Рабочая программа по КНКБР 10 классов

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство просвещения и науки Кабардино-Балкарской Республики
Местная администрация Терского муниципального района
МКОУ СОШ с.п. Арик
РАССМОТРЕНО
на заседании
методического совета
Протокол №1
от «30» августа 2023 г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по
УВР

УТВЕРЖДЕНО
Директор

Бжембахова З.В.

Шинтукова Л.М.
Приказ №57
от «30» 08 2023 г.

Рабочая программа
учебного курса
«Культура народов КБР»

Учебный курс: культура народов КБР
Уровень образования: среднее общее образование
Класс: 10 «А»
Учитель: Теунова Жанна Андреевна

с.п.Арик,2023г.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство просвещения и науки Кабардино-Балкарской Республики
Местная администрация Терского муниципального района
МКОУ СОШ с.п. Арик
РАССМОТРЕНО
на заседании
методического совета
Протокол №1
от «30» августа 2023 г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по
УВР

УТВЕРЖДЕНО
Директор

Бжембахова З.В.

Шинтукова Л.М.
Приказ №57
от «30» 08 2023 г.

Рабочая программа
учебного курса
«Культура народов КБР»
Учебный курс: культура народов КБР
Уровень образования: среднее общее образование
Класс: 10 «Б»
Учитель: Теунова Жанна Андреевна

с.п.Арик, 2023г.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного
стандарта среднего (полного) образования (базовый уровень), базисного учебного плана и
примерной программы «Культура народов КБР».При планировании учебного процесса,
была определена оптимальная последовательность изучения отдельных тем.
Представляется целесообразным объединенное изучение ряда тем из курсов
отечественной и всеобщей истории, влияние этих событий на развитие культуры народов
КБР. Программа является составной частью учебно-методического комплекта по курсу
Культура нардов КБР для 10 класса общеобразовательных учреждений КБР и отражает
особенности структуры и содержания учебника «Традиционная культура кабардинцев и
балкарцев» (автор: Мамбетов Г.Х. – Нальчик, 2016г.).
«Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры
для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции
(COVID)» СП 3.1/243598-20 (в новой редакции от 02.12.2020№39, от 24.03.21 №10
8.Устав МКОУ СОШ сп Арик.
Программа рассчитана на 34 ч при часовой учебной нагрузке. При всех сложностях и
противоречивости происходящих в обществе процессов отход от однотипности школ и
учебных программ, нивелирующих личность, поворот к культуре становятся
доминирующими в развитии образования, в деятельности школы, воспитательных
учреждений. Речь идет прежде всего о повороте образования к национальной
культуре.Школа — фактор консолидации общества, она открыта для всех, прокладывает
путь от взаимных знаний к взаимному уважению, согласию и дружбе. Эта идея отразилась
в содержании и структуре курса «Культура народов КБР»Ориентация на глубинную
гуманизацию образования также предполагает культуротворческий (культурологический)
характер обучения, что естественно невозможно без обращения школы, системы
образования к национальной культуре.
«Именно индивидуальные особенности народов связывают их друг с другом.
Следовательно, выявление национальных особенностей характера, знание их,
размышления над историческими обстоятельствами, способствовавшими их созданию,
помогают нам понять другие народы» — пишет академик Д.Лихачев.
Научные знания и художественно-эстетические образы, как известно, по-разному
действуют на сознание человека. Знания при всех их достоинствах автоматически не
превращаются в мировоззрение личности, тогда как образный мир — незаменимый источник для нравственного воспитании и напрямую связан с отношением человека к жизни, ко
всему окружающему.
В то же время -искусство, духовная культура пробуждают самосознание и питают
историческое сознание. Это таит и известную опасность — замкнуть сознание на
национально- исторический и культурный опыт, что может привести к неприятию иной
культуры.

Задача курса — поиск путей к диалогу культур, ведущий к общечеловеческим ценностям
культуры.
Ведь реальность национального не только в культуре, как таковой, но и в стремлении
равняться на эту культуру, воспроизводить ее своими деяниями, поднять ее до
признанных ориентиров мировой культуры. Это невозможно без глубокого познания
культуры,
С другой стороны уровень национальных отношений, мера их человечности и
уважительности зависят от верного представления о другом народе, его культуре.
Личность, включенная в культуру собственного народа, задумывающаяся о ее истоках, не
может не относиться с добрым интересом и доверием к иной культуре. Мы надеемся, что
данный курс будет способствовать утверждению этих важнейших нравственных качеств
личности. Ведь в созданных народами духовных ценностях сконцентрировано то, что
ценно для каждого парода; в них отражен опыт нации (этноса), пульсирует неуловимый,
уникальный отсвет национальной неповторимости. Постижение этих категорий культуры
невозможно не только без знаний, но и духовных усилий, личных оценок. Поэтому курс
рассчитан не только на изучение, информационное познание национальных культур, но и
на ознакомление с его образами, эталонами, шедеврами.
Включение юной личности в пространство образного мира народа, его этики и эстетики,
созданных им материальных и духовных ценностей, поможет не только представить
уникальный и яркий национальный лик того пли иного парода, но и ощутить драму его
исторического пути, проникнуться к нему уважением.
Главная цель предмета «Культура народов Кабардино-Балкарии» — способствовать
формированию в системе образования гуманистической культуры, восстановлению
культурно-исторической и духовной приемственности поколении, возрождению и
развитию национальных культур.
В связи с этим весьма разнообразен и крут задач этого курса:
— ввести учащегося в самобытный мир культуры
кабардинцев, балкарцев, других народов республики;
— показать историзм культуры, ее обусловленность историческими судьбами народа,
объективными внешними (например, природно-географическими) факторами, этнокультурными контактами и так далее;
— раскрыть двоякий характер функции культуры: охранительный (обеспечение
выживания народа, этноса) и консолидирующий (развитие культуры и ее идеалов к
общечеловеческим ценностям и критериям).
Структура и конкретное содержание программы «История народов Кабардино-Балкарии»
построены таким образом, чтобы обеспечить достижение указанных целей и задач.
Курс включает краткие исторические очерки- происхождения (этногенеза) кабардинцев и
балкарцев, сведения из истории национальных языков, краткий очерк традиционной
культуры. В программу курса включены самостоятельные раздели, касающиеся
экономической и политической культуры балкарцев и кабардинцев. Однако
главенствующее положение в программе отведено национальной духовной культуре,

определяющей ее специфику и самобытность. При этом как один из важных факторов
духовной культуры рассматривается и религия.
В программу вошли также краткие очерки культуры горских евреев, терских казаков;
сведения из истории культуры других народов, проживающих в Кабардино-Балкарии
(осетин, немцев, турок-месхитиицев, корейцев).
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Изучение Культуры народов КБР на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
• воспитание
гражданственности,
национальной
идентичности,
развитие
мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически
сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и
социальных установок, идеологических доктрин;
• развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов
современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей
реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими
мировоззренческими системами;
• овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа
исторической информации;
• формирование исторического мышления — способности рассматривать события и
явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные
версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к
дискуссионным проблемам прошлого и современности.

3. Содержание учебного предмета
I. ВВЕДЕНИЕ В КУЛЬТУРОЛОГИЮ (1ч)
Происхождение термина «культура», трансформация его содержания. Научное и
обыденное понимание (узкое, расширенное) кульультуры. Типология культуры.
Культура и цивилизация. Культура в классической философии.
Современная концепция культуры. Общечеловеческое, национальное и классовое
содержание культуры. Историзм культуры.
Понятие национальной культуры. Признаки национальной культуры. Природноисторические условия формирования национальной культуры. Роль географической среды
в формировании национальной культуры. Роль социальной среды в этом процессе.
Взаимовлияние национальных культур, общечеловеческая культура.
II. КУЛЬТУРА КАБАРДИНЦЕВ И БАЛКАРЦЕВ

1. Географическая среда и ее роль в формировании этноса.
Географическое положение Кабардино-Балкарии, География расселения. Влияние
природных условий па формирование культуры и хозяйственной деятельности
кабардинцев и балкарцев.
2. Экономическая культура. (17 ч.)
Специфика первичного производства адыгов, зависимость его от природных условий.
Садоводство и огородничество. Пчеловодство. Охота и животноводство. Домашняя
промышленность и ремесла.
Типологические особенности и этническая специфика культуры первичного производства
балкарцев. Скотоводство, охота, ткачество, горное земледелие, кузнечное и кожевенное
дело.
Культура жизнеобеспечения кабардинцев и балкарцев. Особенности поселений адыгов.
Тип адыгского жилища. Хозяйсвтенные постройки. Одежда. Распространение элементов
адыгского костюма в быте других народов. Традиционная пища адыгов. Система питания.
Особенности поселений балкарцев. Балкарские башни. Тип жилища и хозяйственных
построек. Специфика национальной одежды, украшений. Домашняя утварь. Основные
продукты питания и система питания.
Земельные отношения в Кабарде и Балкарии в XV — начала XX вв.
Торговля и обмен в системе жизнеобеспечения кабардинцев и балкарцев между собой, с
другими народами.
История экономической деятельности кабардинцев и балкарцев. Развитие экономических
связен Кабарды и Балкарии с другими регионами Северного Кавказа, с Россией, странами
Востока.
3. Общественные институты. (5 ч.)
Принципы и способы социализации у кабардинцев и балкарцев. Взгляды на воспитание.
Общие принципы трудовою воспитания. Трудовое воспитание в земледельческих и
скотоводческих хозяйствах. Народные игры как форма трудового воспитания.
Этические нормы кабардинцев, моральный кодекс «Адыге хабзэ». Понятие «совесть»,
«честь», «стыд». Рыцарский моральный кодекс, «Уэркъ хабзе». Отношение к женщине.
Культурные параллели со Спартой и рыцарским кодексом средневековой Европы.
Современные нормы культуры поведения.
Этические нормы балкарцев: «Тау адет», «Езден адет». Этикет как выражение степени
зависимости члена рода от воли и интересов рода. Обязанности индивида перед семьей и
родом и рода — перед индивидом. Этические нормы взаимоотношений родов и
индивидов.
Бытовой этикет кабардинцев и балкарцев: встреча, поведение за столом, оттенки
дистанции при общении. Традиции и народная педагогика.

Эстетический и этический идеал мужчины и женщины у адыгов и балкарцев. Образноэпическое отражение в фольклоре исторического пути развития народа, его нравственного
идеала.
4. Некоторые обычаи и традиции.(2 ч.)
Исторические традиции самоуправления у кабардинцев и балкарцев. «Хасе» и «Тёре», как
традиционные народнодемократические органы самоуправления кабардинцев и
балкарцев. «Адыгэ хабзе» (адыгские каноны), «Тау адет» (балкарские каноны), как
регулятивные нормы личных (семейных) и общественных, внутренних и внешних
отношений в Кабарде и Балкарии.
5. Семейная культура.(10 ч.)
Театральное и музыкальное искусство Кабардино-Балкарии. Значение театра в жизни
общества. Краткая история театра.
Истоки театрального искусства Кабардино-Балкарии: ритуальные и бытовые сцены (у
адыгов — вак 1уэдэкъ «начало пахоты», щ1эпщак1уэ «сцены, устраиваемые при
больном», хъэмтехьэ «начало молотьбы», цыщ «начало стрижки овец», унэише «ввод невесты в дом жениха», щауэишыж «возвращение жениха», у бал-карцев — сабан той
«праздник пахоты», кюрек бийге «обряд вызывания дождя», бичинге чькъгьан «выход на
сенокос», уучу той «праздник охоты», ындыр басхан «праздник обмолота», къыркъар
«начало стрижки овец», чоппа «осенний праздник завершения сельскохозяйственных
работ» и др.).
Искусство народных певцов-импровизаторов (джэгуак!уэ — у адыгов, халкъ жырчы — у
балкарцев и карачаевцев).
Народные актеры-импровизаторы (ажэгъафэ — у адыгов, теке или гябчи — у балкарцев и
карачаевцев). Обрядовые и детские игры у адыгов, балкарцев и карачаевцев.
Зарождение театрально-сценического искусства у адыгов: любительская драматическая
труппа, организованная в 1905 году в реальном училище кабардинским дворянином
Таусултаном Ше-ретлоковым. Постановки «Кушук и его невеста», «Казаноко Джа-баги».
Благотворительные театрализованные вечера в Екатеринодаре в 1908 году, 1914 гг.,
спектакли «Черкесская программа», и «Набег Кучука на Азов» (по мотивам одноименной
повести Хан-Гирея).
Развитие театральной культуры в Кабардино-Балкарии в 20-е годы. Первые
самодеятельные драматические кружки. Спектакли «Неграмотный — что слепой»,
«Одолели», «У кого лучше», «Зули», «Борьба за хлеб», «Мещане» М. Горького и
.«Ревизор» Н. В. Гоголя.
Открытие ТЮЗа в Нальчике в 1933 году. Спектакли ТЮЗа «Аул Гюдже», «Дальний путь».
Создание кабардинской театральной студии в 1933 году в Нальчике. Репертуар студии:
«Корогот» П. Шекихачева, «Любовь Яровая» К. Тренева, «Коварство и любовь»
Ф.Шиллера, «Платон Кречет» А. Корнейчука, «Мажид и Марьят» М.Тубаева, «Аул
Батыр» А. Шортанова и др.

Открытие Кабардинского колхозно-совхозного театра (1937 г.) и его репертуар.
Создание балкарской театральной студии в 1938 году.
Открытие балкарского колхозно-совхозного театра (1939 г,).
Первые шаги кабардинских и балкарских драматургов (Пшика и Шекихачев, Джансох
Налоев, Аскерби Шортаиов, Мухамед Афаунов, Омар Этезов, Берт Гуртуев, Сайд
Шахмурзаев и др.).
Кабардинский государственный драматический театр им. Али Шогашукова. Открытие
профессионального кабардинского драматического театра (1940 г.). Первые постановки:
«Женитьба Фигаро» П. Бомарше, «Таланты и поклонники» А. Н. Островского, «Каншоби
и Гуашагаг» 3. Кардангушева и др.
Послевоенный репертуар театра.
Обновление труппы одаренными выпускниками театральных учебных заведений.
Талантливые мастера кабардинской сцены: Арзрум Шериев, Калиса Балкарова, Куна
Дышекова, Мухарби Соинов, Буха Сибекова, Мурат Болов, Али Тухужеп, Хусейп Топкуев, Султан Коздохов, Пшизаби Мисостишхов, Купа Жекамухова и другие.
Режиссеры кабардинского театра: А. Шортаиов, X. Мидов, Л. Эркенов, С. Теуважев, Р.
Фиров.
Национальная драматургия на сцене кабардинского театрл: пьесы Пшикаиа Шекихачева,
Зелимхана Аксирова, Мухамеда Шха-гапсоева, Мухамеда Тубаева, Хаути Дударова,
Биберда Журтона, Хамиши Шекихачева, Бориса Утнжева и др.
Репертуар кабардинского театра. Гастрольные поездки.
Балкарский государственный драматический театр. Открытие профессионального
балкарского драматического театра (1940 г.). Первые постановки: «Овечий источник»
Лоне де Вега, «Бронепоезд 1/69» Вс. Иванова, «Проделки Скалена» Мольера, «Кровавая
свадьба» Р. Геляева.
Талантливые мастера балкарской сцены: М. Кучуков, III. Куч-мезова, О. Балаев, И.
Маммеев, З.Махиева, И.Джаитусв, Х.Юсупов.
Режиссеры балкарского театра: Н. Логотип, Е. Скляров, Б. Кулиев.
Национальная драматургия на сиене балкарского театрл — пьесы Иссы Боташева,
Ибрагима Маммеева, Алнма Теппеева, Жа-гафара Токумаева и др.
Репертуар бялкарского театра. Гостролыше поездки.
Русский драматический театр им. М. Горького. Открытие русского драматического театра
в г. Нальчике (1936 г.). Первые постановки: «Слава» В. Гусева, «Аристократы» и «Любовь
Яровая» К. Тренева, «Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского,
Талантливые мастера русского драматического театра: А, С. Яралов, А. Е. Матвеева, Н. Т,
Волошин, Н. Н. Сергеев, В. Б. Поздняков, М. Ф. Зуббэк, М. Н. Расторгуев и др.

Репертуар театра. Гастрольные поездки по стране.
Музыкальный театр. Открытие музыкального театра в г. Нальчике (1968 г.). Зарождение
национального балета. Первые балетные спектакли: «Лялюпа», «Аминах», «Даханаго»,
«Бахчисарайский фонтан» и др. Деятельность А. И. Проценко по созданию балетной
труппы. Талантливые артисты — X. Дашуков, Р. Хаку-лова, X. Архестов, Т. Энеев.
Произведения кабардинских и балкарских композиторов русской и зарубежной классики
на сиене музыкального театра: «Свадьба Фигаро» В.А.Моцарта, «Тропою грома» КараКараева, «Мадина» М. Балова и X. Карданова, «Свадьба Шамхуна» М. Балова и др.
Тлантливые артисты театра: М. Жилоков, X. Дабагов, Г. Тау-кенов, IIJ. Наршаова и др.
Режиссеры и балетмейстеры: А. Шереужев, Л. Эркснов, Б. Губ-жоков, А..Абидов.
Театр-студия «Коврик» и его репертуар.
Театр кукол, его репертуар. Роль театра в эстетическом воспи тании детей и подростков.
Государственный ансамбль песни и танца «Кабардинка». Создание ансамбля (1930 г.).
Репертуар коллектива. Гастрольные поездки по стране и за рубежом. Известные артисты
ансамбля: X. Дышеков, С. Шериева, М. Ульбашев, С. Тутуков, Б. Каширгов, С. Бсппаев,
П. Ашуров, Ф. Дышекова, К. Дзахмышев и др.
Ансамбль танца «Балкария» .Создание творческого коллектива (1990 г.), репертуар и
гастрольные поездки. Самодеятельные коллективы «Зори Кавказа», «Нальчанка»,
«Бжъамин».
Музыкальные традиции кабардинцев и балкарцев. Мпогожа-нропость традиционного
музыкального фольклора.
Музыка в быту народов. Приуроченные песни. Музыкально-поэтические особенности
архаического пласта народной музыки.
Эволюция песенного жанра. Нартские эпические песни — ведущий жанр эпохи
средневековья кабардинцев и балкарцев. Культура* феодального периода развития в
Кабарде и Балкарии. Ге-роико-исторические песни XVII, XVIII и XIX вв. — своеобразный
исторический документ, отразивший основные вехи развития кабардинцев и балкарцев в
эпоху позднего реализма.
Лирические песни, песни-плачи, отражение в них социальной несправедливости.
Современные кабардинские и балкарские песни.
Народные музыкальные инструменты: традиционные шикапшина, къыл къобуз, жия
къобуз, жора къобуз, къэмыл бжьамий, нюйуз, сыбызгъы, пхачич, пшыиэдыкуакъуэ,
Ьпэпшына, гыбыт къобуз, шах-шах, пыннуу. Органично взаимосвязанные народные
инструменты — пшынэ, къобуз, зурна, бубен.
Инструментальные наигрыши и танцевальная музыка. Музыкально-стилистическая
особенность. Сказители, исполнители народных песен и инструментальных наигрышей:
Л. Апюков, К- Си-жажев, Д. Малкандуев, Б. Пачев, X. Биттиров, Ш. Биттироп, А.

Хавиачев, Р. Атабиев, И. Кансоров, К. Каширгова, Ю. Чочаев, М. Чапаев, 3. Кардангушев,
О. Отаров.
Зарождение и развитие
композиторской школы.

профессиональной

музыки,

становление

национальной

Первые национальные композиторы: X. Карданов, М. Балов, композиторы 60—80-х годов:
Н. Османов, В. Молов, А. Байчекуев, Дж. Хаупа, М. Жеттеев, Т. Блаева, А. Казанов, А.
Рахаев, и их произведения.
Музыканты и музыковеды: С. Абаеп, Ю. Темирканов, Ю. Би-цуев, Б. Мизов, Н.
Гасташева, Л. Кульбаева, 3. Тутов, X. Хавпа-чев, Ю. Карданова, Б. Ашхотов.
Влияние музыки народов Кабардино-Балкарии на музыкальное творчество А. Алябьева,
М. Балакирева, И. Мясковского, С. Прокофьева, А. Гольденвейзера, А. Александрова, А.
Крейна, С. Фрейн-берга и др.
Дирижеры: X. Афаунов, И. Щербаков, Б. Темирканов.
Изобразительное искусство. Основы изобразительного искусства. Живопись. Графика.
Скульптура. Декоративно-прикладное и монументально-декоративное искусство.
Народное творчество.
Народное творчество кабардинцев и балкарцев. Традиционное. Современное.
Проблемы взаимовлияния национальных культур и отражение этого процесса в
изобразительном искусстве.
Народное декоративно-прикладное искусство. Адыгские арджс-ны (циновки). Вышивание
по ткани, кожаным изделиям. Художественная резьба по дереву. Балкарские киизы,
кузнечные изделии.
Мастера декоративно-прикладного искусства и народного творчества.

Календарно – тематическое планирование по курсу
«КУЛЬТУРА НАРОДОВ КАБАРДИНО – БАЛКАРИИ»
10 «А» КЛАСС.
№

Тема

Дата

Кол-во
часов

По плану

1 Введение в курс «КНКБ»

1

Глава 1. Культура жизнеобеспечения
(экономика и материальная культура)
2 Земледелие.

18
1

09.09.23

3 Некоторые обычаи и традиции, связанные с
земледелием.
4 Скотоводство.

1

16.09.23

1

23.09.23

5 Охота.

1

30.09.23

6 Пчеловодство.

1

07.10.23

7 Крестьянские промыслы.

1

14.10.23

8 Пути сообщения и средства передвижения.

1

21.10.23

9 Поселения кабардинцев.
10 Поселения балкарцев.

1
1

28.10.23
11.11.23

11 Усадьба и жилище кабардинцев.

1

18.11.23

12 Усадьба и жилище балкарцев.

1

25.11.23

1

29.11.23

1
1
1
1
1
1

02.12.23
09.12.23
16.12.23
23.12.23
30.12.23
13.01.24

6
1
1
1

20.01.24
27.01.24
03.02.24

1
1
1

10.01.24
17.02.24
02.03.24

8
1
1

09.03.24
16.03.24

13 Традиции и обычаи, связанные со
строительством жилища.
14 Внутреннее убранство жилищ.
15 Хозяйственные постройки.
16 Одежда.
17 Пища
18 Общественная взаимопомощь.
19 Обобщение и систематизация по теме
«Материальная культура»
Глава 2. Общественные институты.
20 Княжеские съезды - советы.
21 Народные собрания – хасэ.
Съезд доверенных Кабарды и Горских
22 обществ.
23 Сельские сходы.
24 Судебные органы.
25 Обобщение и систематизация знаний по теме
«Общественные институты».
Глава 3. Некоторые обычаи и традиции.
26 Гостеприимство.
27 Куначество.

02.09.23

По факту

28
29
30
31
32
33
34

Аталычество.
Другие формы искусственного родства.
Кровная месть.
ПОУ «Обычаи и традиции».
Итоговое занятие.
Защита презентаций.
Защита презентаций

1
1
1
1
1
1
1

23.03.24
06.04.24
13.04.24
20.04.24
27.04.24
11.05.24
18.05.24

Календарно – тематическое планирование по курсу
«КУЛЬТУРА НАРОДОВ КАБАРДИНО – БАЛКАРИИ»
10 «Б» КЛАСС.
№

Тема

Дата

Кол-во
часов

По плану

1 Введение в курс «КНКБ»

1

Глава 1. Культура жизнеобеспечения
(экономика и материальная культура)
2 Земледелие.

18
1

13.09.23

3 Некоторые обычаи и традиции, связанные с
земледелием.
4 Скотоводство.

1

27.09.23

1

04.10.23

5 Охота.

1

11.10.23

6 Пчеловодство.

1

18.10.23

7 Крестьянские промыслы.

1

25.10.23

8 Пути сообщения и средства передвижения.

1

08.11.23

9 Поселения кабардинцев.
10 Поселения балкарцев.

1
1

15.11.23
22.11.23

11 Усадьба и жилище кабардинцев.

1

29.11.23

12 Усадьба и жилище балкарцев.

1

06.12.23

1

13.12.23

1
1
1
1
1
1

20.12.23
27.12.23
10.01.24
17.01.24
24.01.24
31.01.24

6
1
1
1

07.02.24
14.02.24
21.02.24

1
1
1

28.02.24
06.03.24
13.03.24

8
1
1

20.03.24
03.04.24

13 Традиции и обычаи, связанные со
строительством жилища.
14 Внутреннее убранство жилищ.
15 Хозяйственные постройки.
16 Одежда.
17 Пища
18 Общественная взаимопомощь.
19 Обобщение и систематизация по теме
«Материальная культура»
Глава 2. Общественные институты.
20 Княжеские съезды - советы.
21 Народные собрания – хасэ.
Съезд доверенных Кабарды и Горских
22 обществ.
23 Сельские сходы.
24 Судебные органы.
25 Обобщение и систематизация знаний по теме
«Общественные институты».
Глава 3. Некоторые обычаи и традиции.
26 Гостеприимство.
27 Куначество.

06.09.23

По факту

28
29
30
31
32
33
34

Аталычество.
Другие формы искусственного родства.
Кровная месть.
ПОУ «Обычаи и традиции».
Итоговое занятие.
Защита презентаций.
Защита презентаций

1
1
1
1
1
1
1

10.04.24
17.04.24
24.04.24
08.05.24
15.05.24
22.05.24
22.05.24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».