Рабочая программа внеурочной деятельности 5 класса Я в мире профессий

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа сельского поселения Арик»

РАССМОТРЕНО
на заседании методического
совета
Протокол № 1
от «30» августа 2023 года

СОГЛАСОВАНО
Заместитель, директора

Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Я в мире профессий
Класс - 5
срок реализации программы 1 год

2023-2024уч.г.

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании в
Российской Федерации»№ 273-ФЗ от 29.12.2012г.
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №
1897(в редакции приказа Минобрнауки РФ от 29.12.2014 №1644) «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования»;
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом
Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115;
-примерной основной образовательной программой основного общего образования,
одобренной Федеральным учебно- методическим объединением по общему образованию
( протокол заседания от 08.04.2015 №1\5);
- Основной образовательной программой МКОУ СОШ с.п.Арик
-«Методическими рекомендациями по формированию учебного плана для
образовательных организаций, реализующих программы
начального, основного и
среднего общего образования на 2023-2024 учебный год».
Нынешние школьники раньше начинают задумываться о своём будущем,
включаться в деятельность, занятия, обеспечивающие их знания и умения, которые
потребуются в их предстоящей работе. Они способны понять свои слабости, недостатки,
сравнить себя с другими, самих себя в настоящем и прошлом, т.е. способны к
самоанализу, рефлексии.
Таким образом, в современном обществе всё более актуальной становится
проблема создания условий для успешного профессионального самоопределения
школьников. Её важнейший аспект - организация сопровождения профессионального
самоопределения учащихся с учётом их способностей и интересов, а также потребностей
общества.
Данная программа составлена на основе:сборника программ. Исследовательская и
проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация.
Здоровый и безопасный образ жизни. Основная школа / С.В. Третьякова, А.В. Иванов,
С.Н. Чистякова и др.; авт.-сост. С.В. Третьякова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 96
с. – (Работаем по новым стандартам).
Рабочая программа составлена на основе ООП ООО МКОУ СОШ с.п.Арик с учетом
модуля «Школьный урок» рабочей программы воспитания, в котором представлены виды
и формы деятельности, обеспечивающие реализацию воспитательного потенциала урока.
Реализация воспитательного потенциала урока предполагает следующие виды работ:
1). Смысловое чтение, которое позволяет повысить не только предметные результаты,
но и усилить воспитательный потенциал через полное осмысление прочитанного текста и
последующего его обсуждения.
2).Применение интерактивных форм работы с обучающимися:
-интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся;
дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения
конструктивного диалога;
-групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и
взаимодействию с другими обучающимися, побуждают учащихся применять на уроках
общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими ( педагогическими
работниками) и сверстниками,принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
-использование ИКТ-технологий, которые поддерживают современные активности
учащихся.

3).Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организацию их работы с получаемой на уроке социально значимой
информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего
мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения.
4.) Демонстрация обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения,
проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов
для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе.
5).Инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст
обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической
проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного
отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык
публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки
зрения.
6).Включение в урок игровых процедур для поддержания мотивации обучающихся к
получению знаний, установки доброжелательной установки на уроках.
Для обучающихся с ОВЗ адаптация данной программы происходит следующим
образом:
 организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков
обучающимися с ЗПР с учетом темпа учебной работы ("пошаговом» предъявлении
материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов,
приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и
компенсации индивидуальных недостатков развития);
 обеспечение индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном
пространстве для разных категорий обучающихся с ЗПР;
 обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной
деятельности обучающегося с ЗПР, продолжающегося до достижения уровня,
позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;
Цель
программы:
оказание
учащимся
психолого-педагогической
и
информационной поддержки в формировании жизненного и профессионального
самоопределения
Задачи:

формирование у учащихся ценностного отношения к трудовому
становлению;

обеспечение развития у школьников отношения к себе как к субъекту
будущего профессионального образования и профессионального труда;

формирование у обучающихся готовности к принятию осознанного решения
при проектировании своего образовательно-профессионального маршрута по завершении
обучения в основной школе;

приобщение детей к работе со справочной и энциклопедической
литературой.
Формы представления результатов: беседы, анкетирование, описание профессии,
викторина.
Профессиональная ориентация в школе призвана решать задачу формирования
личности работника нового типа, способного выбирать сферу профессиональной
деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам рынка
труда, что обеспечит более эффективное использование кадрового потенциала страны и
рациональное регулирование рынка труда.
Программа профессиональной ориентации обучающихся на ступени основного
общего образования должна помочь формированию у обучающихся готовности к выбору

направления профильного образования и способности ориентироваться в сложном мире
труда.
У подростков важно формировать осознание ими своих интересов, способностей,
общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе.
При этом будущая профессиональная деятельность выступает для подростка как способ
создания определенного образа жизни, как путь реализации своих возможностей.
Программа курса «Мир профессий» помогает расширить представления детей о мире
профессий и научит детей исследовать свои способности применительно к
рассматриваемой профессии. Программа курса «Я в мире профессий» представляет
систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся пятых классов.
Разнообразие организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого
обучающегося обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов,
обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной
деятельности.

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ
Занятия, проводятся в активной форме: игры, дискуссии, конкурсы, викторины, с
элементами творчества и самостоятельного поиска знаний. Это способствует
формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности,
развитию кругозора у учащихся. Работа построена таким образом, что представляет
возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей.
Игровая мотивация превалирует, перерастает в учебную. Ребенок становится
заинтересованным субъектом в развитии своих способностей.
Средства, формы и методы работы:
- наглядность, игры и упражнения, практическая работа;
- проводятся групповые занятия;
-конструирование, наглядный и практический метод, связь с окружающей средой, опора
на жизненный опыт и собственные ощущения;
- индивидуальная, фронтальная и групповая.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации
Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального
государственного стандарта. Содержание программы курса «Мир профессий», формы и
методы работы позволят достичь следующих результатов:
Личностные результаты освоения обучающимися внеурочной образовательной
программы «Мир профессий» можно считать следующее:
овладение начальными сведениями об особенностях различных профессий, их
происхождении и назначении;
формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества
(человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной
реальности в целом;
формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности
школьников.

Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия: предвосхищать результат;
адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по
исправлению
допущенных
ошибок;
концентрация
воли
для
преодоления
интеллектуальных затруднений; стабилизация эмоционального состояния для решения
различных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия: ставить вопросы; обращаться
за помощью; формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество;
определять цели, функции участников, способы взаимодействия; договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; формулировать собственное
мнение и позицию; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия: ставить и формулировать
проблемы; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в
том числе творческого и исследовательского характера; узнавать, называть и определять
объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных
предметов; запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью
ИКТ; установление причинно-следственных связей.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ КУРСА
Вводное занятие (1 час)
Беседа, знакомство с понятием «профессия», «специальность»
Многообразие мира профессий (1 час)
Просмотр презентации, отгадывание загадок
Профессии, которые нас окружают (1 час)
Рисование
Профессии моего села (2 час)
Просмотр презентации, беседа
Профессии моих родителей (3 час)
Беседа. Презентации.
Профессии прошлого (2 час)
Составляем список профессий прошлого, анкетирование, презентация
Профессии будущего (1 час)
Составляем список профессий прошлого, анкетирование, презентация
Игротека «Угадай профессию» (1 час)
Анаграммы, ребусы, викторина
Мир интересных профессий (1 час)
Просмотр презентации «необычные профессии», беседа
Кем быть, каким быть? (3 час)
Написание сочинения-рассуждения. Презентации.
Профессии XXI века. Информационные и компьютерные технологии (1 час)
Просмотр презентации
Профессия «библиотекарь» (1 час)
Экскурсия в библиотеку, интервью, фоторепортаж
Профессия «Воспитатель» (1 час)
Экскурсия , интервью, фоторепортаж
Профессия «Продавец» (1 час)
Экскурсия, интервью, фоторепортаж
Профессия «Почтальон» (1 час)
Экскурсия, интервью, фоторепортаж
Профессия «Парикмахер» (1 час)

Экскурсия, интервью, фоторепортаж
Профессия «Медсестра» (1 час)
Экскурсия, интервью, фоторепортаж
Профессия «Пожарный» (1 час)
Экскурсия, интервью, фоторепортаж
Профессии авиации (диспетчер, пилот, стюардесса, радист, кассир) (5 час)
Описание профессии, профессионально-важные качества, риски профессии
Человек – техника. Человек – знак. Типы профессий (1 час)
Просмотр презентации, беседа
Человек – человек. Человек – техника. Типы профессий (1 час)
Просмотр презентации, беседа
Человек – художественный образ. Типы профессий (2 час)
Просмотр презентации, беседа

1
2
3
4

Календарно-тематическое планирование
внеурочной деятельности «Я в мире профессий» в 5 классе
на 2023–2024 учебный год
Тема
Колво
часов
Вводное занятие
1
Многообразие мира профессий
1
Профессии, которые нас окружают
1
Профессии моего села
2

5

Профессии моих родителей

3

6

Профессии прошлого

2

7
8
9
10

Профессии будущего
Игротека «Угадай профессию»
Мир интересных профессий
Кем быть, каким быть?

1
1
1
3

11

Профессии
технологии
Профессия
Профессия
Профессия
Профессия
Профессия
Профессия
Профессия
Профессии
кассир)

№

12
13
14
15
16
17
18
19

20
21
22
23

XXI века. Информационные и компьютерные 1
«Библиотекарь»
«Воспитатель»
«Продавец»
«Почтальон»
«Парикмахер»
«Медсестра»
«Пожарный»
авиации (диспетчер, пилот, стюардесса, радист,

Человек – техника. Человек – знак. Типы профессий.
Человек – человек. Человек – природа. Типы профессий
Человек – художественный образ. Типы профессий.
Заключительное занятие

1
1
1
1
1
1
1
5

1
1
1
1

Дата

07.09.23
14.09.23
21.09.23
28.09.23
05.10.23
12.10.24
19.10.23
26.10.23
09.11.23
16.11.23
23.11.23
30.11.23
07.12.23
14.12.23
21.12.23
28.12.23
11.01.24
18.01.24
01.02.24
08.02.24
15.02.24
22.02.24
07.03.24
14.03.24
21.03.24
04.04.24
11.04.24
18.04.24
25.04.24
02.05.24
16.05.24
20.05.24
25.05.24

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
Интернет-ресурсы:
https://school-science.ru/1/8/28647 - разнообразный мир профессий
http://postupi.info/city/76/prof- список профессий
https://nauka.boltai.com/topics/13-ischeznuvshih-professij/ - 13 исчезнувших профессий
https://info-profi.net/professii-budushhego/- профессии будущего
https://info-profi.net/interesnye-professii/ - интересные профессии
https://school-science.ru/5/8/33646 - профессии XXIвека. Наш выбор
Материально-техническое обеспечение
1. Проектор.
2. Экран.
3. Ноутбук.
4. Бумага для рисования


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».