Рабочая прогрмма внеурочной деятельности по финансовой грамотности

2

1.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2.1 Личностные планируемые результаты

- осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических
проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление
доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование
собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и
реальных экономических ситуациях; - участие в принятии решений о семейном бюджете.
2.2

Метапредметные планируемые результаты

Познавательные:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации,
передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах
и проведение простых опросов и интервью;
- формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в
виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты); - овладение
логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
- понимание цели своих действий;
- планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
- проявление познавательной и творческой инициативы;
- оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
- составление текстов в устной и письменной формах;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою;
- умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку
событий;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
2.3

Предметные планируемые результаты

- понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли
денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли
государства в экономике семьи; понимание и правильное использование экономических терминов;
- освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение
простых финансовых расчётов.
3

- приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения
типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений
расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений
инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
- развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные
оценки экономических ситуаций, определение элементарных проблем в области семейных
финансов и нахождение путей их решения;
- развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование
познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Система оценки достижения планируемых результатов

2.4

Критерии сформированности метапредметных планируемых результатов являются три блока
универсальных действий:
−
Регулятивные;
−
Познавательные, в том числе смысловое чтение, формирование ИКТ-компетентности
обучающихся, формирование экологического мышления;
−
Коммуникативные.
Инструментарий оценки метапредметных результатов строиться на межпредметной основе.
На финансовой грамотности: индивидуально-групповой проект – оценка регулятивных,
коммуникативных универсальных учебных действий, а также частично познавательных.
Индивидуально-групповой проект используется в рамках текущего контроля успеваемости и
распределяется в течении года.
Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися
планируемых результатов по отдельным предметам, представленным в учебном плане. Для
осуществления текущего контроля успеваемости по учебным предметам используются
разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга: письменный тест, практическая
работа, самостоятельная работа.
Промежуточная аттестация в форме защиты проекта.
Для текущего контроля в 8 классах применяются следующие формы: контрольное
тестирование, лабораторно-практическая работа. Оценочные материалы представлены в
приложении № 2.

2.5

Организация проектной деятельности учащихся

Проектно-исследовательская деятельность учащихся является неотъемлемой частью
учебного процесса. В основе проектно-исследовательской деятельности обучающихся лежит
системно-деятельностный подход, как принцип организации образовательного процесса при
реализации федеральных государственных образовательных стандартов.
Темы проектов предложены в приложении № 1

4

3.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Раздел 1. Управление денежными средствами семьи
Базовые понятия и знания: Эмиссия денег, денежная масса, покупательная способность
денег, Центральный банк, структура доходов населения, структура доходов семьи, структура
личных доходов, человеческий капитал, благосостояние семьи, контроль расходов семьи,
семейный бюджет: профицит, дефицит, личный бюджет.
Знание того, каким именно образом в современной экономике осуществляется эмиссия
денег; из чего состоит денежная масса; способов влияния государства на инфляцию; структуры
доходов населения России и её изменений в конце XX – начале XXI в.; факторов, влияющих в
России на размер доходов из различных источников; зависимости уровня благосостояния от
структуры источников доходов семьи; статей семейного и личного бюджета; обязательных
ежемесячных трат семьи и личных трат.
Личностные характеристики и установки:
Понимание: – того, что наличные деньги не единственная форма оплаты товаров и услуг;
– роли денег в экономике страны как важнейшего элемента рыночной экономики;
– влияния образования на последующую карьеру и соответственно на личные доходы;
– того, что бесконтрольная трата семейных доходов лишает семью возможности обеспечить
устойчивость своего благосостояния и может привести к финансовым трудностям семьи;
– различий в структуре семейного бюджета расходов и её изменения в зависимости от
возраста членов семьи и других факторов; необходимости планировать доходы и расходы семьи.
Умения: – пользоваться дебетовой картой;
– определять причины роста инфляции;
– рассчитывать личный и семейный доход;
– читать диаграммы, графики, иллюстрирующие структуру доходов населения или семьи; –
различать личные расходы и расходы семьи;
– считать личные расходы и расходы семьи как в краткосрочном, так и в долгосрочном
периодах;
– вести учёт доходов и расходов;
– развивать критическое мышление.
Компетенции: – устанавливать причинно-следственные связи между нормой инфляции и
уровнем доходов семей;
– использовать различные источники для определения причин инфляции и её влияния на
покупательную способность денег, имеющихся в наличии;
– определять и оценивать варианты повышения личного дохода;
– соотносить вклад в личное образование и последующий личный доход;
– сравнивать различные профессии и сферы занятости для оценки потенциала извлечения
дохода и роста своего благосостояния на коротком и длительном жизненном горизонте;
– оценивать свои ежемесячные расходы;
– соотносить различные потребности и желания с точки зрения финансовых возможностей;
– определять приоритетные траты; исходя из этого строить бюджет на краткосрочную и
долгосрочную перспективы;
– осуществлять анализ бюджета и оптимизировать его для формирования
сбережений. Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния
Базовые понятия и знания: Банк; инвестиционный фонд; страховая компания;
финансовое планирование. Знание основных видов финансовых услуг и продуктов для
физических лиц; знание возможных норм сбережения по этапам жизненного цикла.
Личностные характеристики и установки:
Понимание: – принципа хранения денег на банковском счёте;
–вариантов использования сбережения и инвестирования на разных стадиях жизненного
цикла семьи;
5

– необходимости аккумулировать сбережения для будущих трат;
– возможных рисков при сбережении и инвестировании. Умения:
– рассчитать реальный банковский процент;
– рассчитать доходность банковского вклада и других операций;
– анализировать договоры; – отличать инвестиции от сбережений;
– сравнивать доходность инвестиционных продуктов. Компетенции:
– искать необходимую информацию на сайтах банков, страховых компаний и др.
финансовых учреждений;
– оценивать необходимость использования различных финансовых инструментов для
повышения благосостояния семьи; – откладывать деньги на определённые цели;
– выбирать рациональные схемы инвестирования семейных сбережений для обеспечения
будущих крупных расходов семьи.
Раздел 3. Риски в мире денег
Базовые понятия и знания: Особые жизненные ситуации; социальные пособия; форсмажор; страхование; виды страхования и страховых продуктов; финансовые риски; виды рисков.
Знание видов различных особых жизненных ситуаций; способов государственной поддержки в
случаях природных и техногенных катастроф и других форс-мажорных случаях; видов
страхования; видов финансовых рисков: инфляция, девальвация, банкротство финансовых
компаний, управляющих семейными сбережениями, финансовое мошенничество; представление о
способах сокращения финансовых рисков.
Личностные характеристики и установки:
Понимание: – того, что при рождении детей структура расходов семьи изменяется;
– необходимости иметь финансовую подушку безопасности на случай чрезвычайных и
кризисных жизненных ситуаций;
– возможности страхования жизни и семейного имущества для управления рисками;
Понимание причин финансовых рисков:
– необходимости быть осторожным в финансовой сфере, необходимости проверять
поступающую информацию из различных источников (из рекламы, от граждан, из учреждений).
Умения: – находить в Интернете сайты социальных служб, обращаться за помощью;
– читать договор страхования;
– рассчитывать ежемесячные платежи по страхованию;
– защитить личную информацию, в том числе в сети Интернет;
– пользоваться банковской картой с минимальным финансовым риском;
– соотносить риски и выгоды.
Компетенции: – оценивать последствия сложных жизненных ситуаций с точки зрения
пересмотра структуры финансов семьи и личных финансов;
– оценивать предлагаемые варианты страхования;
– анализировать и оценивать финансовые риски;
– развивать критическое мышление по отношению к рекламным сообщениям;
– способность реально оценивать свои финансовые возможности.
Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем
Базовые понятия и знания: Банк; коммерческий банк; Центральный банк; бизнес;
бизнесплан; источники финансирования; валюта; мировой валютный рынок; курс валюты. Знание
видов операций, осуществляемых банками; необходимость наличия у банка лицензии для
осуществления банковских операций; какие бывают источники для создания бизнеса и способы
защиты от банкротства; иметь представление о структуре бизнес-плана: иметь представление об
основных финансовых правилах ведения бизнеса; знать типы валют; иметь представление о том,
как мировой валютный рынок влияет на валютный рынок России; знать, как определяются курсы
валют в экономике России.

6

Личностные характеристики и установки:
Понимание: – устройства банковской системы:
– того, что вступление в отношения с банком должны осуществлять не спонтанно, под
воздействием рекламы, а по действительной необходимости и со знанием способов
взаимодействия;
– ответственности и рискованности занятия бизнесом; понимание трудностей, с которыми
приходится сталкиваться при выборе такого рода карьеры;
– того, что для начала бизнес-деятельности необходимо получить специальное
образование;
– того, от чего зависят курсы валют; понимание условия при которых семья может
выиграть, размещая семейные сбережения в валюте.
Умения: – читать договор с банком;
– рассчитывать банковский процент и сумму выплат по вкладам;
– находить актуальную информацию на специальных сайтах, посвящённых созданию
малого (в том числе семейного) бизнеса; рассчитывать издержки, доход, прибыль;
– переводить одну валюты в другую;
– находить информацию об изменениях курсов валют.
Компетенции: – оценивать необходимость использования банковских услуг для решения
своих финансовых проблем и проблем семьи;
– выделять круг вопросов, которые надо обдумать при создании своего бизнеса, а также
типы рисков, такому бизнесу угрожающие;
– оценивать необходимость наличия сбережений в валюте в зависимости от экономической
ситуации в стране.
Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют
Базовые понятия и знания: Налоги; прямые и косвенные налоги; пошлины; сборы;
пенсия; пенсионная система; пенсионные фонды. Знание основных видов налогов, взимаемых с
физических и юридических лиц (базовые); способов уплаты налогов (лично и предприятием);
общих принципов устройства пенсионной системы РФ; иметь представления о способах
пенсионных накоплений Личностные характеристики и установки: Представление об
ответственности налогоплательщика;
Понимание: – неотвратимости наказания (штрафов) за неуплату налогов и негативное
влияние штрафов на семейный бюджет;
– того, что при планировании будущей пенсии необходимо не только полагаться на
государственную пенсионную систему, но и создавать свои программы накопления средств и
страхования на старость.
Умения: – считать сумму заплаченных налогов или сумму, которую необходимо заплатить
в качестве налога;
– просчитывать, как изменения в структуре и размерах семейных доходов и имущества
могут повлиять на величину подлежащих уплате налогов;
– находить актуальную информацию о пенсионной системе и накоплениях в сети
Интернет. Компетенции: – осознавать гражданскую ответственность при уплате налогов;
– планировать расходы на уплату налогов;
– рассчитать и прогнозировать, как могут быть связаны величины сбережений на
протяжении трудоспособного возраста и месячного дохода после окончания трудовой карьеры.

7

4.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов

№ п/п

Наименование разделов и тем

8 класс

Раздел 1 Управление денежными средствами семьи
1

Происхождение денег

2

2

Источники денежных средств

3

3

Контроль семейных расходов

3

4

Построение семейного бюджета

3

Раздел 2 Способы повышения семейного благосостояния
Способы увеличения семейных доходов с использованием
услуг финансовых организаций
6
Финансовое планирование, как способ повышения
благосостояния
Раздел 3 Риски в мире денег
7
Особые жизненные ситуации и как с ними справиться
8
Риски в мире денег
Раздел 4 Семья и финансовые организации: как сотрудничать без
проблем
9
Банки и их роль в жизни семьи
10
Собственный бизнес
11
Валюта в современном мире
Раздел 5 Человек и государство: как они взаимодействуют
12
Налоги и их роль в жизни семьи
13
Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в
старости
14
Осуществление проектной работы, проведение контроля
5

ИТОГО:

2
2
2
2

3
3
2
2
3
2
34

8

5.
№

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Название темы, раздела

Кол-во
часов

Дата
план

факт

Управление денежными средствами семьи (12ч)
Происхождение денег (3ч)
1 Деньги: что это такое?
1
2-3 Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы
2
нашей семьи
4 Какие бывают источники доходов
1
5-6 От чего зависят личные и семейные доходы
2
7- Как контролировать семейные расходы
3
8-9
10 Что такое семейный бюджет и как его построить
1
11- Как оптимизировать семейный бюджет
2
12
Осуществление проектной работы, проведение контроля (1ч)
13 Защита проекта по разделу «Управление денежными средствами
1
семьи»
Способы повышения семейного благосостояния (6ч)

Способы увеличения семейных доходов
с использованием услуг финансовых организаций (2ч)
14
15

Для чего нужны финансовые организации
Как увеличить семейные доходы с использованием финансовых
организаций

1
1

Финансовое планирование,
как способ повышения благосостояния (4ч)
16- Для чего нужно осуществлять финансовое планирование
17
18- Как осуществлять финансовое планирование на разных
19 жизненных этапах
Осуществление проектной работы,
проведение контроля (2ч)
20- Защита проекта по разделу «Способы повышения семейного
21 благосостояния»

2
2

2

Риски в мире денег (10ч)
Особые жизненные ситуации
и как с ними справиться (4ч)
22- ОЖС: рождение ребенка, потеря кормильца, болезнь, потеря
23 работы
24- Чем поможет страхование
25

2
2

Риски в мире денег (3ч)
26- Какие бывают финансовые риски
2728
Осуществление проектной работы,
проведение контроля (2ч)
29- Защита проекта по разделу «Риски в мире денег»
30

3

1

Риски в мире денег (4ч)
9

31- Что такое финансовые пирамиды
32
33- Повторение пройденного материала за курс 8 класса
34

2
1

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».