Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа сельского поселения Арик» РАССМОТРЕНО на заседании методического совета Протокол № 1 от «30» августа 2023 года СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ________З.В.Бжембахова УТВЕРЖДЕНО Директор ________Л.М.Шинтукова Приказ№ 57 от «30» августа 2023г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Самопознание и самосовершенствование» Уровень образования: начальное общее образование Класс: 3«Б» Учитель:Тлеужева Дж.Ж. 2023-2024 учебный год Пояснительная записка Рабочая программа внеурочной деятельности «Самопознание и самосовершенствование» разработана в соответствии с требованиями: Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06; Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672; Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р; - Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённый приказом Минобрнауки от 06.10.2009 №373; - Федеральной образовательной программой начального общего образования, утверждённой приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023г №372; «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию в организации работы образовательных организации и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распределения новой коронавирусной инфекции (СOVID-19)» СП 3.1/2.4.3598-20.(в новой редакции от 2.12.2020 №39, от 24.03.2021 №10); основной образовательной программы МКОУ СОШ с.п. Арик Цель курса – ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием. Задачи: формирование положительного отношения к труду и людям труда; развитие интереса к трудовой и профессиональной деятельности у младших школьников; содействие приобретения обучающимися желания овладеть какой-либо профессией. На изучение курса отводится 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю Результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностные результаты В ходе реализации программы обучающиеся должны овладевать специальными знаниями, умениями и навыками. К ним относятся: - когнитивные – знания обучающихся о труде, о мире профессий; - мотивационно-личностные – отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью; поведенческие навыки трудовой деятельности, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность в труде. Метапредметные результаты Регулятивные УУД: - учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану; - учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Коммуникативные УУД: - умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); - слушать и понимать речь других; - совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им; - учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); - предлагать помощь и сотрудничество; - координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. Познавательные УУД: - перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; - преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков). Содержание курса Формы и методы поведения внеурочной деятельности: самоуправление; конкурсы, викторины; познавательные чтения; театрализованные представления; проектная работа. Словесные методы: рассказ, беседа, сообщения, дискуссия - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации; Наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей; Практические методы: экскурсии по городу, изготовление рисунков, фото, проекты. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. - Мини – проект. Оформление фотовыставки. презентации, викторины, дискуссии, экскурсии, беседы. Конкурсы рисунков, сочинений, «Человек – природа» Мы – часть природы. Знакомство с растительным и животным миром. Знакомство с профессией архитектора. Описание профессии дизайнера и его деятельности. Знакомство с понятиями: эскиз, образ, модель, узоры и др.; с видами деятельности — показывать, намечать, делать Знакомство с профессией - флорист. Введение понятий: флористика, цвет, форма, композиция. Секреты составления композиций из цветов: сорт цветов, популярность растений и их сочетаемость. Профессия – скульптор. Близкие понятия - художник, мастер. Виды скульптуры (статуя, группа, статуэтка, бюст, памятники, монументы). Основные способы работы скульптора: резьба, высекание, лепка, литье. Качества, необходимые в профессии: художественные способности, физическая сила, память, внимание, терпение, аккуратность. Знакомство с профессией - парфюмера. Введение основных понятий: начальная нота, «сердце» запаха и конечная нота - шлейф. «Человек – человек» Профессия – портной. Смежные профессии: конструктор-модельер оператор швейного оборудования. Орудия труда: игла, ножницы, булавка, швейная машина, утюг. Экскурсия в ателье. Профессии продавец, кассир, товаровед. Кто оберегает наше здоровье? Профессия врач. Профессия фармацевт. Кто ведет нас по дороге знаний? Профессия учитель. Профессия повар. Введение понятий: поварня, кухонная утварь, шумовка, мутовка, ступка, дуршлаг и т.д. Знакомство с профессией - реставратор. Проект «Новая жизнь старым вещам». «Человек – техника» Что такое техника? Знакомство со строительными профессиями. Профессия конструктор, архитектор. Ведение понятий конструкция, скульптура. Профессия водитель, шофер, вагоновожатый, кондуктор. Знакомство с промышленными профессиями: металлург, сварщик, токарь, нефтяник и т.д. Профессия железнодорожник. Транспорт, который используется для перевозки пассажиров и различных грузов по рельсовым путям. Профессии авиации: диспетчер, радист, пилот, стюардесса. Введение понятия авиация. Профессии матрос, судоводитель, капитан дальнего плавания. Введение понятий: гирокомпас, трап, штурвал, рубка, шлюз, адмиралтейство. Человек – художественный образ Что такое искусство? Знакомство с жизнью замечательных людей города. Знакомство с достопримечательностями города. Знакомство с профессиями археолог, фотограф, экскурсовод, журналист, корреспондент, репортер. Профессия космонавт. Описание профессии иллюстратора. Виды деятельности: иллюстрирование печатных изданий, книг, сборников; разработка дизайна книги, брошюры. Современные иллюстраторы. Рисование с помощью графических компьютерных программ. Тематическое планирование № 1 2 3 1 2 Название раздела Человек – природа Человек – человек Человек – техника Человек – художественный образ итого Количество часов 9 9 8 8 34 Календарно-тематическое планирование № п\п 1 2 3 4 5 6 7, 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20-21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Тема Вводное занятие. Мы – часть природы. Мы – строители будущего! Какие бывают профессии Кто такой дизайнер Профессия флорист Беречь природу – это важно! Редкие профессии Забытые профессии Оденем куклу на работу, едем на работу Мы идем в магазин Аптека Моя мама врач Профессия повар Домашний помощник Парикмахерская Кулинарный поединок Работники издательств и типографии Веселые мастерские По дороге идут машины. ПДД Строительные специальности По морям, по волнам Знакомство с промышленными профессиями Куда уходят поезда Профессия летчик Истоки трудолюбия Откуда сахар пришел Угадай профессии «Здравствуйте, инопланетяне!» Время на раздумье не теряй, с нами вместе трудись и играй Путешествие на стройку Мои земляки в мире творческих профессий Путешествие в мир профессий Кол-во часов Дата По плану 1 07.09.23г. 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 14.09.23г. 21.09.23г. 28.09.23г. 05.10.23г. 12.10.23г. 19.10.23г. 26.10.23г. 09.11.23г. 16.11.23г. 23.11.23г. 30.11.23г. 07.12.23г. 14.12.23г. 21.12.23г. 28.12.23г. 11.01.24г. 18.01.24г. 25.01.23г. 01.02.24г. 08.02.24г. 15.02.24г. 22.02.24г. 29.02.24г. 07.03.24г. 14.03.24г. 21.03.24г. 04.04.24г. 18.04.24г. 1 1 1 25.04.24г. 02.05.24г. 16.05.24г. По факту