Рабочая программа внеурочной деятельности 5 класса Читательская грамотность

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа сельского поселения Арик»

РАССМОТРЕНО
на заседании методического
совета
Протокол № 1
от «30» августа 2023 года

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по VBL
д а / • з _g Бжембахова

■

п

■

щ

гД
ЕНл1 т
Ру£Уъ, ill*Si

__Л.М.Шинтукова
•*
'1д 'Й |^ а з № 57" Ж
от «30» августа
-

4

Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Читательская грамотность»
(для 5 класса образовательных организаций)

2023-2024 учебный год

0
Содержание:
Пояснительная записка………………………………………………….. 3-7 стр.
Учебно-тематический план………………………………………………. 8-13 стр.
Содержание программы………………………………………………….. 14-31 стр.
Предполагаемые результаты реализации программы………………. 32 стр.
Формы и виды контроля………………………………………………… 33-36 стр.
Материально-техническое обеспечение………………………………... 37-38 стр.

1

Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Читательская грамотность» (Основы смыслового чтения и работы с
текстом) адресована учащимся 5 (6) классов общеобразовательной школы и является необходимым дополнением к
программам всех учебных дисциплин, так как формирование навыков смыслового чтения является стратегической линией
школьного образования в целом.
Актуальность программы определена требованиями к образовательному результату, заложенными в Федеральном
государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО) на уровне сформированности
метапредметного результата как запроса личности и государства. В современном информационном обществе важно
научить школьников адекватно и критически воспринимать информацию, компетентно использовать её при реализации
своих целей. Современная школа призвана формировать функциональную грамотность, понимаемую сегодня как
способность человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать,
реализовывать образовательные и жизненные запросы в расширяющемся информационном пространстве.
Инструментальной основой работы с информацией и одновременно показателем сформированности этого умения
является чтение как универсальный способ действий учащегося, который обеспечивает его способность к усвоению
новых знаний и умений, в том числе в процессе самостоятельной деятельности.
Чтение – это основной способ получения информации по всем учебным предметам, поэтому от умения
воспринимать, понимать, интерпретировать информацию, получаемую при чтении, зависит успешность образовательного
процесса в целом. Единицей информации является текст,поэтому умение правильно работать с текстом относится
куниверсальным, основополагающим и обоснованно является необходимым звеном в программе формирования стратегии
смыслового чтения.
В условиях ослабления интереса к чтению успешная реализация программы может способствовать не только
повышению этого интереса, но и формированию потребности использовать чтение как средство познания мира и самого
себя в этом мире.Обучение чтению и пониманию прочитанного активизирует внимание, память, воображение, мышление,
эмоции, формирует и развивает эстетические чувства, волевые качества, навыки самоконтроля, интеллектуальной
самостоятельности.
Основысмыслового чтения и работы с текстовой информацией закладываются уже в начальной школе, они должны
закрепляться и развиваться в 5 классе и совершенствоваться в течение всех лет обучения.
Цель программы
 формирование и развитие личности ребёнкана основе духовной и интеллектуальной потребностивчтении;
2

 формирование и развитиеоснов читательской компетенции, способствующей достижению результативности
обучения по всем предметам образовательной программы школы;
 формирование функциональной грамотности учащихся как элемента общей культуры человека, живущего в
открытом информационном пространстве.
Задачи
 развивать в процессе чтения и осмысления текстов эстетические чувства, формировать духовно-нравственные основы
личности;
 вовлекать учащихся в активные формы деятельности, связанной с чтением, активизировать потребность в чтении, в
том числе досуговом;
 развивать интеллектуальную самостоятельностьучащихся, формировать навыки самоконтроля в процессе освоения
способов деятельности;
 освоить базовый понятийный аппарат, связанный с чтением как универсальным видом деятельности (названия
видов чтения) и инструментарий формирования видов целевого чтения (просмотрового/поискового,
ознакомительного, изучающего/углублённого) в работе с книгой и текстом как единицей информации;
 учить использовать навыки чтения для поиска, извлечения, понимания, интерпретации и рефлексивной оценки
информации на основе
– углубления базовых знаний по теории текста;
– использования приёмов поиска и извлечения информации в тексте;
– использования приёмов смыслового анализа и интерпретации текстов разных стилей и жанров, соответствующих
возрасту учащихся;
– использования приёмов обработки информации в зависимости от цели её дальнейшего использования;
– использования приёмов организации рефлексивной деятельности после чтения и осмысления текстов.
Формы и режим занятий
Программа внеурочной деятельности реализуется на занятиях, отличающихся общей практической направленностью
и деятельностным характером. Теоретические основы программы даются дозированно и постигаются через
практическую деятельность, которая не только обеспечит формирование основ читательской компетентности, но и
заинтересует учащихся, побудит к чтению. Поэтому формы проведения занятий должны быть разнообразными,
включающими игровые, исследовательские и проектные технологии, технологии развития критического мышления
через чтение и письмо, технологии проблемного и развивающего обучения и др.. Важно, чтобы методы и приёмы
3

организации деятельности учащихся были ориентированы на формирование и развитие познавательной активности,
интеллектуальное развитие, развитие самостоятельности, навыков самоконтроля.
Формы проведения занятий – беседа, практикум, тренинг, игра, состязание, аукцион, конкурс (фестиваль),
наблюдение и исследование, мониторинг, ролевая игра, библиотечные занятия.
Формы организации деятельности учащихся – индивидуальные и коллективные (групповые, в парах) формы.
Режим занятий – программа рассчитана на 34 часа в течение учебного года (1 раз в неделю). Возможный вариант – в
течение полугодия (2 раза в неделю).Время проведения занятия – 45 мин.
Результативность освоения программы
Задания для выполнения, предлагаемые в процессе внеурочной деятельности, характеризуются не оценочной, а
обучающей и развивающей направленностью. Достижениями учащихся являются умения, сформированные в процессе
деятельности и выделенные в планируемых результатах. Диагностика уровня результативности осуществляется в ходе
решения учебных задач и выполнения работ, указанных в разделе «Содержание программы». Формой предъявления
результата является также участие школьников в мероприятиях, проведённых по этому направлению внеурочной
деятельности за год (целесообразно – в конце каждой четверти).
Планируемыемероприятия:
1. Тематический конкурс чтецов «Осенние страницы»
2. «Заседание Учёного совета лексикографов» (защита проекта).
3. Игра «Аукцион вопросов и ответов».
4. Представление портфолио «Мои достижения» (портфолио - отчёт или портфолио достижений).
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
учащиеся научатся
 осознанно читать тексты, выбирая стратегии чтения и работы с текстом, для достижения положительного
результата учебной деятельности, удовлетворения личностных познавательных интересов, развития и обогащения
эмоциональной сферы личности;
 использовать полученный опыт восприятия и понимания информации для формирования собственной позиции,
оценочного мнения на основе прочитанных текстов.
Метапредметныерезультаты:
учащиеся овладеют
4

 элементарными навыками работы с книгой;
 умениями ставить перед собой цель чтения и выбирать соответствующий цели вид чтения
(поисковый/просмотровый, ознакомительный, изучающий/аналитический);
 элементарными навыками чтения текстов разных стилей и типов речи (в первую очередь научно-учебных, научнопознавательных).
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на
поиск информации и понимание прочитанного, на основе умений:
 определять главную тему, общую цель или назначение текста;
 предвосхищать содержание текста по заголовку с опорой на имеющийся читательский и жизненный опыт;
 находить основные текстовые и внетекстовые компоненты (в несплошных текстах);
 находить в тексте требуемую информацию (явную): главную и второстепенную, фактическую и иллюстративную,
тезисную и доказательную и т.п.;
 выделять термины, обозначающие основные понятия текста.
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на
понимание и интерпретацию информации, на основе умений:
 понимать смысл и назначение текста, задачу/позицию автора в разных видах текстов;
 выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
 формулировать тезис, выражающий общий смысл текста, передавать в устной и письменной форме главное в
содержании текста;
 объяснять порядок частей, содержащихся в тексте;
 сопоставлять и объяснять основные текстовые и внетекстовые компоненты (в несплошных текстах);
 интерпретировать содержание: сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного
характера, определять причинно-следственные и логические связи, делать выводы из сформулированных посылок о
намерении автора / главной мысли текста;
 задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них;
 прогнозировать содержание текста;
 находить скрытую информацию в тексте;
 использовать словари с целью уточнения непонятного значения слова.
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на
понимание и преобразование информации, на основе умений:
 составлять план к тексту и структурировать текст, используя план;
5

 делать пометки, выписки, цитировать фрагменты текста в соответствии с коммуникативным замыслом;
 приводить аргументы/примеры к тезису, содержащемуся в тексте;
 преобразовывать (перекодировать) текст, используя новые формы представления информации (опорные схемы,
таблицы, рисунки и т.п.).
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществить деятельность, направленную на
оценку информации и рефлексию, на основе умений:
 откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со своими представлениями о
мире;
 оценивать утверждения, находить доводы в защиту своей точки зрения в тексте;
 использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинноследственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений / тезисов;
 оценивать не только содержание текста, но и его форму.
Предметные результаты:
Учащиесяполучат возможность
 использовать базовые умения и навыки смыслового чтения и работы с текстом на уроках разных предметных
дисциплин при совершении интеллектуальных (познавательных) действий, для решения учебно-познавательных и
учебно-практических задач, в ситуациях моделирования и проектирования;
 обогатить, углубить знания, расширить общий культурный кругозор на основе работы с информацией (текстами) в
разных предметных областях.

6

Учебно-тематический план.
№
п/п

Наименование
блоков, тем

1.

разделов, Всего часов

Дата проведения занятия
По плану
фактическая

Характеристика
деятельности учащихся

Умеем ли мы читать? (Виды 1
чтения)

06.09.23

2.

Как выбрать книгу? (Виды 1
чтения:
просмотровое,
ознакомительное)
Библиотечный урок

13.09.23

3.

Учимся ставить цель чтения 1
(«Знаю – хочу узнать –
узнал»)

27.09.23

4.

Что и о чём? (Углубление 1
понятия о тексте)

04.10.23

5.

С чего начинается
(Роль заглавия)

11.10.23

Знакомство
с
технологией сбора и
анализа информации о
результатах работы для
портфолио
Извлечение
нужной
информации из текста;
составление
памятки,работа
в
группах
Освоение
стратегий
смыслового чтения с
применением
технологий РКМЧП
Подготовка к конкурсу
чтецов по выбранной
теме:
Прогнозирование
содержания текста по
заглавию, составление
плана
текста,
сопоставление прогноза
с содержанием текста

текст? 1

7

6.

Зачем нужен эпиграф? (Роль 1
заглавия и эпиграфа)

18.10.23

Выявление понимания
роли эпиграфа в книге,
тексте.

7.

Внимание к слову.

1

25.10.23

8.

Тематический
конкурс 1
чтецов
Наши друзья и помощники 1
(Словари и справочники)
Учимся читать учебный текст 1
(Элементы учебного текста)

08.11.23

Лексический
анализ
выбранных
для
конкурса
чтецов
произведений с целью
поиска всех непонятных
слов и выражений и
выяснения их значения
Участие в конкурсе
чтецов
Знакомство с словарями

22.11.23

Решениезадач,
выявляющих
и
формирующих
практические
умения
совершать
интеллектуальные
действия:

11.

Главное и неглавное в тексте 1
(Виды информации в учебном
тексте)

29.11.23

12.

Учимся читать учебный текст 1
(Маркировка информации)

06.12.23

Находить
требуемую
(нужную) информацию,
применяя технологии
поискового
(сканирующего) чтения
Поиск информации и
понимание
прочитанного

9.
10.

15.11.23

8

13.

Практикум-диагностика
1
(Тестовая
работа
по
применению умений работать
с информацией и выделять
главную мысль)

13.12.23

14.

Как
читать
текст?.

несплошной 1

20.12.23

15.

Шифровка
текста.

дешифровка 1

27.12.23

16.

Как
построен
(Строение текстов
типов речи)

текст? 1
разных

10.01.24

17.

Ролевая игра «Заседание 1
Учёного
совета
лексикографов»
«Сцепления»
в
тексте 1
(Смысловые связи в тексте)

17.01.24

18.

и

31.01.24

Выполнение тестовой
работы, проверяющей
умение
работать
с
информацией
по
заданным параметрам
поиска и нахождения
нужной
информации,совместная
проверка результатов,
анализ и рефлексия.
Поиск и обработка
информации
в
несплошных текстах
Поиск и нахождение
информации
в
несплошных текстах
Составление
таблицы/опорной
схемы/опорного
конспекта по теории
типов речи
Ролевая игра
Развитие
интеллектуальных
умений выявлять и
определять причинноследственные
связи,
устанавливать аналогии
и сравнения
9

19.

Погружение в текст.

1

07.02.24

20.

Погружение в текст

1

14.02.24

21.

Воображение
прогнозирование.
Воображение
прогнозирование.
Диалог с текстом.

и 1

21.02.24

и 1

28.02.24

1

06.03.24

Диалог с текстом («Толстые и 1
тонкие» вопросы)
Диалог с текстом (Выделение 1
главной мысли)

13.03.24

Игра-состязание «Аукцион 1
вопросов и ответов»
Учимся читать «между строк» 1
(Скрытая
информация
в
тексте)

03.04.24

22.
23.
24.
25.

26.
27.

20.03.24

17.04.24

Логико-смысловой
анализ
текста
художественного или
публицистического
стиля речи
Выделение тезиса и
аргументов/ примеров в
тексте учебно-научного
стиля речи
Изучение
приёмов
прогнозирования
Прогнозирование
содержания
Составление вопросов
к тексту
Составление вопросов
к тексту
Составление вопросов в
группах, взаимообмен
вопросами
между
группами и ответы на те
из них, которые не
были учтены группой
Участие в командной
игре
Осмысление
информации,
осуществляя
мыслительные
операции анализа и
10

28.

Что помогает понять текст? 1
(План текста)

24.04.24

29.

Что помогает понять текст 1
(Перекодирование
информации:
пометки,
выписки, цитаты)

08.05.24

30.

Шифровка
текста.

13.05.24

31.

Когда текст прочитан.

1

18.05.24

32.

Когда текст прочитан(Оценка 1
информации)

20.05.24

и

дешифровка 1

выделения главной и
второстепенной, явной
и скрытойинформации
Структурирование
информации во время
чтения и после чтения,
перерабатывание
и
фиксирование сжатой
информации в форме
плана
Структурирование
информации во время
чтения и после чтения,
перерабатывание
и
фиксирование сжатой
информации в форме
плана
Обработка
и
перекодирование
информации
Обработка
и
предъявление
информации:
план
текста и пересказ)
Создание вторичного
текста на базе другого
(исходного
текста):
пересказ
(изложение)
как
средство
формирования
коммуникативных
11

33.

34.

Практикум-диагностика
1
(Тестовая
работа
по
комплексному
применению
умений
работать
с
информацией и текстом)
Чему я научился (Подведение 1
итогов,
оформление
портфолио)
34
Итого:

22.05.24

умений.
Работа с тестом

25.05.24

Создание памятки

Содержание программы
Тема 1. Умеем ли мы читать? (Виды чтения)
Мониторингкачества чтения, анкетирование учащихся и выявление трудностей, с которыми связан процесс
чтения.
Анализ затруднений и совместное прогнозирование, как чтение текста сделать более результативным.
Определение цели занятий на основе выявленных затруднений и прогнозирования;обсуждение возможных
результатов и формы предъявления результата(создание портфолио-отчёта или портфолио достижений). Знакомство с
технологией сбора и анализа информации о результатах работы для портфолио. Оформление первой страницы портфолио
(результат работы с текстом и анкетирования).
Беседа: выявление понимания учащимися, важно ли перед чтением определять цель чтения книги, статьи,
параграфа учебника и т.д. (чтобы подготовиться к пересказу; потому что мне это интересно; чтобы научиться чемулибо; чтобы узнать...; чтобы развлечься, получить удовольствие и т. п.) Восприятие информациио видах чтения,
которыми пользуется человек, чтобы достичь своей цели (выборочное: просмотровое, поисковое, ознакомительное,
сканирующее, изучающее).
Тема 2. Как выбрать книгу?(Виды чтения: просмотровое, ознакомительное)
12

Умение использовать чтение для поиска и извлечения нужной информации, принятия решения о выборе книги на
основе просмотра книги, выборочного знакомства с информацией, прогнозирования. Умение пробегать текст глазами,
определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте,
устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в
тексте.
Ориентация в книге на основе знания её структуры. (Занятие проводится на базе школьной/районной библиотеки).
Турнир догадливых «Кто и зачем может читать эти книги?» (Прогнозирование содержания книг по заглавию,
известным авторам, догадке, жизненному опыту).
Список (примерный) книг: Д.Р.Р. Толкин «Властелин колец», О. Андреева «Учитесь быстро читать», К. Дойль
«Приключения Шерлока Холмса», А. Безруков «Занимательная география», Гомер «Илиада», Н. Носов «Фантазёры», Р.
Декарт «Метафизические размышления», Энциклопедия этикета и т.п.)
Блиц-турнир «Из чего состоит книга?»: прогнозирование ответа на вопрос: «Как выбрать нужную
книгу?»;определение элементов структуры книги и информации, которую несёт элемент.
Практикум: определение вида чтения для выбора книги, первичного знакомства с книгой, статьёй учебника и
т.п.Практическоеосвоение способов/приёмов просмотрового чтения (незнакомого учебника, учебного пособия,
художественного произведения) с целью обнаружить нужную информацию.
Вопросы и задания(зависят от выбранного материала и предполагают обязательный вывод, например, о чём
«рассказала» фамилия автора? Что узнали из аннотации?):
• прочитайте, кто автор книги, где и когда она издана;
• прочитайте аннотацию;
• обратите внимание на условные обозначения;
• выделите заголовки и рубрики;
• представьте заголовки (рубрики) в виде вопроса;
• просмотрите первую и последнюю страницы.
• Ответьте себе на вопросы: Нужно ли читать эту книгу? Для чего вы читаете (будете читать) именно эту книгу?
Практикум:практическое освоение способов/приёмов ознакомительного чтения (в работе с отдельным текстом)с
цельюболее подробно уяснить какую-то определенную информацию.
Вопросы и задания:
• прочитайте, кто автор текста;
13

• прочитайте в каждом абзаце только первое и последнее предложения и сделайте вывод, о чём говорится в абзаце, в
тексте;
• бегло просмотрите весь текст и определите, о чём в нём идёт речь;
• поставьте вопросы к тексту, который предстоит прочитать: Что мне известно по теме? Что мне нужно узнать?Чего
жду от этой главы, параграфа?
• найдите в тексте … (конкретную информацию)
Составление Памятки для просмотрового/ознакомительного чтения. Работав малых группах (парах), коллективное
обсуждение и корректирование вариантов (Чтобы познакомиться с книгой, используйте приёмы просмотрового и
ознакомительного чтения: …)
Тема 3. Учимся ставить цель чтения («Знаю – хочу узнать –узнал»)
Теоретическое обоснование приёма «Знаю – хочу узнать – узнал».Умение опираться на имеющиеся знания,
сохранять интерес к получению новой информации, ставить собственные цели (стадия вызова в технологии РКМЧП),
осмысленно подходить к получению новой информации (стадия осмысления), размышлять и делать простые выводы
(стадия рефлексии) в графической (табличной) организации читаемого текста.
Практикум: освоение стратегий смыслового чтения с применением технологий РКМЧП (приём «З-Х-У», Д. Огл).
Комплексныйподход к содержаниютекста из учебника истории (географии или научно-популярного текста), тема
которого частично знакома учащимся:
1) заполнение учащимися первого столбика таблицы «З-Х-У» до знакомства с текстом,
2) заполнение с помощью учителя (на доске и в тетрадях) второго столбика таблицы,
3) самостоятельное чтение текста и выявление информации,
4) совместное обсуждение: Можем ли мы ответить на вопросы, которые сами поставили перед чтением?
5) заполнение с помощью учителя третьего столбика таблицы,
6) добавление источника информации (текст …) в дополнительный столбик.
Подведение итогов, сопоставление содержания граф, ответы на вопросы: Что осталось нераскрытым? Какие
источники информации могут помочь?
Знаю
Хочу узнать
Узнал
Источники информации
14

Тема 4. Что и о чём? (Углубление понятия о тексте)
Выявление понимания термина текст на основе знания о происхождении слова (от лат. tехtus — «ткань, сплетение,
соединение») и образного представления (ткань, сплетение); углубление понимания на основе практического осмысления
егопризнаков: выраженность (текст всегда выражен в устной или письменной форме); ограниченность (текст имеет
начало и конец); членимость (текст состоит из двух или нескольких предложений); связность (предложений и части текса
связаны); цельность (единое целое в отношении содержания и построения); упорядоченность (все языковые единицы и
содержательные, смысловые стороны определённым образом упорядочены); смысловая цельность (текст отражает те
связи и зависимости, которые имеются в самой действительности); информативность (содержание высказывания и
отношение автора к содержанию, тема и главная мысль/идея/позиция автора). Темы широкие и узкие, ведущая тема и
подтемы, микротемы (микротеме обычно соответствует абзац, который на уровне смыслового анализа далее не членится).
Обучающий тренинг: сопоставление текстов на одну тему и выявление различий. Анализ темы «осень» и
авторского отношения к теме в стихотворениях А.С. Пушкина («Октябрь уж наступил…»), А.А. Фета(«Когда сквозная
паутина…») – выявление групп тематических слов; в стихотворении («Унылая пора!») и прозе А.С. Пушкина («Это
случилось осенью.» (отрывок из «Станционного смотрителя») – выявление ритмико-интонационной организации текстов.
Подготовка выразительного чтения литературных произведений.
Проект: организация проекта подготовки к конкурсу чтецов по выбранной теме: утверждение темы, сроков,
выстраивание процесса подготовки, включающего поиск необходимого материала с помощью приёмов просмотрового
(поискового) чтения. Просмотр ресурсов интернета через поисковые системы.
Примечание: Возможны другие варианты подборки текстов и другая направленность мероприятия.
Тема 5. С чего начинается текст? (Роль заглавия)
Роль заглавия в текстах и его связь с темой и главной мыслью. Умение предвосхищать содержание текста по
заголовку и с опорой на имеющийся читательский и жизненный опыт.Предтекстовыевопросы и задания в формировании
умений.
Устное сочинение-миниатюра: «Как я понимаю высказывание Г. Граник Заголовок – это „входная дверь“
текста». Выявление понимания роли заглавия в тексте.
Беседа: «Как писатели выбирают заглавия».
Заголовок – краткое выражение главной мысли, в том числе ироническое («Любовь к жизни» Д. Лондона, «Не
стреляйте в белых лебедей» Б. Васильева, «Герой нашего времени», М. Лермонтова); заглавия-загадки («Всадник без
15

головы» М. Рида, «Голова профессора Доуэля» А. Беляева, «Мёртвые души» Н. Гоголя); заглавия, выражающие
отношение автора к героям, событиям («Униженные и оскорблённые» Ф. Достоевского, «Отверженные» В. Гюго, «Котворюга» К. Паустовского); заглавия «с сюрпризами» («Колотый сахар», «Корзина с еловыми шишками», «Тёплый хлеб»
К. Паустовского) и др.
Турнир догадливых«О чём сообщает заглавие?» Анализ заглавий текстов:
• Географические последствия землетрясений (отражает тему);
• Осень – любимое время года (отражает главную мысль);
• Принципы классификации частей речи (отражает, как построен текст);
• Умение читать правильно – это залог успеха на всех уроках (отражает результат);
• Золотые пески Египта (рекламная функция);
• А вы верите в НЛО? (обращение к опыту, знаниям, интересам читающего);
• Кто самый прожорливый? (привлечение внимания адресата).
Практикум: прогнозирование содержания текста по заглавию, составление плана текста, сопоставление прогноза с
содержанием текста (для прогнозирования может быть предложен параграф или текст из учебника по какому-либо
предмету).
Проблемныйвопрос: зачем обдумывать заголовок, если предположение оказывается неверным?
Тема 6. Зачем нужен эпиграф? (Роль заглавия и эпиграфа)
Умение понимать смысл и назначение текста, задачу автора, понимать роль заглавия и эпиграфа, подбирать
заглавие, соответствующее содержанию и общему смыслу текста, прогнозировать содержание читаемого (изучаемого)
текста по заглавию и эпиграфу.Оформление эпиграфа на письме. Предтекстовыевопросы и задания в формировании
умений.
•
•
•
–
–
–
–

Обучающий тренинг «Как подобрать заголовок?»:
содержательный анализ одноготекста, определение темы и главной мысли;
выбор одного из предложенных заглавий и обоснование своей точки зрения;
подбор заглавий,
характеризующих тему;
характеризующих главную мысль, сформулировкой в форме вопроса, утверждения;
указывающих на событие, время, действующее лицо;
заглавий-загадок, необычных заглавий и др.;
16

– выбор заголовка на основе языковых фрагментов текста;
– анализ пословиц (подготовленная подборка или из сборников/учебника литературы) и побор эпиграфа
Письменноесочинение-миниатюра: «Как я понимаю высказывание М. Шагинян Эпиграф не случаен – он
необходим для автора, как «ключ» для композитора, в котором будет звучать произведение». Выявление понимания
роли эпиграфа в книге, тексте.
«Бюро прогнозов»: прогнозирование содержания и главной мысли по эпиграфам, данным в учебниках по разным
предметам к темам, которые изучаются в текущий период (УМК по географии, русскому языку).
В работе с текстами используютсяпредтекстовыевопросы и задания:
• Как связано заглавие с содержанием изучаемой темы/раздела?
• Как называется параграф учебника? Каковы ваши предположения о его содержании?
• Какую роль играет эпиграф к разделу/теме?
• Что вам уже известно по этой теме?
• Какой материал следует знать / повторить для понимания нового?
Задание для портфолио (на перспективу): поиск возможного названия портфолио и подбор эпиграфа.
Тема 7. Внимание к слову
Слово и его лексическое значение. Понимание слова как речевой единицы, несущей смысловую нагрузку. Умение
видеть и оценивать состав русских слов и значения, вносимые приставками и суффиксами; состав слов, пришедших из
других языков, по интернациональным морфемам. Роль выразительных возможностей слов в контекстном употреблении.
Тренинговые упражнения «Учимся видеть слово» (проводятся с использованием словарей, подготовленных
текстов). (Дидактический материал: к занятию 7.):
 Аукцион «Кто больше?»
 Игра «Правда ли, что .?.»
 Реши задачу
 В поисках слова
 Устное сочинение
Индивидуальные консультации: лексический анализ выбранных для конкурса чтецов произведений с целью
поиска всех непонятных слов и выражений и выяснения их значения. Индивидуальная помощь в подготовке
выразительного чтения.
17

Тема 8. Тематический конкурс чтецов «Осенние страницы» (возможны другие варианты тем)
Объектами проверки являются умения
– отбирать стихотворения и прозаические отрывки по теме,
– понимать смысловую, эстетическуюстороны текстов,
– отражать это понимание в выразительном чтении.
Тема 9. Наши друзья и помощники (Словари и справочники)
Библиотечный урок (на базе школьной/районной библиотеки) или урок с использованием сетевых образовательных
ресурсов (http://www.slovari.ru ,http://ru.wikipcdia.org, http://feb-web.rii/feb/slt/abc). Роль словарно-справочной литературы и
современных информационных источников в формировании стратегий смыслового чтения.
Устное сочинение «Как я понимаю эпиграф к занятию»: «Словарь — это вся вселенная в алфавитном порядке! Если
хорошенько подумать, словарь – это книга книг. Он включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из него!»
(Анатоль Франс)
Презентация
словарей
и
справочников:
информация
о
словарях
библиотекаря/учителя
и/или
представлениеинтернет-ресурсов. Словари энциклопедические (Большая советская энциклопедия, Большой
энциклопедический словарь, Литературная энциклопедия, Детская энциклопедия и др.) и языковые (филологические,
лингвистические). Лингвистические словари – одноязычные и многоязычные (чаше двуязычные). Одноязычные словари,
включающие все слова данного языка (словари thesaurus – от греч. «сокровищница, хранилище»), современного
литературного языка, языка того или иного писателя, языка отдельного произведения, исторические, этимологические,
синонимов, фразеологические, иностранных слов, орфографические, орфоэпические, словообразовательные, сокращений;
жаргонные, терминологические словари (Словарь юного математика, Словарь литературоведческих терминов, Словарь
терминов по информатике и др.)
Практикум(работа в группах) «О чём рассказал словарь»: определение назначения словаря на основе
использования приёмов просмотрового чтения; ознакомительное чтение и анализ словарных статей (два-три словаря
разных видов). Строение словарной статьи.
Подготовка группового проекта презентации словаря (отсроченное задание к ролевой игре«Заседание Учёного
совета лексикографов»): обсуждение плана представления словаря, выбор словаря для представления и подготовка
материалов. Примерный план представления (презентации) словаря: название словаря, выходные данные (автор (-ы), где
и когда издан); назначение словаря; строение словарной статьи; интересные примеры статей.
18

Тема 10. Учимся читать учебный текст (Элементы учебного текста)
Практическое освоение терминов учебного/учебно-познавательного текстов. Понятие как логически оформленная
общая мысль о предмете, обозначенная с помощью слов или словосочетаний; частные и общие понятия, часть и целое;
классификация понятий. Признаки как свойства предметов; существенные и несущественные признаки. Термин,
определение термина через общее (род) понятие ичастное (вид), указывающее на наиболее существенный признак.
Интеллектуальныймарафон:решениезадач, выявляющих и формирующих практические умения совершать
интеллектуальные действия:
• подбирать к частному понятию общее (например: пчела, метр, плюс – знак математических действий, … –
насекомое, … –единица длины);
• ограничивать понятия (например: геометрическая фигура – квадрат; небесное тело – планета – Земля);
• выделять существенные признаки слова (например: для слова квадратиз слов сторона, углы, чертёж, бумага,
карандаш; для слова термометриз словтепловые явления, шкала, температура, прибор);
• подбирать рядоположенные слова (термометр, весы – измерительные приборы).
Игры:
 «Отгадай загадки»(определение понятия по признакам).
 «Чёрный ящик» (определение понятия по признакам начиная с второстепенных и заканчивая существенными).
 «Установи закономерность» (подбор для каждого из понятий обобщающего слова и наиболее существенного
признака: прилагательное – часть речи, обозначает признак предмета).
 «Третий лишний» (классификация понятий по определённым признакам).
Выявление победителей и оформление результатов в портфолио.
Тема 11. Главное и неглавное в тексте (Виды информации в учебном тексте)
Виды информации в учебном тексте: главная и второстепенная/вспомогательная, фактическая и иллюстративная,
тезисная и доказательная, описания, примеры и др.Умение осуществлять поиск и находить требуемую (нужную)
информацию, применяя технологии поискового (сканирующего) чтения.
Практикум «Учимся читать учебный текст»:
• Разминкана развитие внимания «Учимся запоминать прочитанное» (Дидактический материал: к занятию 11.);
19

• Поисковоечтение главы учебника с целью обнаружения требуемой информации (пробежать текст глазами, найти
основные элементы учебного текста – общую информацию, правила, термины, определения понятий, примеры,
факты; определить главную ивспомогательную информацию, иллюстративную);
• упражнение на поиск конкретной информации в подборке текстов (беглое чтение и обнаружение дат, имён,
названий мест, единичных фактов).
Мониторинг:упражнение на поиск конкретной информации и развитие внимания, памяти, догадки
Тема 12. Учимся читать учебный текст (Маркировка информации)
Умение ориентироваться в тексте: поиск информации и понимание прочитанного. Маркировка информации.
Обсуждение системы условных графических символов для выделения информации (подчёркивание/выделение маркером
слов, терминов; [правила/определения]; <вспомогательная информация>; «!» – особо важная информация; может
использоваться системная разметка ТРКМЧП: «v» – уже знал, «+» – новое, «-» – думал иначе, «?» – не понял, есть
вопросы).
Обучающий тренинг «Учимся читать учебный (научно-популярный) текст»: чтение текста, маркирование
информации
В работе с текстами используются притекстовыевопросы и задания:
• выделите (подчеркните) по ходу чтения ключевые слова, термины, незнакомые слова;
• определите границы известной/неизвестной информации;
• выделите (подчеркните) слова, которыми передаётся главная мысль текста/абзаца;
• найдите в тексте определения понятий (формулировки правил, примеры, вспомогательную информацию и т.п.).
Оформление результатов в портфолио.
Тема 13. Практикум-диагностика (Тестовая работа по применению умений работать с информацией и выделять
главную мысль)
Мониторинг:выполнение тестовой работы, проверяющей умение работать с информацией по заданным параметрам
поиска и нахождения нужной информации,совместная проверка результатов, анализ и рефлексия. Оформление
результатов в портфолио.
Тема 14. Как читать несплошной текст?(Поиск и обработка информации в несплошных текстах)
20

Умение читать несплошной текст и воспринимать содержание, извлекать информацию, интерпретировать её.
Несплошные тексты (тексты, в которых информация предъявляется невербальным или не только вербальным способом) и
их виды: графики, диаграммы, схемы (кластеры), таблицы, географические карты и карты местности; планы (помещения,
местности, сооружения); входные билеты, расписание движения транспорта, карты сайтов, рекламные постеры, меню,
обложки журналов и др.. Значимость умения работать с несплошной текстовой информацией на уроках и в жизни.
Турнир догадливых:
 «О чём рассказал билет на выставку/концерт/спектакль?» Ознакомительное чтение и анализ несплошного текста.
«О чём объявляет объявление?» / «О чём рассказала реклама?» / «О чём рассказал путеводитель?» и т.п.:
Аналитическая работа с несплошными текстами по извлечению информации.
Тема 15. Шифровка и дешифровка текста (Поиск и нахождение информации в несплошных текстах)
Умение читать несплошной текст и воспринимать содержание, извлекать информацию, интерпретировать её.
Обучающий тренинг «Учимся читать таблицы и схемы» (с использованием материала учебников по разным
предметам).
При ознакомительном чтении таблицы (схемы) могут использоваться вопросы и задания:
• определите вид текста;
• выскажите предположения о содержании текста на основе заглавия/озаглавьте текст;
• определите особенности структуры текста (сколько столбцов, строк и др.);
• выделите ключевые слова (знаки, символы и т.д.);
• обратитесь к словарю/справочной литературе/учебнику для выяснения значения всех незнакомых/непонятных слов
(терминов, понятий);
• определите смысловые блоки – с главной и второстепенной информацией;
• определите основное содержание;
вопросы при изучающем чтении
• проанализируйте структуру текста и обоснуйте её особенности;
• сформулируйте правило (определение, закономерность) на основе несплошного текста;
• найдите неявную информацию.
Дополнительные вопросы
• Есть ли иллюстративный материал? Какова его роль (предположение о содержании на основе рисунка, графика)?
• Есть ли в статье графические (шрифтовые, цифровые) выделения?
21

• Что и зачем выделено другим цветом (шрифтом, курсивом)?
• Почему, например, таблица представлена в разном цветовом решении?
• Просматривая текст, на что вы сразу обратите внимание?
Упражнение на формирование умениядополнять таблицу недостающими данными
Оформление результатов в портфолио.
Тема 16. Как построен текст? (Строение текстов разных типов речи)
Умение использовать знания о типологическом строении текста при чтении и выявлении, понимании информации.
Типы речи (повествование, описание, рассуждение, оценка действительности) и их сочетание в текстах. Приём
фотографирования при определении типа речи. Связь с композицией текста (деление текста на абзацы/микротемы).
Способы связи между предложениями (частями) в тексте: цепная, параллельная, комбинации способов. Логика
развёртывания информации: данное и новое в текстах с разными способами связи. Средства связи. Примерный вариант
таблицы:
Исследовательская задача:
1) спрогнозировать тему занятия по эпиграфу «Связь предложений в тексте – это, прежде всего, связь смыслов» (Л.В.
Щерба);
2)
доказатьсправедливость суждения академика, выполнив задание на восстановление последовательности
предложений в тексте.
3)
Составлениетаблицы/опорной схемы/опорного конспекта по теории типов речи.
Упражнение на формирование умения переводить информацию в другую форму: заменять готовую таблицу схемой
или кластером (графическое оформление текста в определённом порядке в виде «грозди»).
Практикум-исследование «Как построен текст?»: анализ строения текста с точки зрения типа речи, установление
смысловых и грамматических связей предложений.
При ознакомительном и изучающем чтении текстов используются вопросы и задания:
• Каким типом речи является данный текст? Докажите.
• Отметьте сочетание типов речи. Как это связано с композицией?
• Сколько микротем в тексте и как это связано с типом речи?
22

•
•
•
•
•

Какова роль первого и последнего предложений в тексте?
Объясните деление текста на абзацы?
Какой способ связи между предложениями (частями) в тексте?
Определите средства связи между … и …предложениями.
Почему для связи предложений используется местоимение, а не речевой повтор?

Тема 17. Ролевая игра «Заседание Учёного совета лексикографов».
Проводится как отчёткомиссий лексикографово возможностях разных словарей «Словари и справочники –
спутники цивилизации»: защита групповых проектов, представляющих определённые виды словарей.Обсуждение и
оценивание проектов.
Тема 18. «Сцепления» в тексте (Смысловые связи в тексте)
Установление логических связей в тексте как важнейшее умение, формирующее понимание того, о чём говорится в
тексте, что говорится и как говорится. Обучающий эффект игровых заданий на развитие интеллектуальных умений
выявлять и определять причинно-следственные связи, устанавливать аналогии и сравнения и т.п.(Дидактический
материал: к занятию 18.)
Интеллектуальная разминка: установление оснований для классификации и обобщения.
Интеллектуальные игры:
 «Как говорят пословицы»: изучающее чтение иопределение «сцеплений» мысли в пословицах (смысловые части
соединены по сходству, по противоположности, с элементами того и другого).
 «Угадай продолжение»:выявление смысловых связей в пословицах и высказываниях (цитаты, крылатые
выражения).
 «Собери предложение»: первый уровень – из «рассыпанных» слов, второй уровень – из частей, которые связаны
причинно-следственными и другими смысловыми отношениями.
 «Построй текст»: достраивание сложных предложений по заданным началу или концу, соединение предложений в
смысловое единство.
 «Самое оригинальное сравнение»: придумывание сравнения.
Практикум-исследование учебного или научно-популярного текста: выявление и маркировка информации по
смысловому содержанию – причина, цель, следствие, пояснение и т.д.
23

Практикум-исследование «Как связаны смысл и пунктуация?»: выявление связи ,смысла и пунктуации в текстах«путаницах».
Тема 19. Погружение в текст (Логико-смысловой анализ текста художественного или публицистического стиля
речи)
Умение определять главную мысль текста и понимать, как автор логически выстраивает текст, подчиняя замыслу
композицию, выбирая языковые средства.
Практикум на основе комплексного анализа текста. Обсуждение итогов работы и фиксирование результатов
деятельности в портфолио (результат выполнения работы в раздаточном комплекте).
Дополнительные задания к практикуму:
• Коллективное составление плана текста, запись плана (выявление затруднений).
• Устный пересказ текста по плану (с сохранением лица).
• Устное рассуждение «С чем ассоциируется для вас понятие родины?»
Тема 20. Погружение в текст (Выделение тезиса и аргументов/примеров в тексте учебно-научного стиля речи)
Умение анализировать текст-рассуждение, один из востребованных функциональных типов, являющийся
фундаментальной образовательной единицей. Выделение элементов рассуждения при ознакомительном и изучающем
чтении текстов.
Поиск информации в словарях отерминахтезис, аргумент, факт, пример.
Составление граф-схемы по теории типа речи рассуждения, учитывающей виды рассуждений (доказательство,
объяснение, размышление), строение текста-рассуждения (тезис, аргументы, вывод) и ход развития мысли (дедуктивный:
вступление – тезис-доказательства тезиса-вывод, индуктивный: вступление-факты и аргументы -тезис). Слова-помощники
(вопрос почему?, союзы потому что, так как).
Практикум-исследование учебного (научно-популярного) текста: выявление и маркирование информации,
отражающей строение текста-рассуждения. Подбор собственных аргументов к тезису. Фиксирование результата в
портфолио.
Тема 21. Воображение и прогнозирование (Приёмы прогнозирования)
24

Прогнозирование как интеллектуальный мыслительный приём при ознакомительном и изучающем чтении, который
активизирует процесс освоения и понимания содержания, развивает воображение, творческие способности, формирует
навык быстрого чтения, вырабатывает критическое отношение к прочитанному.
Интеллектуальная разминка
• «Угадай слово»
• «Продолжи предложение»
Игра «Бюро прогнозов»: смысловое прогнозирование в тексте с пропущенными буквами на конце слов,
установление слова на основе связей, смысловых ассоциаций; развитие навыков быстрого чтения.
Творческое упражнение «Сочинялки»: прогнозирование необычной (смешной, неожиданной, парадоксальной)
концовки по образцу предложенных.
Оформление результатов деятельности в портфолио.
Тема 22. Воображение и прогнозирование (Прогнозирование содержания)
Умение задавать вопросы и прогнозировать развёртывание мысли, ход развития замысла автора, необходимое при
чтении как научного, так и художественного текстов. Технология «чтение с остановками» и прогнозирование
дальнейшего развития действия.
Практикум «Сделай остановку и придумай продолжение»:творческое чтение текста и придумывание
(прогнозирование) продолжений. Слушание прогнозов и комментарий в процессе работы, сравнение продолжений с
авторским вариантом. Сравнение прогнозов с авторским вариантом, вывод о возможностях разных вариантов реализации
мысли
Тема 23. Диалог с текстом (Вопросы к тексту)
Умение задавать вопросы как мыслительная операция, которая делает процесс чтения активным, рефлексивным,
помогает понять логику движения и развития мысли в тексте. Разминка (в парах) «Сочиняем истории по вопросам»:
придумывание историй (сказок) по вопросам, которые задаются поочерёдно друг другу и на которые так же в порядке
очерёдности отвечают оба участника.
Практикум«Учимся задавать вопросы»:приёмыобнаружения в тексте скрытых вопросов, прогнозирование ответов
на скрытые вопросы и вопросы, заданные автором, проверка предположений и т.д.
Интеллектуальный марафон «Почемучки»: использование технологии РКМЧП и составление таблицы «Кто?
Что? Когда? Где? Почему?» при чтении текста.
25

Фиксирование результатов деятельности в портфолио.
Тема 24. Диалог с текстом («Толстые» и «тонкие» вопросы)
Умение задавать вопросы, требующие простого, односложного ответа («тонкие» вопросы), и вопросы, требующие
подробного, развёрнутого ответа («толстые» вопросы). Ромашка Блума (технология РКМЧП). Шесть лепестков ― шесть
типов вопросов:простые вопросы, отвечая на которые нужно назвать какие-либо факты, вспомнить и воспроизвести
определенную информацию; уточняющие вопросы для установления обратной связи, выявления подразумевающейся, но
необозначенной информации («То есть ты говоришь, что?..», «Если я правильно понял, то?..», «Я могу ошибаться, но, помоему, вы сказали о?..»); интерпретационные (объясняющие) вопросы, направленные на установление причинноследственных связей(«Почему …?»); творческие вопросы, содержащие элементы условности, предположения, прогноза («Если
бы…»; «Как вы думаете, что (как) будет …?»); оценочные вопросы, направленные на выяснение критериев оценки событий,
явлений, фактов («Почему что-то хорошо, а что-то плохо?»); практические вопросы, направленные на установление взаимосвязи
между теорией и практикой («В каких ситуациях мы можем использовать?»)
Интеллектуальная разминка «Верите ли вы, что…?»: поиск ответов на заданные по тексту вопросы ― для
возникновения интереса, выяснения общего понимания смысла учебного/познавательного текста.
Аукцион вопросов: пояснение технологии задавания «тонких» и «толстых» вопросов,самостоятельная работа в
парах и составление вопросов по тексту, взаимообмен вопросами с другими парами, поиск ответов и выбор лучших
вопросов и оформление их в таблицу.
Оформление результатов деятельности в виде таблицы «тонких» и «толстых» вопросов, которая вносится в
портфолио.
Тема 25. Диалог с текстом (Выделение главной мысли)
Умение задавать вопросы к тексту и понимать логику развития мысли автора, выделять в тексте главную мысль.
Умение выявлять скрытые вопросы в тексте и искать ответы на них в тексте или обдумывать свои ответы.
Интеллектуальный марафон «Почемучки»: составление вопросов в группах, взаимообмен вопросами между
группами и ответы на те из них, которые не были учтены группой. Завершение марафона (финишная черта) – обоснование
и запись главной мысли текста.
Тема 26. Игра-состязание«Аукцион вопросов и ответов»
26

Проводится как командная игра, победителем в которой становится команда, задавшая последний вопрос.
Дидактическая цель – диагностировать умение задавать вопросы к тексту, разные по характеру и форме.
Тема 27. Учимся читать «между строк» (Скрытая информация в тексте)
Умение осмыслять информацию, осуществляя мыслительные операции анализа и выделения главной и
второстепенной, явной и скрытойинформации; развитие воображения, умения прогнозировать. Выявление смыслов из
всех слов, словосочетаний, предложений, а также из их монтажа в тексте. Обучающий тренинг «Словам тесно, а мыслям
— просторно»: анализ текста и выявление скрытой информации в тексте.
Игра (командная) «Моментальное фото»: актуализация фактора времени при знакомстве с учебным
(познавательным) текстом,решение задачи — собрать коллективными усилиями максимум информации и установить на
этапе коллективного обсуждения фиксирование значимых для данного текста информационных единиц.Игровой
результат действия команд определяется наличием именно этих единиц.
Фиксирование результатов деятельности (диплом/сертификат) в портфолио.
Тема 28. Что помогает понять текст? (План текста)
Умение структурировать информацию во время чтения и после чтения, перерабатывать и фиксировать сжатую
информацию в форме плана. Виды и формы плана: простой и сложный; назывной/номинативный (слово или
словосочетание с существительным в именительном падеже), вопросительный, тезисный.
Обучающий тренинг «Как составить план»: изучающее чтение учебного текста, выявление главной мысли в
каждом абзаце, параллельная запись главной мысли в разных формах.
Во время чтения и анализа текста используются притекстовые вопросы и задания:
• выделите по ходу чтения ключевые слова, термины, незнакомые слова;
• выделите в тексте определения понятий (формулировки правил, примеры, вспомогательную информацию и т.п.);
• выясните значение незнакомых слов, терминов;
• выделите слова, которыми передаётся главная мысль каждого абзаца;
• запишите главную мысль абзаца кратко;
• откорректируйте запись и составьте план в одной форме (назывной, вопросный и т.д.)
Тема 29. Что помогает понять текст (Перекодирование информации: пометки, выписки, цитаты)
27

Умение делать пометки, выписки, цитировать фрагменты текста в соответствии с коммуникативным замысломна
этапе понимания и преобразования текстовой информации.
Обучающий тренинг «Кто записывает, тот читает дважды»: изучающее чтение учебного текста, составление и
запись плана, выписки, соответствующие пунктам плана (фактов, ключевых понятий, цитат).Формы записи могут
создаваться с использованием технологий РКМЧП (таблица «Что? Где? Когда? Где? Почему?», приёма ведения
двухчастного дневника).
Вариант задания: используя приёмы просмотрового чтения, отобрать материал по определённой теме
(предоставленный учащимся материал должен быть избыточным и обязательно включать тексты, которые не связаны с
темой), сделать выписки; предложить варианты использования собранного материала.
Тема 30. Шифровка и дешифровка текста (Обработка и перекодирование информации)
Понимание и запоминание информации в результате её обработки. Обучение базовым умениям обрабатывать
информацию и фиксировать результат обработки в разных формах графического оформления текста.
Мини-проект «Создаём и оформляем несплошной текст».Организация проектной деятельности в группах:
• определение конечного продукта деятельности и предъявления его в форме выбранного вида несплошного текста
(таблица, схема, кластер, опорный конспект) и устного сплошного текста;
• коллективное обсуждениеэтапов проектирования (выбор сплошных текстов для работы; чтение текста и извлечение
основной и второстепенной информации, выделение ключевых слов,озаглавливание;обсуждение результатов этапа;
обсуждение структуры несплошного текста, используемых технических средств; распределение обязанностей при
создании конечного продукта);
• реализация проекта в группах в соответствии с намеченными этапами;
• предъявление результатов деятельности и рефлексия.
Упражнение на развитие умения использовать полученную информацию для решения учебной задачи:
взаимообмен групп готовыми продуктами деятельности и формулирование вопросов на основе содержания созданного
группойнесплошного текста.
Вспомогательный материал для использования в самостоятельной работе: глоссарий (словари), источники для
уточнения характеристик видов несплошных текстов и образцы оформления таблиц, схем, опорных конспектов.
Оформление результатов деятельности в портфолио.
28

Тема 31. Когда текст прочитан (Обработка и предъявление информации: план текста и пересказ)
Создание вторичного текста на базе другого (исходного текста): пересказ (изложение) как средство формирования
коммуникативных умений. Использование умения анализировать композицию текста и отражать её в плане. Изложения с
элементами описания, с элементами рассуждения(по характеру текстового материала); полное, подробное, близкое к
тексту, сжатое, выборочное, с элементами сочинения(по способу передачи содержания).
Устное изложение: подготовка устного сжатого пересказа текстаповествовательного характера с элементами
рассуждения (в качестве исходного предлагается один из знакомых учащимся текстов, например, в теме 13).
Замена/расширение информации своими аргументами/примерами.
Тема 32. Когда текст прочитан (Оценка информации)
Умение соотносить прочитанную информацию со своим жизненным и знаниевым опытом, выявлять, насколько она
полезна, интересна, практически значима, является важнейшим рефлексивным умением, формирующим по-настоящему
активное, деятельное, целевое чтение. Во время рефлексивной работы с текстом используются послетекстовые вопросы
и задания:
• Как соотносится то, что вы прочитали, с тем, что вы уже знали?
• Что для вас оказалось интересным (неожиданным) в тексте?
• Что нового и полезного вы узнали из текста?
• Как можно оценить информацию: каковы положительные и отрицательные стороны информации?
• Возможны ли другие пути решения вопроса?
• Какая работа с этим материалом предстоит в дальнейшем?
• Где можно применить полученные знания?
• Над какими вопросами в процессе осмысления текста вы задумывались?
(при чтении данные вопросы адаптируются применительно к содержанию конкретного текста)
Диспут «Прочитав текст»: выявление личностной позиции учащихся после чтения проблемного публицистического
текста.
Тема 33. Практикум-диагностика (Тестовая работа по комплексному применению умений работать с информацией
и текстом)
Тема 34. Чему я научился (Подведение итогов, оформление портфолио)
29

Заключительное занятие является подведением итогов, включает самооценку учащихся и оценивание их
деятельности учителем.
Создание Памятки «название подбирают учащиеся» (Внимательному читателю/Учись читать/Советы
помощника/Школа чтения): обобщение теоретического и практического усвоения стратегий чтения и
проверкарезультативности на уровне понимания. Обсуждение в группах и коллективное (индивидуальное) составление
рекомендаций, помогающих организовать процесс чтения.Включение Памятки в портфолио.
Оформление (индивидуальное)портфолио достижений как результата работы и самоанализа.
Итоговый контроль:Представление портфолио «Мои достижения»

Предполагаемые результаты реализации программы
Диагностика результативности освоения программы осуществляется в процессе выполнения следующих работ:
1) упражнение на поиск конкретной информации и развитие внимания, памяти (занятие 11);
2) диагностика умений работать с информацией и выделять главную мысль (занятие 13);
3) практикум-исследованиеучебного (научно-популярного) текста с целью выявления и маркировки информации,
отражающей строение текста-рассуждения (занятие 20);
4) диалог с текстом и выделение главной мысли (занятие 25);
5) обработка и перекодирование информации в форму несплошного текста таблицы, схемы и т.п. (занятие 30);
6) тестовая работа по комплексному применению умений работать с информацией и текстом (занятие 33).
В учебный план занятий включены мероприятия, которые проводятся в процессе реализации программы и могут
рассматриваться как как результат деятельности на определённом этапе.
Планируемые мероприятия

30

Название мероприятия

Форма мероприятия

1.

«Осенние страницы»
другие варианты)

2.

«Заседание
Учёного
лексикографов»

3.

«Аукцион вопросов и ответов»

игра-состязание

4.

«Мои достижения»

портфолио-отчёт
достижений)

Предполагаемый результат

(возможны тематический конкурс чтецов

совета ролевая игра

участие
в
конкурсе,
чтение
самостоятельно
выбранных
отрывков из поэтических или
прозаических произведений
защита группового проекта –
представление
(презентация)
словаря
участие в игре

(портфолио представление
портфолио-отчёта
или портфолио достижений

Формы и виды контроля.
Вопросы и задания для формирования навыка смыслового чтения и работы с текстами предлагаются устно и
письменно. Письменное предъявление материала для индивидуальной или коллективной работы представляет собой
раздаточный материал: текст (сплошной/несплошной) и вопросы в тестовой форме с учётом таких составляющих, как
поиск и выделение информации, интерпретация, рефлексия и оценка. Задания должны быть дифференцированы по
уровню сложности (базовый, повышенный) и соотнесены с количеством баллов. Задания на рефлексию и оценку
выполняются в форме связного свободного ответа. Примеры тестовых работ приведены в разделе «Дидактические
материалы».
В тесты включаются задания на формирование/проверку умений, формируемыхна базовом уровне:
31

•
определять основную и второстепенную информацию (определение основной темы текста, подбор заголовка,
отражающего тему);
•
определять познавательную цель (определение основной мысли и цели создания текста, подбор заголовка,
отражающего идею);
•
определять речевую ситуацию, в которой создан текст (установление принадлежности текста к стилю речи,
определение типа книги, из которой взят текст);
•

извлекать необходимую информацию из текста (обнаружение фактической информации);

•

находить и выделять конкретную информацию (несложный вывод на основе текста);

•

устанавливать причинно-следственные связи;

на повышенном уровне:
•
синтезировать информацию (составление целого из частей, восстановление последовательности, составление плана
и т.п.);
•
понимать и адекватно оценивать языковые средства (объяснение значения встретившихся в тексте слов, в т.ч. по
контексту, определение роли средств языковой выразительности);
•
анализировать объекты с целью выделения каких-либо признаков; структурировать знания (обобщение и
систематизация имеющейся в тексте информации, передача в другой форме, например, в таблице);
•
создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных
задач;
•
устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и систематизировать имеющуюся в тексте информацию в
форме краткого письменного ответа;
•
строить произвольное речевое высказывание (умение сформулировать личное мнение на основе информации,
содержащейся в тексте, аргументировать его и излагать в форме связного письменного ответа).
32

Если в тесте при оценивании вопросов и заданий базового уровня тестового характера используется традиционный
подход (1 балл – правильный ответ, 0 баллов - неверный), то оценивание краткого ответа и ответа в свободной форме
требует критериального подхода. Вобщем виде подход может быть таким:
Указания к оцениванию связного письменного ответа
Баллы
Высказано личное мнение и приведено его подтверждение в виде связного высказывания с опорой 3
на текст
Высказано личное мнение и приведено его подтверждение в виде связного высказывания без 2
опоры на текст
Подтверждение личного мнения дано отдельными словами
1
Отсутствует подтверждение личного мнения или ответ не имеет прямого отношения к 0
содержанию текста или ответ отсутствует
2
Максимальный балл

Выстраивая стратегию деятельности по формированию основ читательской компетенции, следует учесть
определение уровней читательской компетенции, разработанные для проведения международных исследований
(PISA,PIRLS).
Уровни читательской компетентности
5 уровень
Нахождение информации
Интерпретация текста
Найти и установить последовательность или Истолковать значения нюансов языка
комбинацию отрывков глубоко скрытой или показать полное понимание текста и
информации, часть которой может быть всех его деталей.
задана вне основного текста. Сделать вывод
о том, какая информация в тексте
необходима для выполнения задания.
Работать с правдоподобной и/ или
достаточно объёмной информацией.

Рефлексия и оценка
Критически оценить текст или
выдвинуть гипотезы о нём на основе
специальных знаний. Работать с
понятиями,
которые
противоположны
ожиданиям,
основываясь на глубоком понимании
длинных или сложных текстов.
33

4 уровень
Нахождение информации
айти
и
установить
возможную
последовательность
или
комбинацию
отрывков глубоко скрытой информации,
каждая часть которой может отвечать
множественным критериям в тексте с
неизвестным контекстом или формой.
Сделать вывод о том, какая информация в
тексте необходима для выполнения задания.

3 уровень
Нахождение информации
Найти и в некоторых случаях распознать
связи между отрывками информации,
каждый из которых, возможно, отвечает
множественным критериям. Работать с
известной, но противоречивой информацией.

2 уровень
Нахождение информации

Интерпретация текста
Использовать
глубокие
идеи,
заложенные в тексте для понимания и
применения категорий в незнакомом
контексте; истолковывать разделы
текста, беря в расчет понимание
текста в целом. Работать с идеями,
которые противоречат ожиданиям и
сформулированы
в
негативном
контексте.

Рефлексия и оценка
Использовать
академические
и
общественные
знания
для
выдвижения гипотез или критической
оценки текста. Демонстрировать
точное
понимание
длинных и
сложных текстов.

Интерпретация текста
Объединить несколько частей текста
для того, чтобы определить главную
мысль,
объяснять
связи
и
истолковывать значения слов и смысл
фраз. Сравнивать, противопоставлять
или
классифицировать
части
информации, принимая во внимание
множество критериев. Работать с
противоречивой информацией.

Рефлексия и оценка
Делать сравнения или устанавливать
связи,
давать
объяснения
или
оценивать
особенности
текста.
Демонстрировать точное понимание
текста в связи с известными,
повседневными
знаниями
или
основывать
выводы
на
менее
известных знаниях.

Интерпретация текста

Рефлексия и оценка

34

Найти один или более отрывков информации,
каждый из которых, возможно, отвечает
множественным критериям. Работать с
противоречивой информацией.

1 уровень
Нахождение информации
Найти один (или более) независимый друг от
друга отрывок явно выраженной в тексте
информации по простому критерию.

Определить главную мысль, понимать
связи, формировать и применять
простые
категории
или
истолковывать значения в пределах
ограниченной части текста, когда
информация
малоизвестна
и
требуется сделать простые выводы.

Делать сравнения или устанавливать
связи между текстом и внешними
знаниями или объяснять особенности
текста, основываясь на собственном
опыте и отношениях.

Интерпретация текста
Распознать главную тему или
авторские намерения в тексте на
известную тему, когда требуемая
информация в тексте общеизвестна.

Рефлексия и оценка
Устанавливать простые связи между
информацией в тексте и общими,
повседневными знаниями.

Материально-техническое обеспечение
Литература для учащихся
1. Зайцева О.Н. Рабочая тетрадь по русскому языку. Задания на понимание текста: 5 класс.— М.: Издательство
«Экзамен», 2013.
2. Зайцева О.Н. Рабочая тетрадь по русскому языку. Задания на понимание текста: 5 класс. — М.: Издательство
«Экзамен», 2014.
Литература для учителя
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. — М.: Просвещение,
2011.
35

2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост.Е. С.
Савинов. — М.: Просвещение, 2011.
3. Формирование универсальных учебных действий в основнойшколе: от действия к мысли. Система заданий: пособие
для учителя. / Под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2011.
4. Валгина Н.С. Теория текста. М.: — Логос, 2003.
5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1991.
6. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей
общеобразоват. учреждений. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011.
7. Криволапова Н.А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей
учащихся. 5-8 классы.— М.: Просвещение, 2013.
8. Пранцова Г.В., Романичева Е.С. Современные стратегии чтения: теория и практика: учебное пособие. — М.: Форум,
2015.
9. Цыбулько И.П. Русский язык. Планируемые результаты. Система заданий. 5-9 классы: пособие для учителей
общеобразовательных организаций / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. — М.: Просвещение, 2014.
Интернет-ресурсы
1. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
2. Служба русского языка, словари, справочная литература http://www.slovari.ru
3. Библиотека http://lib.ru
4. Википедия https://ru.wikipedia.org
5. Интерактивные ЦОР http://fcior.edu.ru ;http://school-collection.edu.ru

36


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».