1. Цель и задачи программы Цель программы – обучение учащихся принципам и методам разработки, конструирования и программирования управляемых электронных устройств на базе вычислительной платформы Arduino (Ардуино), основам программирования в визуальной среде программирования Scratch (Скретч) и Arduino IDE, развитие научно–технических творческих способностей и формирование устойчивой мотивации к техническому творчеству. Задачи Предметные: • обучение основам программирования в среде Scratch, получение первоначальных навыков объектно-ориентированного программирования, возможности создания собственных программных проектов; • формирование навыков разработки, тестирования и отладки несложных программ; • формирование навыков разработки проектов: интерактивных историй, игр, обучающих программ; • ознакомление с техническими возможностями Arduino; • ознакомление со средой программирования Arduino IDE; • получение навыков работы с датчиками, сенсорами, светодиодами, дисплеями, двигателями, совместимыми с платформой ардуино; • получение навыков программирования микроэлектроники на базе платформы Arduino. Метапредметные: • развитие конструкторских навыков; • развитие интереса к научно-техническому, инженерноконструкторскому творчеству. • развитие логического мышления и творческих способностей; • развитие пространственного воображения; • формирование и развитие информационной компетенции: навыков работы с различными источниками информации, умения самостоятельно искать, извлекать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию; • развитие фантазии и воображения и творческих способностей; • развитие изобретательских, конструкторских способностей; • развитие самостоятельности и формирование умения работать в паре, малой группе, коллективе. Коммуникативные: • развитие коммуникативной сотрудничества компетенции: навыков в коллективе, участия в беседе, обсуждении; • развитие социально-трудовой компетенции: воспитание трудолюбия, самостоятельности, умения доводить начатое дело до конца. 2. Планируемые результаты Обучающиеся будут знать: правила техники безопасности; правила безопасной работы с микроконтроллером Arduino, радиодеталями, датчиками, сенсорами; правила работы с ПК; правила и порядок чтения схемы сборки и наглядного изображения; основные приемы конструирования; принципы программирования Arduino; способы и приемы соединения деталей (комбинированные соединения, рациональную последовательность операций по сборке деталей); интерфейс и основные команды среды программирования Scratch; основные принципы конструирования и программирования; принципы работы беспроводных датчиков; принципы движения вдоль линии; предназначение пропорциональной, интегральной и дифференциальной составляющей в ПИД-регуляторе; - принципы поиска выхода из лабиринта. Обучающиеся будут уметь: собрать и подключить к микроконтроллеру проект по предложенной схеме; подключать сенсоры, двигатели и прочие элементы, необходимые для сборки проекта; самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования моделей (выбор материала, планирование предстоящих действий, самоконтроль, умение применять полученные знания, приемы и опыт конструирования модели и других объектов и т.д.); осуществлять программирование моделей по заданной схеме, по поставленной задаче; создавать конкурентоспособный продукт; поиск нужной информации и усвоения необходимых знаний из информационного пространства; устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; понимать заданные схемы («принципиальная схема» и «схема намакетке») электронных устройств и воспроизводить их на макетной плате; понимать назначение элементов, их функцию; понимать правила соединения деталей в единую электрическую цепь; понимать написанный программный код управления устройством и модифицировать его для измененных условий задачи ; самостоятельно отлаживать программный код, используя, в частности ,такие средства как мониторинг показаний датчиков, значений переменных и т. п.; записывать отлаженный программный код на плату Ардуино; наблюдать и анализировать результат работы, самостоятельно находить ошибки и исправлять их цепи. Личностные: У обучающихся получат развитие такие личностные качества как умение организовывать и содержать в порядке своё рабочее место, трудолюбие, ответственность, самостоятельность, самоконтроль.Обучающиеся будут иметь развитые технические способности. 3. Календарно-тематическое планирование. № Наименование темы Количество часов Теор ия Практ ика № группы Дата Дата планируемая фактическая Форма аттестаци и 1 Вводное занятие. Scratch. Знакомство со средой. Навигация. Управление спрайтами. 2 2 Беседа и практическ ие работы 2 Scratch. Навигация в среде Scratch. Управление. Скрипты. Костюмы. Звуки. 2 3 Практическ ие работы 3 Scratch. Основные приемы программирования. Мультипликация. 2 3 Практические работы 4 Scratch. Проектная деятельность. Создание игр. 12 Проектная деятельность 5 Arduino. Знакомство с микроконтроллером. Возможности платформы. Основные электронные компоненты. Среда 2 Беседа программирования для Ардуино (Arduino IDE). Arduino. Основные принципы программирования микроконтроллеров. Аналоговые и цифровые входы и выходы. Arduino. Широтноимпульсная модуляция. 2 3 Беседа и практическ ие работы 1 3 Практические работы 8 Arduino. Сенсоры и датчики. 2 6 Практические работы 9 Arduino. Кнопка - датчик касания. Потенциометры. Фоторезисторы. 2 6 10 Arduino. Управление двигателями 2 6 11 Arduino. Проектная деятельность и разработка своей модели 6 7 15 Практические работы Практические работы Проектная деятельность 12 Arduino. Беспроводная передача данных. Инфракрасные и ультразвуковые дальномеры. 1 4 Практические работы 13 Arduino. Жидкокристаллический экран. Библиотеки. 1 4 Практические работы 14 Построение робототизированной платформы для передвижения по линии. 3 12 Практические работы состязание 15 Построение робототизированной платформы для передвижения по лабиринту. 3 12 Практические работы состязание 16 Разработка, сборка, программирование своей модели. Проектная деятельность. 20 Проектная Деятельность практические работы