкости звука. Ноты. Как
рисуют ноты.
Практика: Задания: «Организуем ансамбль», «Танцы на сцене», «Фейерверки». Создаем
песни: «Маленькой ёлочке», «Чижик-пыжик», «Гуси» и другие.
Тема 14: Звуковые события. Распознавание движения. -2ч.
Теория: Коричневые блоки - команды группы «События» - «Когда громкость больше
параметра», «Когда движение видео больше параметра», «Когда фон меняется».
Практика: Задания: «Учим кота реагировать на звук, на изменение фона и на распознавание
движения».
Тема 15: Обмен сообщениями. -4ч.
Теория: Как осуществить связь между спрайтами в виде беседы. Коричневые блоки команды группы «События» - «Когда я получу сообщение», «Передать сообщение»,
«Передать сообщение и ждать». Создаем процедуры (подпрограммы) при помощи передачи
сообщений.
Практика: Задания: «Рисование квадратов случайных цветов в ответ на передачу
сообщения», «Бесконечное движение между фонами», «Лампа»,
«Презентация». Создаем проекты: «Дюймовочка», или «Путешествие в страну
безопасного интернета» или на свою тему.
Тема 16: Блоки Scratch: обзор и типы данных. -2ч.
Теория: Командные блоки. Блоки-функции (репортеры). Блоки-триггеры. Контрольные
блоки. Что означает форма блока. Разновидности данных в Scratch. Числовые данные.
Строковые данные.
Практика: Проект «Кот и птичка в клетке». Создание героев и декораций проекта.
Программирование проекта. Отладка программы.
Тема 17: Математические операторы. -4ч.
Теория: Светло-зелёные блоки - группа «Операторы». Арифметические операторы.
Случайные числа. Математические функции.
Практика : Решаем задачи, используя операторы. Задания: «Простая арифметика со
Скретчем», «Делаем кота большим и маленьким», «Рисующий волшебник», «Барабан»,
«Расширяющаяся спираль».
Тема 18: Проект «Генератор кубиков». -2ч.
Практика: Проект со случайными числами «Генератор кубиков». Рисование спрайтов и
фона проекта. Программирование проекта.
Тема 19: Считывание и распознавание. -3ч.
Теория: Голубые блоки - команды группы «Сенсоры». Сенсоры восприятия внутренних и
внешних событий: управление с клавиатуры, столкновения спрайтов, касания, сенсор
общения с человеком, для управления временем в проектах и т. д.
Практика: Использование блоков группы «Сенсоры». Создаём игры: «Кошки-мышки»,
«Игра с пончиком».
Тема 20: Истина или ложь. -3ч.

Теория: Операторы сравнения. Логические операторы: блоки «и», «или», «не». Объединение
вопросов. Соблюдение условий. Использование логических операторов для проверки областей
числовых значений.
Практика: Самостоятельная работа: понятия «Истина» и «Ложь».
использованием блоков «и», «или», «не»: «Сравнение десятичных дробей»,
«Угадай мои координаты».

Проекты

с

Тема 21: Принятие решений и ветвление. -3ч.
Теория: Использование блока «если». Структура блока «если». Использование переменных как
флагов. Использование блока «если/иначе». Структура блока «если/иначе». Вложенные блоки
«если» и «если/иначе».
Практика: Работа с алгоритмами с ветвлением. Проекты: «Осторожно лужи»,
«Управляемый робот», «Тренажер памяти».
Тема 22: Проект «Простой Paint». -3ч.
Практика: Рисуем интерфейс программы для рисования: фон, цветные карандаши и ластик.
Создаём скрипты, проверяем работу программы.
Тема 23: Игра «Лабиринт». -2ч.
Практика: Создание игры - «Лабиринт» три варианта.
Тема 24: Как не зациклится. -3ч.
Теория: Сложные условия. Блок «повторять, пока не выполнится условие».. Создание блока
«всегда если». Блок «ожидание». Стоп-команды: блок «стоп».
Практика: Создание проектов: «Часы», «Стрельба по воробьям».
Тема 25: Команды группы - «Данные». Переменные. -3ч.
Теория: Оранжевые блоки - группа команд «Данные». Понятие - переменная.
Создание, переименование и удаление переменной. Использование переменных. Присвоение
и изменение значений. Сравнение переменных. Константа. Датчики.
Практика: Создание проектов: «С переменной время», «С переменной счёт», «С переменной
прыжок», «Идеальный вес», «Оптические иллюзии».
Тема 26: Строки и списки. -3ч.
Теория: Работа со словами. Строковые операторы. Подсчет специальных символов в строке.
Создание списков. Команды управления списками. Доступ к элементам списка.
Динамические списки.
Практика: Игры со списками: «Угадай слово», «Замена букв».
Тема 27: Создание блоков. -3ч.
Теория: Создание своего блока. Подпрограмма (процедура). Блоки с параметрами.
Переменные в подпрограммах. Вложенные процедуры.
Практика: Создание игр и тестов: «Звёздное небо», «Психологический тест».
Раздел 3: Разработка групповых проектов в среде Scratch. (46 ч.)
Тема 28: Создание мультфильмов в среде Scratch .-6ч.
Практика : Мультфильмы по сказкам «Колобок», «Репка».
Тема 29: Создание комиксов в среде Scratch .-4ч.
Практика: Создание комиксов «Охота за приведениями», «Мой город».

Тема 30: Создание интерактивных поздравительных открыток в среде Scratch -4ч.
Практика: Создание открыток «С днём рождения», «С Новым годом».
Тема 31: Создание презентаций в среде Scratch .-4ч.
Практика: Презентации: «Мои увлечения», «Моя семья».
Тема 32: Создание компьютерных игр в среде Scratch .-6ч.
Практика: Проект «Убеги от преследователя», «Пора в космос».
Тема 33: Создание интерактивных игр - 6ч.
Практика: Игра «Бешенные обезьяны», «Интерактивное общение».
Тема 34: Создание интерактивных тестов. -6ч.
Практика: Тесты по школьным предметам: «Играем в города по географии», «Зоопарк по
биологии».
Тема 35: Создание музыкального клипа в среде Scratch .-4ч.
Практика: Создание клипов в среде Scratch: «Говорящий алфавит», «Как незнайка учил
ноты».
Тема 36: Создание учащимися разных проектов. -6ч.
Практика: Проекты «Театр в Scratch», «Квест в Scratch», «Перевертыши».
Раздел 4 : Выполнение творческой работы - создание личного проекта в среде
Scratch.(18 ч.)
Тема 37: Разработка личного проекта – 2ч.
Теория: Понятие проект, его структура и реализация в среде Scratch. Этапы разработки
проекта (постановка, алгоритмизация, кодирование, тестирование, отладка).
Тема 38: Дизайн проекта. - 4 ч.
Практика: Создание материалов для проекта.
Тема 39: Программируем проект. -5ч.
Практика: Разработка и создание программы своего проекта.
Тема 40: Тестирование и отладка проекта. -3ч.
Практика: Проверяем и исправляем ошибки.
Тема 41: Защита проекта. -4ч.
Практика: Представляем свой проект. Публикуем проект в интернете.
Планируемые результаты
Личностные:
У обучающихся будет/будут:

 Развиты индивидуальные способности ребенка;
 Развита умение творчески подходить к решению задачи;
 Воспитаны доброжелательные, интеллигентные личности, осознающие

свою

творческую индивидуальность и то же время умеющего работать в коллективе.

 Сформирована адаптивная среда для обучающихся.
 Развита инициативность и самостоятельность при постановке и решении задач и
проблем.
Предметные:
У обучающихся будет/будут:

 Развита потребность к творчеству и умение применять изученные системы
программирования в творческих работах и для разработки программ по заданиям
учителей-предметников.

 Развита мотивация на успех в реализации своих проектов, волю к доработке их до
полного завершения.

 Развита

потребность овладения новыми знаниями и умениями
программирования, информатики и информационных технологий.

в

сфере

Метапредметные :
У обучающихся будет/будут:

 Изучены основы базовых алгоритмических конструкций.
 Ознакомлены с понятием переменной.
 Владеть навыками алгоритмизации задачи.
 Владеть понятиями объект, обработка событий.
 Сформированы навыки разработки, тестирования и отладки несложных программ.
 Ознакомлены с понятием проекта, его структуры, дизайна и разработки.
 Выработаны навыки работы в сети Интернет для поиска информации и обмена
проектами в сети.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
Год
обучения

базовый

Дата
начала
учебного
года
01.09

Дата
Количество Количество Режим
окончания
занятий
учебных
учебных
учебного
недель
часов в год
года
31.05

36

144

2 раза в
неделю по
2ч.

Условия реализации программы
Занятия проходят в хорошо проветриваемом и освещённом классе, оборудованном
мебелью, соответствующей постановлению Главного государственного санитарного врача РФ

от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» и нормам возрастной физиологии (парты, стулья,
учительский стол и стул). Предметно-развивающая среда соответствует интересам и
потребностям детей, целям и задачам программы. На занятиях используются материалы,
безопасность которых подтверждена санитарно-эпидемиологическим условиям.
Кадровое обеспечение
Реализация программы обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими: среднее
профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой
дисциплины, опыт дистанционной деятельности, а также прошедших курсы повышения
квалификации по профилю деятельности.

Материально-техническое обеспечение.
Класс с рабочими местами учащихся и преподавателя, которые оборудованы
компьютерами не менее 2 ГБ ОЗУ, процессор с тактовой частотой не менее 1.2 ГГц, диагональ
мониторов не менее 12 дюймов, свободные 50 ГБ на накопителях, интернет не медленнее 1
Мбит/с. Кабинет оборудован интерактивной доской. Класс имеет локальную сеть и выход в
Internet. В процессе обучения необходим цифровой фотоаппарат (или мобильный телефон с
камерой).
Методы работы
Методы работы, используемые на занятиях. В процессе реализации программы используются
разнообразные методы обучения: лекция, практическое занятие, работа в парах, работа малыми
группами, презентации работы с электронными карточками, игра, учебный проект.

Учебно-методическое и информационное обеспечение
№
п/
п
1.

Методы и
приемы

Раздел (тема
учебного плана)

Словесный
метод (беседа,
описание,
разъяснение,
рассуждение)

Введение в мир
программирования.

2.

Объяснительно
иллюстративны
й метод
(восприятие и
усвоение
готовой
информации)

Основные приемы
программирования
и создания
проектов в среде
Scratch.

Голиков Д.В.
“Scratch
для
юных
программистов
”, BHV, 2017 г.
Стр.192.

Беседа,
практические
работы,
тестирование

3.

Практический
метод
(самостоятельн
ая работа,
работа под
руководством
педагога,
выполнение
упражнений,
творческое
задание)
Исследовательс
кий
(Творческий)
метод
(самостоятельн
ая творческая
деятельность)

Разработка
групповых
проектов в
Scratch.

Объяснение
материала,
творческие
задания, беседа,
рассказ,
самостоятельная
работа,
работа с книгой.
Объяснение
материала,
среде творческие
задания, беседа,
рассказ,
самостоятельная
работа,
выставка.

Голиков Д.В.
“Scratch
для
юных
программистов
”, BHV, 2017 г.
Стр.192.

Беседа
практические
работы ,
защита минипроектов,
презентация
проектов.

Объяснение
материала,
творческие
задания, беседа,
рассказ,
самостоятельная
работа,
выставка.

Голиков Д.В.
“Scratch
для
юных
программистов
”, BHV, 2017 г.
Стр.192.

Беседа
практические
работы, защита
минипроектов,
презентация
проектов.

4.

Выполнение
творческой работы
- создание личного
проекта в среде
Scratch.

Форма занятия

Беседа

Методические
пособия, ЭОР

Формы
контроля

Голиков Д.В. Беседа,
“Scratch
для практические
юных
работы
программистов
”, BHV, 2017 г.
Стр.192.

Формы аттестации / контроля








наблюдение, беседа;
анкетирование, тестирование;
демонстрация созданных игр;
входной контроль (сентябрь, беседа);
текущий контроль (опрос, практические работы, демонстрация);
промежуточный контроль (в течение учебного года – защита мини-проектов,
демонстрация работ);
итоговый контроль (май, игротека).

Оценочные материалы



тесты;
карточки-задания;

Выполнение практических и творческих работ, включающих в себя все ранее изученные
аспекты программирования в среде Scratch. Обязательным для каждого обучающегося является
создание программных продуктов на языке Scratch как результат реализации собственных
проектов. Проекты проходят слушание и защиту, а также представляются на конкурсы, где
оценивается степень овладения материалом.
Критерии оценки:
Максимальное количество баллов по заданию – 3 баллов. За каждый пункт учащийся может
набрать по 1 баллу.
3 балла - задача решена новыми оригинальными методами.
2балла - использование нового подхода к решению идеи.
1балл - используются традиционные методы решения.
Список литературы для педагогов

1. Сорокина Т.Е. Развитие алгоритмического мышления школьников с использованием
среды программирования SCRATCH: Мат. Конф./Междунар. научно-практич. конф. 1
апреля 2013 г. в 6 частях. Часть III. Мин-во обр и науки. М.: АР-Консалт, 2013. С. 39–40.

2. Голиков Д.В. “40 проектов на Scratch для юных программистов”. BHV, 2018 г.
3. Рындак В.Г., Дженжер В.О., Денисова Л.В. Проектная деятельность школьника в среде

программирования Scratch. – Оренбург: ГОУВПО «ОГИМ»,2013. – Jessica Chiang, Sergio
van Pul – Scratch 2.0 Game Development Hotshot. – Publishing, 2014. – 330 с.
Список литературы для обучающихся

1. Голиков Д.В. “Scratch для юных программистов”, BHV, 2017 г. Стр.192.
2. Яникова Н. Не ВСЁ о Скретч. - Псков, 2013. - 68 с
3. Рындак В.Г., Дженжер В.О., Денисова Л.В. Проектная деятельность школьника в среде
программирования Scratch: учебно-методическое пособие. - Оренбург: Оренб. гос. ин-т
менеджмента, 2009. - 116 с.
4. Патаракин Е.Д. Учимся готовить в среде Скретч (Учебно-методическое пособие). - М:
Интуит. ру, 2008. - 61 с.
Интернет ресурсы
1. Scratch - среда визуального программирования https://scratch.mit.edu/
2. Уроки по Scratch
https://www.youtube.com/playlist?list=PLMInhDclNR1GsZ9CJBZESbm7k3Xpr7awy
3. Голиков Д. В. и Голиков А. Д. Книга юных программистов на Scratch. Электронная книга,
2013г. — 134 с.: ил. Режимдоступа: http://scratch4russia.com/store/#!/Книгаюных-программистов-на-Scratch-1- 4/c/11294030/
4. Что такое Scratch [электронный ресурс] // https: // sites. google.com/a/uvk6. info/scratch/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».