Пояснительная записка Рабочая программа по внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для 7 класса составлена в соответствии с требованиями Положения о порядке разработки и утверждения рабочих программ внеурочной деятельности, формируемых в соответствии с требованиями, предъявляемыми. Рабочая программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для 7 класса составлена на основе авторских учебных дополнительных образовательных программ по развитию финансовой грамотности обучающихся общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования: Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5—7 классы: учебная программа. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. И Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: учебная программа. — М.: ВИТАПРЕСС, 2014. Цели курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» направлены на формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье и обществе, приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи. Задачи курса: - способствовать формированию основ финансовой грамотности у учащихся 7 класса; - продолжить освоение базовых финансово-экономических понятий, являющихся отражением важнейших сфер финансовых отношений; - продолжить формирование практических умений и компетенций, позволяющих эффективно взаимодействовать с широким кругом финансовых институтов, таких как банки, валютная система, налоговый орган, бизнес, пенсионная система и др. Основные принципы, положенные в основу курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»: - принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребёнка, создание благоприятных условий для их развития; - принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика; - научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой; - систематичности и последовательности – знание в программе даются в определённой системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике. В 7 классе курс рассчитан на 34 часа. Занятия проходят 1 раз в неделю в течение 1 академического часа. Формы работы преимущественно групповая и индивидуальная. Освоение содержания курса опирается на метапредметные связи с курсами математики, истории, географии, обществознания и литературы. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, построение графиков и диаграмм, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, графиками, а также навыки поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений. Значительное внимание в курсе уделяется формированию компетенции поиска, подбора, анализа и интерпретации финансовой информации из различных источников как на электронных, так и на бумажных носителях. Большая часть времени отводится на практическую деятельность для получения опыта действий в расширенном круге финансовых отношений. Личностными результатами изучения курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» являются: • осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства; • овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах; • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка; • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете; • сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных финансов; • готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять возникающие в связи с взаимодействием с финансовыми институтами обязанности. • сформированность умения анализировать проблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для их решения; • владение умением поиска различных способов решения финансовых проблем и их оценки; • владение умением осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование поведения в сфере финансов; Метапредметными результатами изучения курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» являются: Познавательные: • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; • использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью; • формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей; • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями. • умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных финансов и оценивать свои поступки. Регулятивные: • понимание цели своих действий; • планирование действия с помощью учителя и самостоятельно; • проявление познавательной и творческой инициативы; • оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка; • адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей. Коммуникативные: • составление текстов в устной и письменной формах; • готовность слушать собеседника и вести диалог; • готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; • умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий; • определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. • овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) согласно этическим нормам и правилам ведения диалога; • умение вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи; анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных источников Формы контроля: устный опрос; практикумы с решением практических задач, кроссворда и анаграмм; практическая аналитическая работа: расчёт показателей, анализ статистических данных, оценка результатов; доклад; творческая работа: буклет, компьютерная презентация, плакат, кейс, эссе; ролевая игра; квест-игра; исследовательская работа; проект (групповой, индивидуальный). Содержание курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» (7 класс, 34 часа) Введение в курс «Финансовая грамотность». Раздел 1. Деньги. Доходы и расходы семьи. Деньги. История денег. Люди обмениваются товарами и услугами. Прямой обмен неудобен из-за несовпадения интересов и определения ценности. Товарные деньги обслуживают обмен, но имеют собственную ценность. Драгоценные металлы и монеты из них являются товарными деньгами. Металлические монеты сложно изготавливать и опасно перевозить. Бумажные деньги являются символическими деньгами. Безналичные деньги представляют собой информацию. Денежной системой страны управляет центральный банк. Электронные деньги. Ценные деньги. Коллекция монет. Основные понятия: Деньги. Обмен. Товарные деньги. Символические деньги. Драгоценные металлы. Монеты. Купюры. Наличные, безналичные, фальшивые деньги. Гознак. Центральный банк. Банки. Доходы семьи. Доходами семьи являются: заработная плата, доходы от владения собственностью, социальные выплаты и заёмные средства. Размер заработной платы зависит от образования, профессии, квалификации. Владение недвижимостью (квартирой, домом, гаражом, участком земли) может приносить арендную плату. Деньги, положенные в банк, приносят проценты. Владельцы акций могут получать дивиденды. Предприниматель получает прибыль. Государство выплачивает пенсии, стипендии, пособия. Банки предоставляют кредиты. Основные понятия: Заработная плата. Собственность. Доходы от собственности. Арендная плата. Проценты. Прибыль. Дивиденды. Социальные выплаты. Материнский капитал. Кредиты. Расходы семьи. Семьи тратят деньги на товары и услуги. Расходы можно разделить на три группы: обязательные, желательные и лишние. Коммунальные услуги должны оплачиваться ежемесячно. На крупные покупки деньги можно накопить или занять. Долги надо отдавать в назначенный срок. В разных магазинах цены на одни и те же товары различаются. Расходы можно сократить, выбрав магазин с более низкими ценами или воспользовавшись скидками. Основные понятия: Предметы первой необходимости. длительного Товары текущего потребления. Товары пользования. Услуги. Коммунальные услуги. Семейный бюджет. Доходы и расходы следует планировать. План доходов и расходов называется бюджетом. Превышение доходов над расходами позволяет делать сбережения. Сбережения обычно хранятся в банке. Превышение расходов над доходами сокращает сбережения или приводит к образованию долгов. Основные понятия: Кредит. Вклады. Проценты по кредиту и вкладам. Долги. Сбережения. Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов. Расходы, связанные с рождением детей. Страхование имущества, здоровья, жизни. Принципы работы страховой компании. Основные понятия: Аварии. Болезни. Несчастные случаи. Катастрофы. Страхование. Страховая компания. Страховой полис. Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют. Налоги. Налоги — обязательные платежи, собираемые государством. Направления государственных расходов. Виды налогов. Организация сбора налогов. Основные понятия: Налог. Налоговая инспекция. Подоходный налог. Налоговая ставка. Налог на прибыль. Физические лица. Пеня. Налоговые льготы. Налог на добавленную стоимость. Акциз. Социальные пособия. Государство поддерживает некоторые категории людей: инвалидов, стариков, семьи с детьми, безработных. Основные понятия: Пособие. Пенсия. Пенсионный фонд. Стипендия. Больничный лист. Пособие по безработице. Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье. Банковские услуги. Банки принимают вклады и выдают кредиты. Процентная ставка по вкладам зависит от размера вклада и его срока. При прекращении деятельности банка вкладчикам гарантируется возврат средств. Процентная ставка по кредитам выше процентной ставки по вкладам. Основные понятия: Банки. Вклады (депозиты). Процентная ставка. Страхование вкладов. Агентство по страхованию вкладов. Кредит. Залог. Собственный бизнес. Организация бизнеса. Разработка бизнес-плана. Стартовый капитал. Организации по поддержке малого бизнеса. Основные понятия: Бизнес. Малый бизнес. Бизнес-план. Валюта в современном мире. Валюта — денежная единица страны. Разные страны имеют разные валюты. Цена одной валюты, выраженная в другой валюте, называется валютным курсом. Процентные ставки по валютным вкладам отличаются от ставок по вкладам в национальной валюте. Основные понятия: Валюта. Валютный курс. Обменный пункт. Валютный вклад. Планируемые предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» 7 класс Выпускник научится: • понимать основные принципы экономической жизни общества: иметь представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи; • понимать и правильное использовать экономические термины; • использовать и применять приёмы работы с экономической информацией, её осмысливать; проводить простые финансовые расчёты. • использовать приобретенные знания и опыт для применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах; • развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций; определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения; • развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин. • владеть понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность денег, человеческий капитал, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, инвестиционный фонд, финансовое планирование, форс-мажор, страхование, финансовые риски, бизнес, валюта и валютный рынок, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и пенсионная система; • владеть знанием: структуры денежной массы; структуры доходов населения страны и способов её определения; зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи; статей семейного и личного бюджета и способов их корреляции; продуктов, предназначенных для физических лиц; основных видов финансовых услуг и возможных норм сбережения; способов государственной поддержки в случаях попадания в сложные жизненные ситуации; видов страхования; видов финансовых рисков; способов использования банковских продуктов для решения своих финансовых задач; способов определения курса валют и мест обмена; способов уплаты налогов, принципов устройства пенсионной системы в РФ. Выпускник получит возможность научиться: • анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников; • выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики; • анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя; • решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека; • грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях; • сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет. При осуществлении поиска и организации хранения информации Выпускник научится: • использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска; • использовать приёмы поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве; • использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг; • искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы данных, в частности использовать различные определители; формировать собственное информационное пространство: создавать системы папок и размещать в них нужные информационные источники, размещать информацию в Интернете. При работе с текстом: поиск информации и понимание прочитанного Выпускник научится: • ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: • определять главную тему, общую цель или назначение текста; • формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; • предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку, с опорой на предыдущий опыт; • объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте; • сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.; • находить в тексте требуемую информацию • решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста: ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию; выделять главную и избыточную информацию; сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме; выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей; формировать на основе текста систему аргументов для обоснования определённой позиции; понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им. При работе с текстом: преобразование и интерпретация информации Выпускник научится: • структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения; преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы; • интерпретировать текст: сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера; обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов; делать выводы из сформулированных посылок; выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста. При работе с текстом: оценка информации Выпускник научится: • откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; • находить доводы в защиту своей точки зрения; • на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов; • в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию; • использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении. В рамках учебно-исследовательской и проектной деятельности. Выпускник научится: планировать и выполнять учебное исследование, учебный проект, используя некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов; ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме; отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам; комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания. Выпускник получит возможность научиться: самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект; использовать догадку, озарение, интуицию; использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов; целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства; осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» 7 класс Раздел. Тема. Кол-во Практическая часть Творч. Практикум Содержательные единицы Экскурсия Планируемые результаты программы работа Введение в курс 1 - - - Введение в курс «Финансовая Выпускник научится: «Финансовая грамотность». Цели и задачи • ориентироваться на перспективу в грамотность». курса. Что мы уже знаем и совершенствовании своих умений и умеем? Что мы будем изучать? навыков в процессе внеурочной деятельности. • получит возможность научиться: планировать выполнять работать знания, в свои действия, творческие задания; группе; высказывать суждения; применять собственные проводить анализ, сопоставлять, рассуждать. приобретёт опыт: вступать в речевое общение; работать с различными источниками информации; организовывать свой досуг и рационально использовать время в школе. Раздел 1. Деньги. 10 3 3 - Деньги. История денег. Люди Доходы и расходы обмениваются семьи услугами. неудобен товарами Прямой из-за интересов ценности. Выпускник научится: и •Объяснять проблемы обмен (товарного) несовпадения бумажные и бартерного обмена, почему деньги могут определения обесцениваться. Товарные деньги • Описывать свойства предмета, обслуживают обмен, но имеют выполняющего роль денег. собственную ценность. • Перечислять виды денег. Драгоценные металлы и монеты. • Сравнивать преимущества и Металлические монеты сложно недостатки разных видов денег. изготавливать перевозить. и опасно • Составлять задачи с денежными Бумажные являются деньги расчётами. символическими • Объяснять, что денежной системой деньгами. Безналичные деньги страны управляет центральный банк, представляют собой почему изготовление информацию. Денежной денег — преступление. системой управляет страны центральный банк. Электронные деньги. Ценные Коллекция монет. деньги. фальшивых Доходами семьи заработная плата, владения являются: Выпускник научится: доходы от • Описывать и сравнивать источники собственностью, доходов семьи. социальные выплаты и заёмные • Описывать виды заработной платы. средства. Размер заработной • Сравнивать условия труда платы зависит от образования, совершеннолетних профессии, квалификации. Владение несовершеннолетних. недвижимостью • Объяснять, как связаны профессии (квартирой, домом, участком земли) приносить арендную Деньги, положенные гаражом, и образование. может • Объяснять, чем руководствуется плату. человек при выборе профессии. в банк, • Объяснять причины различий в приносят проценты. заработной плате. Владельцы акций могут получать • Приводить примеры кредитов. дивиденды. Предприниматель получает прибыль. Государство • Работать с тестовыми контрольноизмерительными материалами. выплачивает пенсии, стипендии, пособия. Банки предоставляют кредиты. Расходы семьи. Семьи тратят Выпускник научится: деньги на товары и услуги. Объяснять причины, по которым Расходы можно разделить на три люди делают покупки. группы: и обязательные, •Описывать направления расходов желательные и лишние. семьи. Коммунальные услуги •Классифицировать виды благ. должны оплачиваться •Рассчитывать расходы семьи на ежемесячно. На крупные условных примерах, доли расходов покупки деньги можно накопить на разные товары и услуги. или занять. Долги надо отдавать •Сравнивать виды рекламы. в назначенный срок. Расходы •Обсуждать воздействие рекламы и можно промоакций на принятие решений о сократить, выбрав магазин с более низкими ценами покупке. или воспользовавшись скидками. Семейный бюджет. Доходы и Выпускник научится: расходы План следует доходов и называется Превышение расходами планировать. •Составлять семейный бюджет на расходов условных примерах. бюджетом. •Сравнивать доходы и расходы и доходов позволяет над принимать решения, потребитель делать ский и банковский кредиты. сбережения. Сбережения обычно •Объяснять причины, по которым хранятся в банке. Превышение люди делают сбережения, при каких расходов над доходами условиях можно одалживать и сокращает сбережения или занимать деньги. приводит к образованию долгов. •Описывать формы сбережений, последствия превышения расходов над доходами. Получит возможность научиться: планировать свои действия, выполнять творческие задания; работать в группе; применять знания, высказывать собственные суждения; проводить сравнительный анализ, сопоставлять, рассуждать. Раздел 2. Риски потери 6 2 1 Особые жизненные ситуации Выпускник научится: 3 денег и имущества и как с и как человек может от Экономические этого защититься. непредвиденных болезней, ними аварий, справиться • Описывать события, существенно последствия влияющие на жизнь семьи (рождение событий: ребёнка, внезапная смерть природных кормильца, форс-мажорные случаи). катаклизмов. Расходы, связанные •Определять последствия таких с рождением детей. Страхование событий для бюджета семьи. имущества, Принципы компании. здоровья, работы жизни. •Различать обязательное и страховой добровольное страхование. •Объяснять, почему существует обязательное страхование, почему государство платит заболевшему человеку. • Сравнивать виды страхования. Получит возможность научиться: планировать свои действия, выполнять творческие задания; работать в группе; применять знания, высказывать собственные суждения; проводить анализ, сопоставлять, рассуждать. Раздел 3. Семья и 7 1 4 - Налоги — государство: как они платежи, взаимодействуют государством. обязательные Выпускник научится: собираемые •Объяснять, почему государство Направления собирает налоги, почему вводятся государственных расходов. Виды акцизные налоги. налогов. налогов. Организация сбора •Приводить примеры налогов, примеры выплаты налогов в семье. •Описывать, как и когда платятся налоги, последствия невыплаты налогов для граждан. •Рассчитывать величину подоходного налога и НДС. Получит возможность научиться: планировать выполнять свои действия, творческие задания; работать в группе; применять знания, высказывать собственные суждения; проводить сравнительный сопоставлять, рассуждать. анализ, Раздел 4. Финансовый 9 3 3 1 Банковские услуги. Банки Выпускник научится: бизнес: чем он может принимают вклады и выдают • Приводить помочь семье. кредиты. Процентная ставка по услуг о вкладах и кредитах, условиях вкладам зависит от банковских размера вкладов и кредитов вклада и его срока. При примеры • Объяснять, от чего зависит размер прекращении выплат по вкладу, почему и как деятельности банка вкладчикам страхуются вклады, причины и гарантируется возврат средств. последствия решений о взятии и Процентная ставка по кредитам условиях кредита. выше процентной ставки по Выпускник научится: вкладам. • Сравнивать возможности работы по Собственный бизнес. найму и собственного бизнеса. Организация бизнеса. Разработка • Объяснять, почему государство бизнес-плана. капитал. Стартовый поддерживает малый бизнес, что Организации по такое бизнес-план. поддержке малого бизнеса. •Приводить примеры бизнеса, которым занимаются подростки. Валюта в современном мире. Выпускник научится: Валюта — денежная единица • Приводить примеры валют разных страны. Разные страны имеют стран. разные валюты. Цена одной • Объяснять, что такое валютный валюты, выраженная в другой курс. валюте, называется валютным • Находить информацию о валютных курсом. Процентные ставки по курсах. валютным вкладам отличаются от ставок по вкладам национальной валюте. Резерв 1 - - - Итого 34 9 11 4 • Проводить расчёты с валютными в курсами. Календарно-тематический план курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность». (7 класс, 34 часа) № 1 Тема занятия Введение в курс «Финансовая грамотность». Кол-во Вид часов контроля 1 Устный Дата проведения план факт опрос Раздел 1. Деньги. Доходы и расходы семьи (10 часов) 2 Деньги. История денег. 1 Творч.работа 3 Деньги. Электронные деньги. 1 Устный опрос 4 Деньги. Ценные деньги. Коллекция монет. 1 Творч.работа 5-6 Доходы семьи. Практикум. 2 Практикум 7-8 Расходы семьи. Практикум 2 Практикум 9-10 Семейный бюджет. Практикум. 2 Практикум Итоговая работа по разделу 1 Творч.работа 11 «Деньги. Доходы и расходы семьи» Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься (6 часов) 12-13 Особые жизненные ситуации и как с ними 2 справиться. 14-15 Встречи с сотрудниками Центра занятости Практикум 2 населения района, Сбербанка РФ. 16 Библиотечный час в МБУК ЦБС (правовой Творч.работа Экскурсия Экскурсия 1 Экскурсия 1 Творч.работа отдел) 17 Итоговая работа по разделу «Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься». Ролевая игра. Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют (7 часов) 18-19 Налоги. Практикум 20 Встреча с сотрудниками Налоговой 2 Практикум 1 Практикум 2 Практикум инспекции РФ. 21-22 Социальные пособия. Практикум 23 Встреча с сотрудниками УСЗН района. 1 Практикум 24 Итоговая работа по разделу 1 Творч.работа «Семья и государство: как они взаимодействуют». Мини-исследование. Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье. (9 часов) 25-26 Банковские услуги. 2 Практикум 2 Творч.работа Встречи с сотрудниками Сбербанка РФ и другими банками района. 27-28 Собственный бизнес. Встреча с предпринимателями города. Практикум 29-30 Валюта в современном мире. 2 Практикум 31 Творч.работа Практикум Экскурсия в филиал Сбербанка РФ. 32-33 Итоговая работа по курсу «Финансовая 1 Экскурсия 2 Творч.работа грамотность». 34 Урок-обобщение. 1 Итого 34 часа Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность». 7 класс Литература: 1. Липсиц И., Вигдорчик Е. Финансовая грамотность. 5—7 классы: материалы для учащихся.— М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. 2. Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность.5—7 классы: учебная программа.— М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. 3. Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5—7 классы: методические рекомендации для учителя. — М.: ВИТА-ПРЕСС,2014. 4. Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность.5—7 классы: материалы для родителей.— М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. 5. Корлюгова Ю., Вигдорчик Е., Липсиц И. Финансовая грамотность.5—7 классы: контрольные измерительные материалы. — М.: ВИТА-ПРЕСС,2014. Интернет-источники 1. Cайт журнала «Семейный бюджет» — http://www.7budget.ru; 2. Сайт по основам финансовой грамотности «Достаток.ру» —http://www.dostatok.ru; 3. Журнал «Работа и зарплата» — http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnalrabota-i-zarplata; 4. Сайт «Все о пособиях» — http://subsidii.net/ 5. Сайт «Все о страховании» — http://www.o-strahovanie.ru/vidistrahovaniay.php 8-9 классы Литература: 1.Липсиц И.В., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Материалы для учащихся. — М.: ВИТАПРЕСС, 2014. 2.Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Методические рекомендации для учителя. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. 3.Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Материалы для родителей. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. 4.Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Контрольные измерительные материалы. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. Дополнительная литература 1. Липсиц И.В.Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. 2. Экономика: Основы потребительских знаний / под ред. Е. Кузнецовой, Д. Сорк: учебник для 9 кл. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010. 3. Экономика: моя роль в обществе: учебное пособие для 8 класса. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010. Интернет-источники 1. www.minfin.ru – сайт Министерства финансов РФ 2. www.gov.ru – сайт Правительства РФ 17. www.ereport.ru – сайт, где представлена 3. www.gks.ru – сайт Федеральной службы обзорная информация по мировой экономике государственной статистики 18. www.stat.hse.ru – статистический портал 4. www.economy.gov.ru/minec/ma – сайт Высшей школы экономики Министерства экономического развития РФ 19. www.cefir.ru – сайт ЦЭФИР – Центра 5. www.minpromtorg.gov.ru – сайт Министерства экономических и финансовых исследований торговли и промышленности РФ 20. www.tpprf. – сайт Торгово-промышленной 6. – www.fas.gov.ru сайт Федеральной палаты РФ антимонопольной службы РФ 21. www.rts.micex.ru – РТС и ММВБ – сайт 7. www.cbr.ru – сайт Центрального банка РФ Объединённой биржи 8. www.nalog.ru – сай Федеральной налоговой 22. www.wto.ru – сайт Всемирной торговой службы РФ организации 9. www.rbx.ru – сайт «РосБизнесКонсалтинг» 23. 10. www.ram.ru – сайт Российской ассоциации Всемирного банка маркетинга 24. 11. www.cfin.ru – сайт «Корпоративный www.worldbank.org/eca/russian www.imf.org – сайт – сайт Международного валютного фонда менеджмент» 25. 12. www.iloveeconomics.ru – сайт «Экономика семейному бюджету для школьника» Калькуляторы (банковские проценты, валюта, 13. www.nes.ru – сайт спецпроекта российской налоги) экономической школы по личным финансам 1. http://uslugi.yandex.ru/banki/deposits/ 14. www.economicus.ru – образовательно- www.7budget.ru – сайт, посвящённый 2. http://www.banki.ru/products/deposits/ справочный портал по экономике 3. http://www.sravni.ru/vklady/ 15. www.cepa.newschool.edu/het/home.htm – сайт 4. http://www.calc.ru/valutnyj-kalkulyator.html по истории экономической мысли (на англ. яз.) 5. http://www.ndscalc.ru/ 16. ecsocman.edu.ru образовательного – сайт портала Социология. Менеджмент» федерального «Экономика.