Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа сельского поселения Арик» РАССМОТРЕНО на заседании методического совета Протокол № 1 от «30» августа 2023 года СОГЛАСОВАНО Заместитель директора поУВР .В.Бжембахова 'Я Н 'з РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Путь к здоровью» Уровень образования ^ начальное общее образование Класс: 3«Б» Учитель: Тлеужева Дж. Ж. 2023-2024 учебный год Пояснительная записка Рабочая программа внеурочной деятельности «Путь к здоровью» разработана в соответствии с требованиями: Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06; Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672; Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р; Федеральной образовательной программой начального общего образования, утверждённой приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023г №372; «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию в организации работы образовательных организации и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распределения новой коронавирусной инфекции (СOVID-19)» СП 3.1/2.4.3598-20.(в новой редакции от 2.12.2020 №39, от 24.03.2021 №10); основной образовательной программы МКОУ СОШ с.п. Арик Программа рассчитана на 34 часа (1час в неделю) Актуальность и практическая значимость. Программа «Путь к здоровью» направлена на профилактику и коррекцию нарушений здоровья, и общее оздоровление организма, обеспечивает обучение младших школьников правильным действиям в опасных для жизни и здоровья ситуациях, помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве. Для формирования привычки к здоровому образу жизни младших школьников необходима совместная работа педагога с родителями, психологической и медицинской службой, администрацией школы. Программа включает в себя и вопросы физического здоровья, и духовного. Данная программа может рассматриваться как одна из ступеней к здоровому образу жизни и неотъемлемой частью всего воспитательного процесса в школе. Цели: - Поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся класса. - Создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха. - Научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия. Задачи: - Формирования стремления к здоровому образу жизни, осознание здоровья как одной из главных ценностей жизни. - Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирование здорового образа жизни. - Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни. - Расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта. - Профилактика вредных привычек. - Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей. Программа рассчитана на 34 часа предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками 1час в неделю. Программа ориентирована на учащихся 3 класса. Формы и методы работы: конкурсы анкетирование практические и учебные игры викторины экскурсии утренники занимательные беседы оздоровительные минутки кроссворды Форма представления результатов: Соревнования, турниры Прогнозируемые результаты В результате усвоения программы учащиеся должны уметь: - выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня; - осуществлять активную оздоровительную деятельность; - формировать своё здоровье. Учащиеся должны знать: - факторы, влияющие на здоровье человека; - причины некоторых заболеваний; - причины возникновения травм и правила оказания первой помощи; - виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны) и правила закаливания организма; влияние закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья человека; - о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека; - основные формы физических занятий и виды физических упражнений. Формирование универсальных учебных действий Личностные - самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни; - осознание ответственности человека за общее благополучие; - этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость; - положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «По тропе здоровья»; - способность к самооценке; - начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях. Метапредметные - навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности; - умение ставить и формулировать проблемы; - навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера; - установление причинно-следственных связей; Регулятивные - использование речи для регуляции своего действия; - адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок; - умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; - умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи; Коммуникативные В процессе обучения дети учатся: - работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных; - ставить вопросы; - обращаться за помощью; - формулировать свои затруднения; - предлагать помощь и сотрудничество; - слушать собеседника; - договариваться и приходить к общему решению; - формулировать собственное мнение и позицию; - осуществлять взаимный контроль; - адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Содержание программы № 1 2 3 4 5 6 7 8 Наименование раздела Разговор о правильном питании Питание и зубы Умывание и купание Твой режим дня. Активный отдых Забота о глазах Сон – лучшее лекарство Про тебя самого Основы личной безопасности и профилактика травматизма Безопасность в повседневной жизни ИТОГО: 34 часа Формы деятельности Фронтальный опрос Фронтальный опрос Фронтальный опрос Фронтальный опрос Фронтальный опрос Фронтальный опрос Фронтальный опрос Фронтальный опрос Календарно – тематическое планирование: № Тема занятия Ко лво час ов Вид деятел ьности Развитие УУД Форма контроля Дата По плану Разговор о правильном питании 1 Давайте познакомимс я. 1 Беседа 2 Из чего состоит наша пища. 1 Беседа 3 Что нужно есть в разное время года. 1 Беседа Л:самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни; Р: использование речи для регуляции своего действия; К: работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных; Л: осознание ответственности человека за общее благополучие; Р: адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок; К: предлагать помощь и сотрудничество; Л: этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоциональнонравственная отзывчивость; Р: умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи; К: формулировать собственное мнение и позицию; Фронталь ный опрос 08.09.23г. Фронталь ный опрос 15.09.23г. Фронталь ный опрос 22.09.23г. По факту 4 Как правильно питаться, если заниматься спортом. 1 Беседа 5 Где и как готовят пищу? 1 Беседа 6 Как 1 правильно накрыть стол. Беседа 7 Молоко и молочные продукты. Беседа 1 Л: положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям Р: умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи; К: работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных; Л: способность к самооценке; Р: использование речи для регуляции своего действия; К: предлагать помощь и сотрудничество; Л:самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни; Р: адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок; К: формулировать собственное мнение и позицию; Л: осознание ответственности человека за общее благополучие; Р: умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи; К: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих Фронталь ный опрос 29.09.23г. Фронталь ный опрос 06.10.23г. Практиче ская работа 13.10.23г. Фронталь ный опрос 20.10.23г. 8 Профилактик а заболеваний пищеварител ьных органов. 1 Беседа Л: этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоциональнонравственная отзывчивость; Р: умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи; К: работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных; Питание и зубы Фронталь ный опрос 27.10.23г. 9 Мы и наши зубы. 1 Беседа Фронталь ный опрос 09.11.23г. 10 Зубы хотят есть. 1 Беседа Л: способность к самооценке; Р: адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок; К: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих Л:самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни; Р: умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи; К: предлагать помощь и сотрудничество; Умывание и купание Фронталь ный опрос 16.11.23г. 11 День воды (экологическ ая игра) 1 Беседа Л: осознание ответственности человека за общее благополучие; Игра – конкурс 23.11.23г. 12 Занятия по гигиенически м навыкам. 1 13 «Друзья Мойдодыра» 1 14 Распорядок дня. 1 Р: умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи; К: работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных; Беседа Л: этические чувства, Фронталь 30.11.23г. прежде всего ный доброжелательность и опрос эмоциональнонравственная отзывчивость; Р: использование речи для регуляции своего действия; К: предлагать помощь и сотрудничество; Беседа Л: положительная Тестирова 01.12.23г. мотивация и ние познавательный интерес к занятиям Р: адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок; К: формулировать собственное мнение и позицию; Твой режим дня. Активный отдых Беседа Л: способность к самооценке; Р: умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи; К: работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных; Практиче ская работа 08.12.23г. 15 Здоровье сгубишь – новое не купишь! 1 Беседа 16 Спортивные эстафеты. 1 Беседа Л:самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни; Р: умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи; К: предлагать помощь и сотрудничество; Л: осознание ответственности человека за общее благополучие; Р: использование речи для регуляции своего действия; К: формулировать собственное мнение и позицию; Фронталь ный опрос 15.12.23г. Конкурс 22.12.23г. Фронталь ный опрос 12.01.24г. Забота о глазах 17 Берегите глаза! 1 Беседа 18 Твоё здоровье и учебная нагрузка. Как сохранить зрение? 1 Беседа Л: этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоциональнонравственная отзывчивость; Р: адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок; К: предлагать помощь и сотрудничество; Л: положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям Р: умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с Тестирова 19.01.24г. ние требованиями конкретной задачи; К: работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных; Сон – лучшее лекарство 19 Сон в нашей жизни. 1 Беседа 20 Как настроение? Беседа 21 Знаешь ли ты 1 себя? Темперамент. Беседа 22 Откуда берутся дети. Для чего нужен папа? Беседа 1 Л: способность к самооценке; Р: умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи; К: предлагать помощь и сотрудничество; Л: начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях Р: использование речи для регуляции своего действия; К: работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных; Про тебя самого Фронталь ный опрос 26.01.24г. Фронталь ный опрос 02.02.24г. Л: начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях Р: использование речи для регуляции своего действия; К: формулировать собственное мнение и позицию; Л:самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни; Р: адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок; Фронталь ный опрос 09.02.24г. Фронталь ный опрос 16.02.24г. 23 Удивительны 1 е превращения. Человек родился. Беседа 24 Если хочешь быть здоров – закаляйся! Беседа 1 25 Воды холодной не бойся – ежедневно ею мойся. Беседа 26 Осанка. Осанка? Осанка! Беседа К: работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных; Л: осознание ответственности человека за общее благополучие; Р: умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; К: предлагать помощь и сотрудничество; К: формулировать собственное мнение и позицию; Л: этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоциональнонравственная отзывчивость; Р: умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи; К: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих Л: способность к самооценке; Р: умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи; К: предлагать помощь и сотрудничество; Л: начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях Р: использование речи для регуляции своего действия; Фронталь ный опрос 01.03.24г. Фронталь ный опрос 15.03.24г. Фронталь ный опрос 22.03.24г. Фронталь ный опрос 05.04.24г. К: работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных; 27 Зарядка Беседа Л: способность к Фронталь 12.04.24г. дарит самооценке; ный бодрость. 10 Р: умение соотносить опрос минут для правильность выбора, здоровья. планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи; К: предлагать помощь и сотрудничество; Основы личной безопасности и профилактика травматизма Безопасность в повседневной жизни 28 Правила безопасного поведения на каникулах. 1 Беседа 29 Правила 1 обращения с пиротехничес кими средствами и легко воспламеняю щимися предметами. Беседа 30 Обмен 1 опытом по использовани ю народных средств в лечении и профилактик е заболеваний. 31 Закаливание 1 организма. Беседа Беседа Л: положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям Р: использование речи для регуляции своего действия; К: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих Л: способность к самооценке; Р: адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок; К: работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных; Л: начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях Р: умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; К: предлагать помощь и сотрудничество; Л:самостоятельность и личная ответственность Фронталь ный опрос 19.04.24г. Фронталь ный опрос 26.04.24г. Фронталь ный опрос 03.05.24г. Тестирова 08.05.24г. ние Небрежное отношение к своему здоровью. 32 Обморожени е и его предупрежде ние. 1 Беседа 33 «Поговорим о вредных привычках… » 1 Беседа 34 Итоговое занятие. 1 Беседа за свои поступки, установка на здоровый образ жизни; Р: умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи; К: формулировать собственное мнение и позицию; Л: осознание ответственности человека за общее благополучие; Р: использование речи для регуляции своего действия; К: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих Л: этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоциональнонравственная отзывчивость; Р: адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок; К: предлагать помощь и сотрудничество; Л: положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям Р: умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; К: формулировать собственное мнение и позицию; Фронталь ный опрос 10.05.24г. Фронталь ный опрос 17.05.24г. Игра – конкурс 24.05.24г. Список литературы Учебники Учебно – методические Медиаресурсы пособия Аранская О.С. Игра как средство формирования здорового 2002.-№5.с.54. образа жизни.- Асвинова Т.Ф., Литвиненко Е.И. Программа школьной валеологии - реальный путь первичной профилактики.2003. Борисюк Валеологическое образование.-2002. О.Л.