Рабочая программа внеурочной деятельности 3 класса В мире театра

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа сельского поселения Арик»

РАССМОТРЕНО
на заседании методического
совета
Протокол № 1
от «30» августа 2023 года

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по УВР
З.В.Бжембахова

Л.М.Шинтукова
от «30» августа 2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«В мире театра»

Уровень образования ^ начальное общее образование
Класс: 3«Б»

Учитель: Тлеужева Дж. Ж.

2023-2024 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности «В мире театра» разработана в соответствии
с требованиями:
 Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской
Федерации»;
 приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
 Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса
обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации,
направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;
 Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной
деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том
числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от
18.08.2017 № 09-1672;
 Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р;
 Федеральной образовательной программой начального общего образования,
утверждённой приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18
мая 2023г №372;
 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию в
организации работы образовательных организации и других объектов социальной
инфраструктуры для детей и молодежи в
условиях распределения новой
коронавирусной инфекции (СOVID-19)» СП 3.1/2.4.3598-20.(в новой редакции от
2.12.2020 №39, от 24.03.2021 №10);
 основной образовательной программы МКОУ СОШ с.п. Арик
Программа рассчитана на 34 часа (1час в неделю)
Целью программы является обеспечение эстетического, интеллектуального,
нравственного развития воспитанников. Воспитание творческой индивидуальности
ребёнка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности.
Задачи, решаемые в рамках данной программы:
- знакомство детей с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный,
театр балета, музыкальной комедии).
- поэтапное освоение детьми различных видов творчества.
- совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения
образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.
- развитие речевой культуры;
- развитие эстетического вкуса.
-воспитание творческой активности ребёнка, ценящей в себе и других такие качества, как
доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других.
Программа строится на следующих концептуальных принципах:
Принцип успеха Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере
деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я-концепции» и признанию себя
как уникальной составляющей окружающего мира.

Принцип динамики. Предоставить ребёнку возможность активного поиска и освоения
объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что
нравиться.
Принцип демократии. Добровольная ориентация на получение знаний конкретно
выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на
предстоящий учебный год.
Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и
индивидуальных возможностей подростков, без интеллектуальных, физических и
моральных перегрузок.
Принцип наглядности. В учебной деятельности используются разнообразные
иллюстрации, видеокассеты, аудиокассеты, грамзаписи.
Принцип систематичности и последовательности. Систематичность и
последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной
работе воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших
результатов.
Особенности реализации программы:
Программа включает следующие разделы:
1. Театральная игра
2. Культура и техника речи
3. Ритмопластика
4. Основы театральной культуры
5. Работа над спектаклем, показ спектакля
Занятия театрального кружка состоят из теоретической и практической частей.
Теоретическая часть включает краткие сведения о развитии театрального искусства, цикл
познавательных бесед о жизни и творчестве великих мастеров театра, беседы о красоте
вокруг нас, профессиональной ориентации школьников. Практическая часть работы
направлена на получение навыков актерского мастерства.
Формы работы:
Основными формами проведения занятий являются:


театральные игры,



конкурсы,



викторины,



беседы,



экскурсии в театр и музеи,



спектакли



праздники.

Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев
школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных
произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и
мастерству.

Методы работы:
Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку
театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы.
Важно, что в театральном кружке дети учатся коллективной работе, работе с партнёром,
учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их
действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене. Дети учатся
выразительному чтению текста, работе над репликами, которые должны быть
осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его
видят. Дети привносят элементы своих идеи, свои представления в сценарий, оформление
спектакля.
Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над
декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает
воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности
детей в данных областях деятельности.
Важной формой занятий данного кружка являются экскурсии в театр, где дети напрямую
знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной,
просмотр спектакля. Совместные просмотры и обсуждение спектаклей, фильмов,
посещение театров, выставок местных художников; устные рассказы по прочитанным
книгам, отзывы о просмотренных спектаклях, сочинения.
Беседы о театре знакомят ребят в доступной им форме с особенностями реалистического
театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную
роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.
Освоение программного материала происходит через теоретическую и практическую
части, в основном преобладает практическое направление. Занятие включает в себя
организационную, теоретическую и практическую части. Организационный этап
предполагает подготовку к работе, теоретическая часть очень компактная, отражает
необходимую информацию по теме.
Алгоритм работы над пьесой.


Выбор пьесы, обсуждение её с детьми.



Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.



Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка
танцев (если есть необходимость). Создание совместно с детьми эскизов декораций
и костюмов.



Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых
обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.



Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декорации и реквизита
(можно условна), с музыкальным оформлением.



Репетиция всей пьесы целиком.



Премьера.

Формы контроля
Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:



текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в
процессе занятий;



промежуточный – праздники, соревнования, занятия-зачеты, конкурсы ;



итоговый – открытые занятия, спектакли.

Формой подведения итогов считать: выступление на школьных праздниках,
торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях,
родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов,
инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для
свободного просмотра.
2.Планируемые результаты освоения программы:
Учащиеся должны знать


правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;



виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и
т.д.);



чётко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;



наизусть стихотворения русских авторов.
Учащиеся должны уметь



владеть комплексом артикуляционной гимнастики;



действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на
заданную тему;



произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;



произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;



произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;



читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя
логические ударения;



строить диалог с партнером на заданную тему;



подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными
героями.

Предполагаемые результаты реализации программы
Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятельности
можно оценить по трём уровням.
Результаты первого уровня (Приобретение школьником социальных
знаний): Овладение способами самопознания, рефлексии; приобретение социальных
знаний о ситуации межличностного взаимодействия; развитие актёрских способностей.
Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к социальной
реальности ): Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к
базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)
Результаты третьего уровня (получение школьником опыта самостоятельного
общественного действия): школьник может приобрести опыт общения с
представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации,

организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде;
нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими
детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.В
результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.
Личностные результаты.
У обучающихся будут сформированы:


потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к
сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению
одноклассников;



целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;



этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта
слушания и заучивания произведений художественной литературы;



осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих
универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:


понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;



планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;



осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;



анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя
позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

Познавательные УУД:
Обучающийся научится:


пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей,
проводить сравнение и анализ поведения героя;



понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;



проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов,
сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.

Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:


включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и
активность



работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;



обращаться за помощью;



формулировать свои затруднения;



предлагать помощь и сотрудничество;



слушать собеседника;



договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности,
приходить к общему решению;



формулировать собственное мнение и позицию;



осуществлять взаимный контроль;



адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:
Обучающиеся научатся:


читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;



выразительному чтению;



различать произведения по жанру;



развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;



видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;



сочинять этюды по сказкам;



умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость,
злоба, удивление, восхищение)
3.Учебно-тематический план на год

N п\п Содержание программы

Всего
часов

1.

Вводные занятия

1

2.

Театральная игра

6

3.

Культура и техника речи

5

4.

Ритмопластика

3

5.

Основы театральной культуры

3

6.

Работа над спектаклем, показ
спектакля

15

7.

Заключительное занятие

1

Итого:

34

4. Содержание программы
Занятия в кружке ведутся по программе, включающей несколько разделов.
1 раздел. ( 1 час) Вводное занятие.
На первом вводном занятии знакомство с коллективом проходит в игре «Снежный ком».
Руководитель кружка знакомит ребят с программой кружка, правилами поведения на
кружке, с инструкциями по охране труда. В конце занятия - игра «Театр – экспромт»:
«Колобок».
-Беседа о театре. Значение театра, его отличие от других видов искусств.
- Знакомство с театрами (презентация)
2 раздел. ( 6 часов) Театральная игра – исторически сложившееся общественное
явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.
Задачи учителя. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться
на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность
произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев
спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность,
образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству;
упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственноэстетические качества.
3 раздел. ( 3 часа) Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические,
музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных
психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении;
обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром. Упражнения
«Зеркало», «Зонтик», «Пальма».
Задачи учителя. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный
сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или
последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и
образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую
ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических
движений.
4 раздел. ( 6 часов) Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на
развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
Задачи учителя . Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию,
разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию;
учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить
скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова;
пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.
5 раздел. ( 3 часа) Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными
понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности
театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства;
культура зрителя).
Задачи учителя. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами
театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.

6 раздел. ( 15 часов) Работа над спектаклем (пьесой, сказкой) базируется на авторских
пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов
к рождению спектакля. Показ спектакля.
Задачи учителя. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с
воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и
предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями,
выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито,
удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.);
пополнять словарный запас, образный строй речи.
7 раздел. ( 1 часа) Заключительное занятие
Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника. Отчёт,
показ любимых инсценировок.

Календарно-тематическое планирование
№
уро
ка

Тема

Основное содержание
занятия

Колич Вид
Виды
Дата
ест-во деятельнос контро
ти
ля
По плану
часов

1

Вводное
занятие.

Задачи и особенности
занятий в театральном
кружке, коллективе. Игра
«Театр – экспромт»:
«Колобок».

2

Здравствуй,
театр!

Дать детям возможность
1
окунуться в мир фантазии и
воображения. Познакомить с
понятием «театр».

1

Решение
организац
ионных
вопросов.

05.09.23г.

Просмотр текущ 12.09.23г.
презентаци ий
й

Знакомство с театрами
Москвы, Владимира
(презентация)
3

Театральная
игра

Как вести себя на
сцене. Учить детей
ориентироваться в
пространстве, равномерно
размещаться на площадке.
Учимся строить диалог с
партнером на заданную
тему.

1

Знакомств предва 19.09.23г.
ос
ритель
правилами ный
поведения
на сцене

Работа над темпом,
2
громкостью, мимикой на
основе игр: «Репортаж с
соревнований по
гребле»,«Шайба в воротах»,

Распределе Показ 26.09.23г.
ние ролей сказки
03.10.23г.

Учимся сочинять небольшие
рассказы и сказки,
подбирать простейшие
рифмы.
4-5

Репетиция
постановки

«Разбилась любимая мамина
чашка».
6

В мире
пословиц.

Разучиваем пословицы.
1
Инсценировка пословиц.
Игра-миниатюра с
пословицами «Объяснялки»

Показ
презентаци
и
«Пословиц

10.10.23г.

По факту

ыв
картинках
»
7

Виды
Рассказать детям в
театрального доступной форме о видах
искусства
театрального искусства.

1

Презентац соревн 17.10.23г.
ия «Виды ование
театрально
го
искусства»

1

Электронн
ая
презентаци
я «Правила
поведения
в театре»

Упражнения на развитие
дикции (скороговорки,
чистоговорки). Произнесени
е скороговорок по очереди с
разным темпом и силой
звука, с разными
интонациями.
Чтение сказки Н.Грибачёва
«Заяц Коська и его друзья».
Инсценирование
понравившихся диалогов.
8

Правила
поведения в
театре

Познакомить детей с
правилами поведения в
театре
Как вести себя на
сцене. Учить детей
ориентироваться в
пространстве, равномерно
размещаться на площадке.
Учимся строить диалог с
партнером на заданную тему

9-11 Кукольный
театр.

Мини-спектакль с
пальчиковыми куклами.

3

Разучивание скороговорок,
считалок, потешек и их
обыгрывание

1

соревнова
ние

1

Отгадыван
ие заданий
викторины

12

Театральная
азбука.

13

Театральная Викторина по сказкам
игра «Сказка,
сказка,
приходи».

1416

Инсценирова Знакомство с текстом, выбор 3
ние
мультсказки, распределение
мультсказок ролей, диалоги героев.

Ролева 24.10.23г.
я игра:
«Мы в
театре
»

Показ 07.11.23г.
сказки
14.11.23г.
темати 21.11.23г.
ческий

28.11.23г.

Распределе Показ 05.12.23г.
ние ролей, сказки
работа над гостям 12.12.23г.
дикцией,

По книге
«Лучшие
мультики
малышам»
17

Театральная
игра

выразител
ьностью

Учимся развивать
зрительное, слуховое
внимание,
наблюдательность.

1

Учимся находить ключевые
слова в предложении и
выделять их голосом.
18

Основы
театральной
культуры

Театр - искусство
1
коллективное, спектакль результат творческого труда
многих людей различных
профессий
Музыкальные пластические
игры и упражнения

Дети
итогов 19.12.23г.
самостояте ый
льно
разучиваю
т диалоги
в
микрогруп
пах
Подбор
музыкальн
ых
произведе
ний к
знакомым
сказкам

26.12.23г.

16.01.24г.

1921

Инсценирова
ние народных
сказок о
животных.

Знакомство с содержанием, 3
выбор сказки, распределение
ролей, диалоги героев,
репетиции, показ

Работа с
текстом
сказки:
распределе
ние ролей,
репетиции
с
пальчиков
ыми
куклами

22

Чтение в
лицах стихов
А. Барто,
И.Токмаково
й,
Э.Успенского

Знакомство с содержанием,
выбор литературного
материала, распределение
ролей, диалоги героев,
репетиции, показ

Конкурс
на
лучшего
чтеца

23

Театральная
игра

Игры на развитие образного 1
мышления, фантазии,
воображения, интереса к
сценическому искусству.
Игры-пантомимы.

2427

Постановка
Знакомство с содержанием,
сказки «Пять распределение ролей,
забавных

1

4

Разучивае
м игрыпантомим
ы

23.01.24г.

Текущ 30.01.24г.
ий

06.02.24г.

Репетиции, Итогов 13.02.24г.
подбор
ый –
выступ 20.02.24г.

2829

медвежат» В. диалоги героев, репетиции,
Бондаренко
показ

костюмов, ление
реквизита перед
гостям
и

Культура и
Упражнения на постановку 2
техника речи дыхания (выполняется стоя).
Упражнения на развитие
Инсценирова
артикуляционного
ние
аппарата. 1.Упражнения
постановки
«Дуем на свечку (одуванчик,
горячее молоко, пушинку)»,
«Надуваем щёки».

Работа над
постановк
ой
дыхания.
Репетиция
сказки

27.02.24г.
05.03.24г.

2.Упражнения для языка.
Упражнения для
губ.»Радиотеатр;
озвучиваем сказку (дует
ветер, жужжат
насекомые, скачет лошадка
и т. п.).
Знакомство с содержанием
сказки, распределение
ролей, диалоги героев,
репетиции, показ
30

Ритмопластик Создание образов с
помощью жестов, мимики.
а
Учимся создавать образы
животных с помощью
выразительных
пластических движений.

1

Работа над текущ 12.04.24г.
созданием ий
образов
животных
с
помощью
жестов и
мимики

3134

Инсценирова Чтение сказок,
ние
распределение ролей,
постановки
репетиции и показ

4

Репетиции,
подбор
костюмов,
реквизита

Итогов
ый –
выступ
ление
перед
гостям
и

19.04.24г.
02.05.24г.
16.05.24г.
23.05.24г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».