Рабочая программа по внеурочной деятельности Финансовая грамотность

Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для 7 класса составлена
в соответствии с требованиями Положения о порядке разработки и утверждения рабочих программ
внеурочной деятельности, формируемых в соответствии с требованиями, предъявляемыми.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для 7 класса составлена на
основе авторских учебных дополнительных образовательных программ по развитию финансовой
грамотности обучающихся общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений
начального и среднего профессионального образования: Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю.
Финансовая грамотность. 5—7 классы: учебная программа. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. И Липсиц И.В.,
Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: учебная программа. — М.: ВИТАПРЕСС, 2014.
Цели курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» направлены на формирование
активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности
и нравственного поведения в области экономических отношений в семье и обществе, приобретение
опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области
экономики семьи.
Задачи курса:
-

способствовать формированию основ финансовой грамотности у учащихся 7 класса;

-

продолжить освоение базовых финансово-экономических понятий, являющихся отражением

важнейших сфер финансовых отношений;
-

продолжить формирование практических умений и компетенций, позволяющих эффективно

взаимодействовать с широким кругом финансовых институтов, таких как банки, валютная система,
налоговый орган, бизнес, пенсионная система и др.
Основные принципы, положенные в основу курса внеурочной деятельности «Финансовая
грамотность»:
-

принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребёнка, создание

благоприятных условий для их развития;
-

принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;

-

научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;

-

систематичности и последовательности – знание в программе даются в определённой системе,

накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
В 7 классе курс рассчитан на 34 часа. Занятия проходят 1 раз в неделю в течение 1 академического
часа. Формы работы преимущественно групповая и индивидуальная.
Освоение содержания курса опирается на метапредметные связи с курсами математики, истории,
географии, обществознания и литературы.
Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и
включают задачи, практические задания, построение графиков и диаграмм, игры, мини-исследования и

проекты. В процессе изучения формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами,
графиками, а также навыки поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.
Значительное внимание в курсе уделяется формированию компетенции поиска, подбора, анализа и
интерпретации финансовой информации из различных источников как на электронных, так и на
бумажных носителях. Большая часть времени отводится на практическую деятельность для получения
опыта действий в расширенном круге финансовых отношений.
Личностными результатами изучения курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»
являются:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи
и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление
доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование
собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
• развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных
экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете;
• сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных финансов;
• готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять возникающие в связи с
взаимодействием с финансовыми институтами обязанности.
• сформированность умения анализировать проблему и определять финансовые и государственные
учреждения, в которые необходимо обратиться для их решения;
• владение умением поиска различных способов решения финансовых проблем и их оценки;
• владение умением осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование поведения в сфере
финансов;
Метапредметными

результатами

изучения

курса

внеурочной

деятельности

«Финансовая

грамотность» являются:
Познавательные:
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и
интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение
простых опросов и интервью;
• формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде
таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей;
• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к
известным понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
• умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных финансов и оценивать свои поступки.

Регулятивные:
• понимание цели своих действий;
• планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
• проявление познавательной и творческой инициативы;
• оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
• составление текстов в устной и письменной формах;
• готовность слушать собеседника и вести диалог;
• готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь
свою;
• умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
• определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций
и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
• овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия)
согласно этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умение вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать
предлагаемые идеи; анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных
источников
Формы контроля:

устный опрос; практикумы с решением практических задач, кроссворда и

анаграмм; практическая аналитическая работа: расчёт показателей, анализ статистических данных,
оценка результатов; доклад; творческая работа: буклет, компьютерная презентация, плакат, кейс, эссе;
ролевая игра; квест-игра; исследовательская работа; проект (групповой, индивидуальный).

Содержание курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»
(7 класс, 34 часа)
Введение в курс «Финансовая грамотность».
Раздел 1. Деньги. Доходы и расходы семьи.
Деньги. История денег. Люди обмениваются товарами и услугами. Прямой обмен неудобен из-за
несовпадения интересов и определения ценности. Товарные деньги обслуживают обмен, но имеют
собственную ценность. Драгоценные металлы и монеты из них являются товарными деньгами.
Металлические монеты сложно изготавливать и опасно перевозить. Бумажные деньги являются
символическими деньгами. Безналичные деньги представляют собой информацию. Денежной системой
страны управляет центральный банк. Электронные деньги. Ценные деньги. Коллекция монет.
Основные понятия: Деньги. Обмен. Товарные деньги. Символические деньги. Драгоценные металлы.
Монеты. Купюры. Наличные, безналичные, фальшивые деньги. Гознак. Центральный банк. Банки.
Доходы семьи. Доходами семьи являются: заработная плата, доходы от владения собственностью,
социальные выплаты и заёмные средства. Размер заработной платы зависит от образования, профессии,
квалификации. Владение недвижимостью (квартирой, домом, гаражом, участком земли) может
приносить арендную плату. Деньги, положенные в банк, приносят проценты. Владельцы акций могут
получать дивиденды. Предприниматель получает прибыль. Государство выплачивает пенсии,
стипендии, пособия. Банки предоставляют кредиты.
Основные понятия: Заработная плата. Собственность. Доходы от собственности. Арендная плата.
Проценты. Прибыль. Дивиденды. Социальные выплаты. Материнский капитал. Кредиты.
Расходы семьи. Семьи тратят деньги на товары и услуги. Расходы можно разделить на три группы:
обязательные, желательные и лишние. Коммунальные услуги должны оплачиваться ежемесячно. На
крупные покупки деньги можно накопить или занять. Долги надо отдавать в назначенный срок. В
разных магазинах цены на одни и те же товары различаются. Расходы можно сократить, выбрав магазин
с более низкими ценами или воспользовавшись скидками.

Основные понятия: Предметы первой

необходимости.

длительного

Товары

текущего

потребления.

Товары

пользования.

Услуги.

Коммунальные услуги. Семейный бюджет. Доходы и расходы следует планировать. План доходов и
расходов называется бюджетом. Превышение доходов над расходами позволяет делать сбережения.
Сбережения обычно хранятся в банке. Превышение расходов над доходами сокращает сбережения или
приводит к образованию долгов.
Основные понятия: Кредит. Вклады. Проценты по кредиту и вкладам. Долги. Сбережения.
Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься. Особые
жизненные ситуации и как с ними справиться Экономические последствия непредвиденных событий:
болезней, аварий, природных катаклизмов. Расходы, связанные с рождением детей. Страхование
имущества, здоровья, жизни. Принципы работы страховой компании. Основные понятия: Аварии.
Болезни. Несчастные случаи. Катастрофы. Страхование. Страховая компания. Страховой полис.
Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют.

Налоги. Налоги — обязательные платежи, собираемые государством. Направления государственных
расходов. Виды налогов. Организация сбора налогов. Основные понятия: Налог. Налоговая инспекция.
Подоходный налог. Налоговая ставка. Налог на прибыль. Физические лица. Пеня. Налоговые льготы.
Налог на добавленную стоимость. Акциз. Социальные пособия. Государство поддерживает некоторые
категории людей: инвалидов, стариков, семьи с детьми, безработных.
Основные понятия: Пособие. Пенсия. Пенсионный фонд. Стипендия. Больничный лист. Пособие по
безработице.
Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье.
Банковские услуги. Банки принимают вклады и выдают кредиты. Процентная ставка по вкладам
зависит от размера вклада и его срока. При прекращении деятельности банка вкладчикам гарантируется
возврат средств. Процентная ставка по кредитам выше процентной ставки по вкладам.
Основные понятия: Банки. Вклады (депозиты). Процентная ставка. Страхование вкладов. Агентство
по страхованию вкладов. Кредит. Залог.
Собственный бизнес. Организация бизнеса. Разработка бизнес-плана. Стартовый капитал.
Организации по поддержке малого бизнеса. Основные понятия: Бизнес. Малый бизнес. Бизнес-план.
Валюта в современном мире. Валюта — денежная единица страны. Разные страны имеют разные
валюты. Цена одной валюты, выраженная в другой валюте, называется валютным курсом. Процентные
ставки по валютным вкладам отличаются от ставок по вкладам в национальной валюте.
Основные понятия: Валюта. Валютный курс. Обменный пункт. Валютный вклад.
Планируемые предметные результаты освоения
курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»
7 класс
Выпускник научится:
• понимать основные принципы экономической жизни общества: иметь представление о роли денег в
семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства
в экономике семьи;
• понимать и правильное использовать экономические термины;
• использовать и применять приёмы работы с экономической информацией, её осмысливать;
проводить простые финансовые расчёты.
• использовать приобретенные знания и опыт для применения полученных знаний и умений для
решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений
расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и
способов сравнения результатов на простых примерах;
• развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки
экономических ситуаций; определение элементарных проблем в области семейных финансов и
нахождение путей их решения;
• развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного
интереса к изучению общественных дисциплин.

• владеть понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность денег, человеческий
капитал, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, инвестиционный фонд,
финансовое планирование, форс-мажор, страхование, финансовые риски, бизнес, валюта и валютный
рынок, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и пенсионная система;
• владеть знанием: структуры денежной массы; структуры доходов населения страны и способов её
определения; зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи; статей
семейного и личного бюджета и способов их корреляции;
продуктов,

предназначенных для

физических лиц;

основных видов финансовых услуг и

возможных норм

сбережения;

способов

государственной поддержки в случаях попадания в сложные жизненные ситуации; видов страхования;
видов финансовых рисков;

способов использования банковских продуктов для решения своих

финансовых задач; способов определения курса валют и мест обмена; способов уплаты налогов,
принципов устройства пенсионной системы в РФ.
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию,
получаемую из неадаптированных источников;
• выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния
российской экономики;
• анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели
поведения потребителя;
• решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в
экономической сфере деятельности человека;
• грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и
порядка действий в конкретных ситуациях;
• сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и
трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.
При осуществлении поиска и организации хранения информации
Выпускник научится:
• использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить
запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска;
• использовать приёмы поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде
учреждения и в образовательном пространстве;
• использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска
необходимых книг;
• искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы данных, в частности
использовать различные определители;
формировать собственное информационное пространство: создавать системы папок и размещать в
них нужные информационные источники, размещать информацию в Интернете.
При работе с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Выпускник научится:
• ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
• определять главную тему, общую цель или назначение текста;
• формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
• предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку, с опорой на предыдущий опыт;
• объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;
• сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между
частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка,
пояснять части графика или таблицы и т. д.;
• находить в тексте требуемую информацию
• решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического
понимания текста: ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент
информацию; выделять главную и избыточную информацию; сопоставлять разные точки зрения и
разные источники информации по заданной теме; выполнять смысловое свёртывание выделенных
фактов и мыслей; формировать на основе текста систему аргументов для обоснования определённой
позиции; понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
При работе с текстом: преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
• структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить
проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения; преобразовывать текст,
используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы;
• интерпретировать текст: сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию
разного характера; обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов; делать выводы
из сформулированных посылок; выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.
При работе с текстом: оценка информации
Выпускник научится:
• откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из
других источников; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
• находить доводы в защиту своей точки зрения;
• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся
информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и
находить пути восполнения этих пробелов;
• в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них
противоречивую, конфликтную информацию;
• использовать

полученный

опыт

восприятия

информационных

объектов

для

обогащения

чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении.
В рамках учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Выпускник научится: планировать и выполнять учебное исследование, учебный проект, используя
некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка
проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование
статистических данных, интерпретация фактов; ясно, логично и точно излагать свою точку зрения,
использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме; отличать факты от суждений,
мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам; комментировать связь
научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и
применении научного знания.
Выпускник

получит

возможность научиться: самостоятельно

задумывать, планировать

и

выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект; использовать догадку, озарение,
интуицию;

использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и

исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов; целенаправленно и
осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;
осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного
проекта.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»
7 класс
Раздел. Тема.

Кол-во

Практическая часть
Творч. Практикум

Содержательные единицы

Экскурсия

Планируемые результаты

программы

работа

Введение в курс

1

-

-

-

Введение в курс «Финансовая Выпускник научится:

«Финансовая

грамотность». Цели и задачи

• ориентироваться на перспективу в

грамотность».

курса. Что мы уже знаем и

совершенствовании своих умений и

умеем? Что мы будем изучать?

навыков в процессе внеурочной
деятельности.
• получит возможность научиться:
планировать
выполнять
работать
знания,

в

свои

действия,

творческие

задания;

группе;

высказывать

суждения;

применять
собственные

проводить

анализ,

сопоставлять, рассуждать.
приобретёт опыт: вступать в речевое
общение; работать с различными
источниками

информации;

организовывать

свой

досуг

и

рационально использовать время в
школе.
Раздел 1. Деньги.

10

3

3

-

Деньги. История денег. Люди

Доходы и расходы

обмениваются

семьи

услугами.
неудобен

товарами
Прямой

из-за

интересов
ценности.

Выпускник научится:

и •Объяснять

проблемы

обмен (товарного)

несовпадения бумажные

и

бартерного

обмена,

почему

деньги

могут

определения обесцениваться.

Товарные

деньги •

Описывать

свойства

предмета,

обслуживают обмен, но имеют выполняющего роль денег.
собственную

ценность. • Перечислять виды денег.

Драгоценные металлы и монеты. •

Сравнивать

преимущества

и

Металлические монеты сложно недостатки разных видов денег.
изготавливать
перевозить.

и

опасно • Составлять задачи с денежными

Бумажные

являются

деньги расчётами.

символическими • Объяснять, что денежной системой

деньгами. Безналичные деньги страны управляет центральный банк,
представляют

собой почему

изготовление

информацию.

Денежной денег — преступление.

системой

управляет

страны

центральный банк. Электронные
деньги.

Ценные

Коллекция монет.

деньги.

фальшивых

Доходами

семьи

заработная

плата,

владения

являются: Выпускник научится:
доходы

от • Описывать и сравнивать источники

собственностью, доходов семьи.

социальные выплаты и заёмные • Описывать виды заработной платы.
средства.

Размер

заработной •

Сравнивать

условия

труда

платы зависит от образования, совершеннолетних
профессии, квалификации.
Владение

несовершеннолетних.

недвижимостью • Объяснять, как связаны профессии

(квартирой,

домом,

участком

земли)

приносить

арендную

Деньги,

положенные

гаражом, и образование.
может • Объяснять, чем руководствуется
плату. человек при выборе профессии.
в

банк, • Объяснять причины различий в

приносят проценты.

заработной плате.

Владельцы акций могут получать • Приводить примеры кредитов.
дивиденды.

Предприниматель

получает прибыль. Государство

• Работать с тестовыми контрольноизмерительными материалами.

выплачивает пенсии, стипендии,
пособия. Банки предоставляют
кредиты.
Расходы семьи. Семьи тратят Выпускник научится:
деньги на товары и услуги. Объяснять причины, по которым
Расходы можно разделить на три люди делают покупки.
группы:

и

обязательные, •Описывать направления расходов

желательные и лишние.

семьи.

Коммунальные

услуги •Классифицировать виды благ.

должны

оплачиваться •Рассчитывать расходы семьи на

ежемесячно.

На

крупные условных примерах, доли расходов

покупки деньги можно накопить на разные товары и услуги.
или занять. Долги надо отдавать •Сравнивать виды рекламы.
в назначенный срок. Расходы

•Обсуждать воздействие рекламы и

можно

промоакций на принятие решений о

сократить,

выбрав

магазин с более низкими ценами

покупке.

или воспользовавшись скидками.
Семейный бюджет. Доходы и Выпускник научится:
расходы
План

следует
доходов

и

называется
Превышение
расходами

планировать. •Составлять семейный бюджет на
расходов условных примерах.
бюджетом. •Сравнивать доходы и расходы и

доходов
позволяет

над принимать решения, потребитель делать ский и банковский кредиты.

сбережения. Сбережения обычно •Объяснять причины, по которым
хранятся в банке. Превышение люди делают сбережения, при каких
расходов

над

доходами условиях можно одалживать и

сокращает

сбережения

или занимать деньги.

приводит к образованию долгов.

•Описывать формы сбережений,
последствия превышения расходов
над доходами.

Получит возможность научиться:
планировать свои действия,
выполнять творческие задания;
работать в группе; применять знания,
высказывать собственные суждения;
проводить сравнительный анализ,
сопоставлять, рассуждать.
Раздел 2. Риски потери

6

2

1

Особые жизненные ситуации Выпускник научится:

3

денег и имущества

и

как

с

и как человек может от

Экономические

этого защититься.

непредвиденных
болезней,

ними

аварий,

справиться • Описывать события, существенно
последствия влияющие на жизнь семьи (рождение
событий: ребёнка,

внезапная

смерть

природных кормильца, форс-мажорные случаи).

катаклизмов. Расходы, связанные

•Определять

последствия

таких

с рождением детей. Страхование событий для бюджета семьи.
имущества,
Принципы
компании.

здоровья,
работы

жизни.

•Различать

обязательное

и

страховой добровольное страхование.
•Объяснять,

почему

существует

обязательное страхование, почему
государство

платит

заболевшему

человеку.
• Сравнивать виды страхования.
Получит возможность научиться:
планировать

свои

действия,

выполнять

творческие

задания;

работать в группе; применять знания,
высказывать собственные суждения;
проводить

анализ, сопоставлять,

рассуждать.
Раздел 3. Семья и

7

1

4

-

Налоги

—

государство: как они

платежи,

взаимодействуют

государством.

обязательные Выпускник научится:
собираемые

•Объяснять,

почему

государство

Направления собирает налоги, почему вводятся

государственных расходов. Виды акцизные налоги.
налогов.
налогов.

Организация

сбора

•Приводить

примеры

налогов,

примеры выплаты налогов в семье.
•Описывать, как и когда платятся
налоги,

последствия

невыплаты

налогов для граждан.
•Рассчитывать

величину

подоходного налога и НДС.
Получит возможность научиться:
планировать
выполнять

свои

действия,

творческие

задания;

работать в группе; применять знания,
высказывать собственные суждения;
проводить

сравнительный

сопоставлять, рассуждать.

анализ,

Раздел 4. Финансовый

9

3

3

1

Банковские

услуги.

Банки Выпускник научится:

бизнес: чем он может

принимают вклады и выдают • Приводить

помочь семье.

кредиты. Процентная ставка по услуг о вкладах и кредитах, условиях
вкладам

зависит

от

банковских

размера вкладов и кредитов

вклада и его срока.
При

примеры

• Объяснять, от чего зависит размер
прекращении выплат по вкладу, почему и как

деятельности банка вкладчикам страхуются

вклады,

причины

и

гарантируется возврат средств. последствия решений о взятии

и

Процентная ставка по кредитам условиях кредита.
выше

процентной

ставки

по Выпускник научится:

вкладам.

• Сравнивать возможности работы по

Собственный

бизнес. найму и собственного бизнеса.

Организация бизнеса. Разработка • Объяснять, почему государство
бизнес-плана.
капитал.

Стартовый поддерживает малый бизнес, что

Организации

по такое бизнес-план.

поддержке малого бизнеса.

•Приводить

примеры

бизнеса,

которым занимаются подростки.
Валюта в современном мире. Выпускник научится:
Валюта — денежная единица

• Приводить примеры валют разных

страны. Разные страны имеют стран.
разные

валюты.

Цена

одной

• Объяснять, что такое валютный

валюты, выраженная в другой курс.

валюте,

называется валютным

• Находить информацию о валютных

курсом. Процентные ставки по курсах.
валютным вкладам отличаются
от

ставок

по

вкладам

национальной валюте.
Резерв

1

-

-

-

Итого

34

9

11

4

• Проводить расчёты с валютными

в курсами.

Календарно-тематический план курса внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность».
(7 класс, 34 часа)
№

1

Тема занятия

Введение в курс «Финансовая грамотность».

Кол-во

Вид

часов

контроля

1

Устный

Дата проведения
план

факт

опрос
Раздел 1. Деньги. Доходы и расходы семьи (10 часов)
2

Деньги. История денег.

1

Творч.работа

3

Деньги. Электронные деньги.

1

Устный опрос

4

Деньги. Ценные деньги. Коллекция монет.

1

Творч.работа

5-6

Доходы семьи. Практикум.

2

Практикум

7-8

Расходы семьи. Практикум

2

Практикум

9-10

Семейный бюджет. Практикум.

2

Практикум

Итоговая работа по разделу

1

Творч.работа

11

«Деньги. Доходы и расходы семьи»
Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься (6 часов)
12-13 Особые жизненные ситуации и как с ними

2

справиться.
14-15 Встречи с сотрудниками Центра занятости

Практикум
2

населения района, Сбербанка РФ.
16

Библиотечный час в МБУК ЦБС (правовой

Творч.работа
Экскурсия
Экскурсия

1

Экскурсия

1

Творч.работа

отдел)
17

Итоговая работа по разделу «Риски потери
денег и имущества и как человек может от
этого защититься». Ролевая игра.

Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют (7 часов)
18-19 Налоги. Практикум
20

Встреча с сотрудниками Налоговой

2

Практикум

1

Практикум

2

Практикум

инспекции РФ.
21-22 Социальные пособия. Практикум
23

Встреча с сотрудниками УСЗН района.

1

Практикум

24

Итоговая работа по разделу

1

Творч.работа

«Семья и государство: как они
взаимодействуют». Мини-исследование.

Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье. (9 часов)
25-26 Банковские услуги.

2

Практикум

2

Творч.работа

Встречи с сотрудниками Сбербанка РФ и
другими банками района.
27-28 Собственный бизнес.
Встреча с предпринимателями города.

Практикум

29-30 Валюта в современном мире.

2

Практикум
31

Творч.работа
Практикум

Экскурсия в филиал Сбербанка РФ.

32-33 Итоговая работа по курсу «Финансовая

1

Экскурсия

2

Творч.работа

грамотность».
34

Урок-обобщение.

1
Итого

34 часа

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность».
7 класс

Литература:

1. Липсиц И., Вигдорчик Е. Финансовая грамотность. 5—7 классы: материалы для учащихся.— М.:
ВИТА-ПРЕСС, 2014.
2. Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность.5—7 классы: учебная
программа.— М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
3. Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5—7 классы: методические
рекомендации для учителя. — М.: ВИТА-ПРЕСС,2014.
4. Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность.5—7 классы: материалы для
родителей.— М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
5. Корлюгова Ю., Вигдорчик Е., Липсиц И. Финансовая грамотность.5—7 классы: контрольные
измерительные материалы. — М.: ВИТА-ПРЕСС,2014.
Интернет-источники
1. Cайт журнала «Семейный бюджет» — http://www.7budget.ru;
2. Сайт по основам финансовой грамотности «Достаток.ру» —http://www.dostatok.ru;
3. Журнал «Работа и зарплата» — http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnalrabota-i-zarplata;
4. Сайт «Все о пособиях» — http://subsidii.net/
5. Сайт «Все о страховании» — http://www.o-strahovanie.ru/vidistrahovaniay.php
8-9 классы

Литература:

1.Липсиц И.В., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Материалы для учащихся. — М.: ВИТАПРЕСС, 2014.
2.Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Методические
рекомендации для учителя. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
3.Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Материалы для
родителей. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
4.Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Контрольные
измерительные материалы. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Дополнительная литература
1. Липсиц И.В.Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности. – М.:
ВИТА-ПРЕСС, 2014.
2. Экономика: Основы потребительских знаний / под ред. Е. Кузнецовой, Д. Сорк: учебник для 9 кл. –
М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010.
3. Экономика: моя роль в обществе: учебное пособие для 8 класса. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010.
Интернет-источники

1. www.minfin.ru – сайт Министерства финансов
РФ

2. www.gov.ru – сайт Правительства РФ

17. www.ereport.ru – сайт, где представлена

3. www.gks.ru – сайт Федеральной службы

обзорная информация по мировой экономике

государственной статистики

18. www.stat.hse.ru – статистический портал

4.

www.economy.gov.ru/minec/ma

–

сайт

Высшей школы экономики

Министерства экономического развития РФ

19. www.cefir.ru – сайт ЦЭФИР – Центра

5. www.minpromtorg.gov.ru – сайт Министерства

экономических и финансовых исследований

торговли и промышленности РФ

20. www.tpprf. – сайт Торгово-промышленной

6.

–

www.fas.gov.ru

сайт

Федеральной

палаты РФ

антимонопольной службы РФ

21. www.rts.micex.ru – РТС и ММВБ – сайт

7. www.cbr.ru – сайт Центрального банка РФ

Объединённой биржи

8. www.nalog.ru – сай Федеральной налоговой

22. www.wto.ru – сайт Всемирной торговой

службы РФ

организации

9. www.rbx.ru – сайт «РосБизнесКонсалтинг»

23.

10. www.ram.ru – сайт Российской ассоциации

Всемирного банка

маркетинга

24.

11.

www.cfin.ru

–

сайт

«Корпоративный

www.worldbank.org/eca/russian

www.imf.org

–

сайт

–

сайт

Международного

валютного фонда

менеджмент»

25.

12. www.iloveeconomics.ru – сайт «Экономика

семейному бюджету

для школьника»

Калькуляторы (банковские проценты, валюта,

13. www.nes.ru – сайт спецпроекта российской

налоги)

экономической школы по личным финансам

1. http://uslugi.yandex.ru/banki/deposits/

14.

www.economicus.ru

–

образовательно-

www.7budget.ru

–

сайт,

посвящённый

2. http://www.banki.ru/products/deposits/

справочный портал по экономике

3. http://www.sravni.ru/vklady/

15. www.cepa.newschool.edu/het/home.htm – сайт

4. http://www.calc.ru/valutnyj-kalkulyator.html

по истории экономической мысли (на англ. яз.)

5. http://www.ndscalc.ru/

16.

ecsocman.edu.ru

образовательного

–

сайт

портала

Социология. Менеджмент»

федерального
«Экономика.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».