УТВЕРЖДАЮ Директор МКОУ СОШ с.п.Арик ___________ Л.М.Шинтукова Приказ№57 от 30.08.2023 г. План внеурочной деятельности МКОУ СОШ с.п.Арик на 2023-2024 уч.год Пояснительная записка к плану внеурочной деятельности 1-4 классов МКОУ СОШ с.п.Арик на 2023– 2024учебный год. Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, направленную на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ (предметных, метапредметных и личностных), осуществляемую в формах, отличных от урочной. План внеурочной деятельности разработан с учетом требований следующих нормативных документов: Законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации». Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федеральн ого государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 № 64101) Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 05.07.2022г. №ТВ1290/03 «О направлении методических рекомендаций» (Информационно- мет одическое письмо об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования). Письмо Минпросвещения России от 17.06.2022 г. № 03-871 «Об организации занятий «Разговоры о важном». Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологическиетребования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарн оговрача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее – СП 2.4.3648-20). Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государствен ного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее – СанПиН 1.2.3685-21). Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р) и Плана мероприятий по её реализации в 2021 — 2025 годах (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р). Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400). Федеральных государственных образовательных стандартов (далее — ФГОС) начального общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286), основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287), среднего общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413). Приказом МОиН РФ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» ФГОС НОО. Приказом МОиН РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» ФГОС ООО. Приказом МОиН РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» ФГОС СОО. Приказом Министерства Просвещения РФ от 11.12.2020 №712 «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся». Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.03.2021 г № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». Письмом МОиН РФ от 18.08.2017 №09-1672 «О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности». Письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 05.09.2018 г. №03ПГ-МП42216 «Об участии учеников муниципальных и государственных школ Российской Федерации во внеурочной деятельности» Письмо МОиН РФ, департамента общего образования от 12 мая 2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» Основной образовательной программой МКОУ СОШ с.п.Арик. Начальное общее образование (1-4 классы) – школа самопознания и развития. Основными задачами этого этапа являются: раннее выявление задатков, склонностей, индивидуальных особенностей обучающихся на основе включения детей в многообразные виды урочной и внеурочной деятельности, целенаправленной глубокой психологической диагностики; формирование у учащихся необходимых умений и навыков учебной деятельности, положительной мотивации к обучению; выстраивание иерархии ценностей средствами урочной и внеурочной деятельности. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить еще целый ряд очень важных задач: обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; улучшить условия для развития ребенка; учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. Внеурочная деятельность, осуществляемая во второй половине дня, организуется по следующим направлениям развития личности: Часть, рекомендуемая для всех обучающихся Информационно - просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности реализуется через классные часы «Разговоры о важном». Главной целью таких классных часов является развитие ценностного отношения школьников к своей родине - России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Классные часы направлены на формирование соответствующей внутренней позиции личности школьника, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе. Основные темы классных часов будут связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы и, ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам. События, люди, их деяния и идеи – все это может стать предметом бесед классных руководителей со своими классами 2. Занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся 1. Цель: облегчить положение учащегося как потребителя информации в условиях современного «информационного взрыва», научить его рациональным приемам поиска, анализа и синтеза информации, вооружить методикой «информационного самообслуживания», обеспечить его информационную безопасность, сформировать информационные качества. 3. Занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся Цель: ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием. Задачи: формировать положительное отношение к труду и людям труда; развивать интерес к трудовой и профессиональной деятельности у младших школьников; содействовать приобретению учащимися желания овладеть какой-либо профессией Вариативная часть для обучающихся 4. Занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся. Основная цель: интеллектуальное и общекультурное развитие обучающихся, удовлетворение их особых познавательных, культурных, оздоровительных потребностей и интересов. Основная задача: формирование ценностного отношения обучающихся к знаниям, как залогу их собственного будущего, и к культуре в целом, как к духовному или углубленному изучению учебных предметов или модулей богатству общества, сохраняющему национальную самобытность народов России. Основные направления деятельности: занятия в рамках исследовательской и проектной деятельности; занятия, связанные с освоением регионального компонента образования или особыми этнокультурными интересами участников образовательных отношений; дополнительные занятия для школьников, испытывающих затруднения в освоении учебной программы или трудности в освоении языка обучения; специальные занятия для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья или испытывающими затруднения в социальной коммуникации. 5. Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов Основная цель: удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов. Основные задачи: раскрытие творческих способностей школьников, формирование у них чувства вкуса и умения ценить прекрасное, формирование ценностного отношения к культуре; физическое развитие обучающихся, привитие им любви к спорту и побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых; Содержание программ внеурочной деятельности, формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей). Различны формы этих занятий: проектная и исследовательская деятельность, компьютерные занятия, экскурсии, школьные научные общества, олимпиады, интеллектуальные марафоны, общественно – полезная практика, соревнования и другие. Данные занятия проводятся по выбору обучающихся и их родителей в результате изучения образовательных потребностей. Все программы внеурочной деятельности реализуются педагогами школы. Место проведения всех занятий – школа. УЧЕБНЫЙ ПЛАН внеурочной деятельности обучающихся 1 – 4х классов по ФГОС НОО муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа сельского поселения Арик» на 2023 – 2024 учебный год Направление Информационнопросветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном». Формирование функциональной грамотности Занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся Профориентационная работа/ предпринимательство/фи нансовая грамотность Занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся.. Дополнительное изучение учебных предметов (углубленное изучение учебных предметов, организация учебноисследовательской и проектной деятельности, модули по краеведению и др.) Занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся Развитие личности и самореализация обучающихся (занятия в хоре, школьном театре, участие в спортивных мероприятиях и др.) Наименование «Разговоры о важном» «Читательская грамотность» «Математическ ая грамотность» «Финансовая грамотность» «Калейдоскоп профессий» «Самопознание и самосовершенс твование» Количество часов в неделю / в год 1 2 3а 3б 4а 4а 1/33 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 1/33 1/34 1/34 2/68 1/34 1/34 2/68 2/67 1/34 1/33 1/34 1/34 1/34 «Путь к грамотности» «Путь к здоровью» 6/203 2/67 1/34 1/33 Всего 1/34 1/34 1/34 1/34 4/136 1/34 1/34 2/68 1/34 1/34 6/203 Занятия, направленные на удовлетворение обучающихся в творческом и в физическом развитии, помощь в самореализации и развитии способностей и талантов Итого: «В мире театра» 4/132 1/34 1/34 1/34 5/170 5/170 5/170 3/102 5/170 5/170 29/982 Пояснительная записка к плану внеурочной деятельности 5-9 классов МКОУ СОШ с.п.Арик на 2023– 2024учебный год. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО) основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе и через внеурочную деятельность. План внеурочной деятельности разработан с учетом требований следующих нормативных документов: Законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации». Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федеральн ого государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 № 64101) Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 05.07.2022г. №ТВ1290/03 «О направлении методических рекомендаций» (Информационно- мет одическое письмо об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования). Письмо Минпросвещения России от 17.06.2022 г. № 03-871 «Об организации занятий «Разговоры о важном». Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологическиетребования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарн оговрача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее – СП 2.4.3648-20). Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государствен ного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее – СанПиН 1.2.3685-21). Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р) и Плана мероприятий по её реализации в 2021 — 2025 годах (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р). Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400). Федеральных государственных образовательных стандартов (далее — ФГОС) начального общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286), основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287), среднего общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413). Приказом МОиН РФ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» ФГОС НОО. Приказом МОиН РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» ФГОС ООО. Приказом МОиН РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» ФГОС СОО. Приказом Министерства Просвещения РФ от 11.12.2020 №712 «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся». Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.03.2021 г № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». Письмом МОиН РФ от 18.08.2017 №09-1672 «О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности». Письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 05.09.2018 г. №03ПГ-МП42216 «Об участии учеников муниципальных и государственных школ Российской Федерации во внеурочной деятельности» Письмо МОиН РФ, департамента общего образования от 12 мая 2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» Основной образовательной программой МКОУ СОШ с.п.Арик. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС OОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Кроме того, внеурочная деятельность на уровне основного общего образования позволяет решить ещѐ целый ряд очень важных задач: обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в основной школе; оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; улучшить условия для развития ребенка; учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. В школе реализуется оптимизационная модель внеурочной деятельности, программы самой организации, осуществляющей образовательную деятельность. Внеурочная деятельность, осуществляемая во второй половине дня, организуется по следующим направлениям развития личности: Часть, рекомендуемая для всех обучающихся 1. Информационно - просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности реализуется через классные часы «Разговор о важном». Главной целью классных часов «Разговор о важном» является развитие ценностного отношения школьников к своей родине - России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Классные часы направлены на формирование соответствующей внутренней позиции личности школьника, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе. Основные темы классных часов будут связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы и, ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам. События, люди, их деяния и идеи – все это может стать предметом бесед классных руководителей со своими классами 2. Занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся Основная цель: развитие способности обучающихся применять приобретённые знания, умения и навыки для решения задач в различных сферах жизнедеятельности, (обеспечение связи обучения с жизнью). Основная задача: формирование и развитие функциональной грамотности школьников: читательской, математической, естественно - научной, финансовой, направленной на развитие креативного мышления и глобальных компетенций. Основные организационные формы: интегрированные курсы, метапредметные кружки или факультативы 3. Занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся Цель: ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием. Задачи: формировать положительное отношение к труду и людям труда; развивать интерес к трудовой и профессиональной деятельности у младших школьников; содействовать приобретению учащимися желания овладеть какой-либо профессией Вариативная часть для обучающихся 4. Занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся. Основная цель: интеллектуальное и общекультурное развитие обучающихся, удовлетворение их особых познавательных, культурных, оздоровительных потребностей и интересов. Основная задача: формирование ценностного отношения обучающихся к знаниям, как залогу их собственного будущего, и к культуре в целом, как к духовному или углубленному изучению учебных предметов или модулей богатству общества, сохраняющему национальную самобытность народов России. Основные направления деятельности: занятия в рамках исследовательской и проектной деятельности; занятия, связанные с освоением регионального компонента образования или особыми этнокультурными интересами участников образовательных отношений; дополнительные занятия для школьников, испытывающих затруднения в освоении учебной программы или трудности в освоении языка обучения; специальные занятия для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья или испытывающими затруднения в социальной коммуникации. 5 Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов Основная цель: удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов. Основные задачи: раскрытие творческих способностей школьников, формирование у них чувства вкуса и умения ценить прекрасное, формирование ценностного отношения к культуре; физическое развитие обучающихся, привитие им любви к спорту и побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых; УЧЕБНЫЙ ПЛАН внеурочной деятельности обучающихся 5 – 9- х классов по ФГОС ООО муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа сельского поселения Арик» на 2023–2024 учебный год Направление Наименов ание Количество часов в неделю / в год Все го 5а 5б 5в 6а 6б 7а 7б 8а 8б 9а 9б Информационнопросветительские «Разговоры о занятия важном» патриотической, нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном». 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 1/33 1/33 Формирование функциональной грамотности Занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся 1/34 1/34 1/34 Профориентацио нная работа/ предпринимател ьство/финансова я грамотность Занятия, направленные на удовлетворение профориентацион ных интересов и потребностей обучающихся. Дополнительное изучение учебных предметов (углубленное изучение учебных предметов, организация учебноисследовательско й и проектной деятельности, модули по 11/ 372 3/102 «Читательск ая грамотность » «Математиче ская грамотность » «Финансо вая грамотность » 1/34 «История КБР» «География КБР» «Лестница успеха» «Сложные вопросы обществозна ния» 2/68 1/34 1/34 «Я в мире профессий» «Россия-мои горизонты» 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 1/33 1/33 1/34 6/202 3/102 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 1/33 1/33 1/34 1/34 2/68 1/34 1/34 2/68 1/33 8/270 1/33 1/33 1/33 краеведению и др.) Занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся Развитие личности и «Волейбол» самореализация обучающихся (занятия в хоре, школьном театре, участие в спортивных мероприятиях и др.) Занятия, направленные на «Футбол» удовлетворение обучающихся в творческом и в физическом развитии, помощь в самореализации и развитии способностей и талантов Всего: 1/34 1/34 1/34 3/102 3/102 3/102 4/136 4/136 3/102 3/102 5/170 5/170 4/132 4/132 1/34 41/ 1386 Пояснительная записка к плану внеурочной деятельности 10-11 классов МКОУ СОШ с.п.Арик на 2023– 2024учебный год. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (ФГОС СОО) основная образовательная программа среднего общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе и через внеурочную деятельность. План внеурочной деятельности разработан с учетом требований следующих нормативных документов: Законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации». Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федеральн ого государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 № 64101) Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 05.07.2022г. №ТВ1290/03 «О направлении методических рекомендаций» (Информационно- мет одическое письмо об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования). Письмо Минпросвещения России от 17.06.2022 г. № 03-871 «Об организации занятий «Разговоры о важном». Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологическиетребования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарн оговрача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее – СП 2.4.3648-20). Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государствен ного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее – СанПиН 1.2.3685-21). Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р) и Плана мероприятий по её реализации в 2021 — 2025 годах (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р). Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400). Федеральных государственных образовательных стандартов (далее — ФГОС) начального общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286), основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287), среднего общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413). Приказом МОиН РФ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» ФГОС НОО. Приказом МОиН РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» ФГОС ООО. Приказом МОиН РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» ФГОС СОО. Приказом Министерства Просвещения РФ от 11.12.2020 №712 «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся». Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.03.2021 г № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». Письмом МОиН РФ от 18.08.2017 №09-1672 «О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности». Письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 05.09.2018 г. №03ПГ-МП42216 «Об участии учеников муниципальных и государственных школ Российской Федерации во внеурочной деятельности» Письмо МОиН РФ, департамента общего образования от 12 мая 2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» Основной образовательной программой МКОУ СОШ с.п.Арик. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС СОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования. Кроме того, внеурочная деятельность на уровне среднего общего образования позволяет решить еще целый ряд очень важных задач: оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; улучшить условия для развития обучющихся; учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. В школе реализуется оптимизационная модель внеурочной деятельности, программы самой организации, осуществляющей образовательную деятельность. Внеурочная деятельность, осуществляемая во второй половине дня, организуется по следующим направлениям развития личности: Часть, рекомендуемая для всех обучающихся 1. Информационно - просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности реализуется через классные часы «Разговор о важном». Главной целью классных часов «Разговор о важном» является развитие ценностного отношения школьников к своей родине - России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Классные часы направлены на формирование соответствующей внутренней позиции личности школьника, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе. Основные темы классных часов будут связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы и, ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам. События, люди, их деяния и идеи – все это может стать предметом бесед классных руководителей со своими классами 2. Занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся Основная цель: развитие способности обучающихся применять приобретённые знания, умения и навыки для решения задач в различных сферах жизнедеятельности, (обеспечение связи обучения с жизнью). Основная задача: формирование и развитие функциональной грамотности школьников: читательской, математической, естественно - научной, финансовой, направленной на развитие креативного мышления и глобальных компетенций. Основные организационные формы: интегрированные курсы, метапредметные кружки или факультативы 3. Занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся Основная цель: развитие ценностного отношения обучающихся к труду как основному способу достижения жизненного благополучия и ощущения уверенности в жизни. Основная задача: формирование готовности школьников к осознанному выбору направления продолжения своего образования и будущей профессии, осознание важности получаемых в школе знаний для дальнейшей профессиональной и вне профессиональной деятельности. Основные организационные формы: профориентационные беседы, деловые игры, квесты, решение кейсов, изучение специализированных цифровых ресурсов, профессиональные пробы, моделирующие профессиональную деятельность, экскурсии, посещение ярмарок профессий и профориентационных парков. Основное содержание: знакомство с миром профессий и способами получения профессионального образования; создание условий для развития надпрофессиональных навыков (общения, работы в команде, поведения в конфликтной ситуации и т.п.); создание условий для познания обучающимся самого себя, своих мотивов, устремлений, склонностей как условий для формирования уверенности в себе, способности адекватно Оценивать свои силы и возможности. Вариативная часть для обучающихся 4.Занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся. Основная цель: интеллектуальное и общекультурное развитие обучающихся, удовлетворение их особых познавательных, культурных, оздоровительных потребностей и интересов. Основная задача: формирование ценностного отношения обучающихся к знаниям, как залогу их собственного будущего, и к культуре в целом, как к духовному или углубленному изучению учебных предметов или модулей богатству общества, сохраняющему национальную самобытность народов России. Основные направления деятельности: занятия в рамках исследовательской и проектной деятельности; занятия, связанные с освоением регионального компонента образования или особыми этнокультурными интересами участников образовательных отношений; дополнительные занятия для школьников, испытывающих затруднения в освоении учебной программы или трудности в освоении языка обучения; специальные занятия для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья или испытывающими затруднения в социальной коммуникации. 5. Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов Основная цель: удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов. Основные задачи: раскрытие творческих способностей школьников, формирование у них чувства вкуса и умения ценить прекрасное, формирование ценностного отношения к культуре; физическое развитие обучающихся, привитие им любви к спорту и побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых; Основные организационные формы: занятия школьников в различных творческих объединениях (музыкальных, хоровых или танцевальных студиях, ит.п.); занятия школьников в спортивных объединениях (секциях и клубах, организация спортивных турниров и соревнований); Данные занятия проводятся по выбору обучающихся и их родителей в результате изучения образовательных потребностей. Все программы внеурочной деятельности реализуются педагогами школы. Место проведения всех занятий – школа. УЧЕБНЫЙ ПЛАН внеурочной деятельности обучающихся 10 – 11- х классов по ФГОС СОО муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа сельского поселения Арик» на 2023–2024 учебный год Направление Наименование Количество часов в неделю / в год Всего Информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном». «Разговоры о важном» 10а 10б 11 1/34 1/34 1/33 3/101 1/33 2/67 1/34 1/33 3/101 1/33 1/33 Формирование функциональной грамотности Занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся Профориентационная работа/ предпринимательство/финансовая грамотность Занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся. «Финансовая грамотность» «Читательская грамотность» 1/34 «Россия- мои горизонты» 1/34 Дополнительное изучение учебных предметов (углубленное изучение учебных предметов, организация учебно-исследовательской и проектной деятельности, модули по краеведению и др.) Занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся Всего: «Химия: просто о сложном» «Английский без границ» 1/34 1/34 1/34 1/34 4/136 3/102 4/132 11/370