Рабочая программа по биологии 11 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по биологии разработана на основе:
● требований федерального государственного образовательного стандарта общего
образования;
● санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ
(утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
29.12.2010г. № 189)
● учебного плана ГБОУ гимназии № 622 на 2018-2019 учебный год;
● основной образовательной программы ГБОУ гимназия № 622;
● примерной программы по биологии к учебнику для 10-11 кл. общеобразовательных
учреждений / Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др.; под ред. Д.К. Беляева, Г.М.
Дымшица. – М.: Просвещение, 2012, требований к уровню подготовки.
Рабочая программа учебного предмета «Биологии» (далее Рабочая
программа) ориентирована на учащихся 11 классов и составлена на основе
Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам
освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего
образования.
Биологическое образование является обязательной и неотъемлемой частью общего
образования на всех ступенях школы.
1.1. Место учебного предмета в учебном плане
Реализация рабочей программы курса биологии для 11 класса общеобразовательных школ
(базовый уровень) рассчитана на 34 часа (из расчета один учебный час в неделю) в
соответствии с учебным планом образовательного учреждения.
Рабочая программа конкретизирует содержание стандарта, дает распределение учебных
часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов с
учетом межпредметных и внутрипредметных связей. В образовательной программе
определен перечень лабораторных и практических работ.
В связи с объёмом изучаемого материала и дефицитом времени большинство
практических работ включено в состав комбинированного урока или уроков изучения
нового материала и могут оцениваться по усмотрению учителя. Некоторые практические
работы, требующие длительного выполнения, рекомендованы в качестве домашнего
задания.
1.2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ:
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому
и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед
Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость
использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение
личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ
культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с
российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и
государств, находившихся на территории современной России); интериоризация
гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального

российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов
мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и
построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам
(способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное
отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных
норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях
народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках,
поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об
основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и
истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской
государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни
человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению;
уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде.
Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
4.Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его
мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и
способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания
(идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к
конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа
допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как
конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению
переговоров).
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в
пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных
и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе
упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые
формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие,
готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения,
продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами;
идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение
компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей
созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального
творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности,
самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера,
формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности,

рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации
собственного лидерского потенциала).
7.Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация
правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных
ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на
дорогах.
8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать
художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей
духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации
общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира;
способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации
в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры
своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в
общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к
традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой
ценности).
9.Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному
уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной
рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях
(готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к
художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе
экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ООП
Метапредметные результаты, включают освоенные обучающимися межпредметные
понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные,
коммуникативные).
Межпредметные понятия
Условием формирования межпредметных понятий, например, таких как система, факт,
закономерность, феномен, анализ, синтез, является овладение обучающимися основами
читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в
проектной деятельности. В основной школе на всех предметах будет продолжена работа
по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют
чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения
образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и
перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и
социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в
систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации
отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».



При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретённые на
первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с
текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том
числе:
систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать
информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;























выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание
выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в
виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических
схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной
деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию
самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и
эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на
практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства,
принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат
возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску
нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения. В
соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий:
регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые
задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный
результат;
ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих
возможностей;
формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и
обосновывая логическую последовательность шагов.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач. Обучающийся сможет:
определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей
и составлять алгоритм их выполнения;
обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и
познавательных задач;
определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения
учебной и познавательной задачи;
выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры,
ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую
последовательность шагов);
выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для
решения задачи/достижения цели;
составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и
находить средства для их устранения;
описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии
решения практических задач определенного класса;
планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

























3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и
критерии оценки своей учебной деятельности;
систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых
результатов и оценки своей деятельности;
отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль
своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия
планируемого результата;
находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся
ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа
изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками
процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение
характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения. Обучающийся сможет:
определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для
выполнения учебной задачи;
свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели
и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным
критериям в соответствии с целью деятельности;
обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих
внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и
деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной
деятельности и делать выводы;
принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы
выхода из ситуации неуспеха;
ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры
этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний
для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности),
эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации
(повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД





























6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся
сможет:
подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и
свойства;
выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему
слов;
выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их
сходство;
объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать,
классифицировать и обобщать факты и явления;
выделять явление из общего ряда других явлений;
определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между
явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной
данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных
явлений к общим закономерностям;
строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие
признаки;
излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и
применять способ проверки достоверности информации;
вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и
исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы
представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее
вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно
осуществляя причинно-следственный анализ;
делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод
собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные
логические связи с помощью знаков в схеме;
создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением
существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в
соответствии с ситуацией;
преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную
предметную область;
переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или
формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее
алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;






























строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта,
исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной
ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
8. Смысловое чтение.
Обучающийся сможет:
находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста,
структурировать текст;
устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
резюмировать главную идею текста;
преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст
(художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный,
информационный, текст non-fiction);
критически оценивать содержание и форму текста.
9. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации. Обучающийся сможет:
определять свое отношение к природной среде;
анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие
другого фактора;
распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите
окружающей среды;
выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные
работы.
10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и
других поисковых систем. Обучающийся сможет:
определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации
результатов поиска;
соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
11. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
определять возможные роли в совместной деятельности;
играть определенную роль в совместной деятельности;
принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение
(точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или
препятствовали продуктивной коммуникации;
строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;



























корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь
выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом
эквивалентных замен);
критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность
своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
выделять общую точку зрения в дискуссии;
договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной
перед группой задачей;
организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять
роли, договариваться друг с другом и т. д.);
устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные
непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания
диалога.
12. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью. Обучающийся сможет:
определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми
(диалог в паре, в малой группе и т. д.);
представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной
деятельности;
соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с
коммуникативной задачей;
высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках
диалога;
принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием
необходимых речевых средств;
использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых
блоков своего выступления;
использовать невербальные средства или наглядные материалы,
подготовленные/отобранные под руководством учителя;
делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после
завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
13. Формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для
решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи
своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями
коммуникации;
выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель
решения задачи;
использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче
инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения
информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление,
написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;





























использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать
информационную гигиену и правила информационной безопасности.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
знать/понимать
основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина);
учения В.И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей
изменчивости;
строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем
(структура);
сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие
искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование
видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
вклад выдающихся учёных в развитие биологической науки;
биологическую терминологию и символику;
уметь
объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад
биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира;
единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние
алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние
мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи
организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений
развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены
экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы
скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
описывать особей видов по морфологическому критерию;
выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в
окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому
составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и
агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор,
половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения
жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия
собственной деятельности в окружающей среде;
изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных
текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных,
ресурсах Интернета) и критически её оценивать;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов,
вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной
среде;
оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми
продуктами;









оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии
(клонирование, искусственное оплодотворение).
Учащийся получит возможность научиться:
осознанноиспользоватьзнанияосновныхправилповедениявприродеиосновздоровогообразажизнивбыту;
выбиратьцелевыеисмысловыеустановкивсвоихдействияхипоступкахпоотношениюкживой
природе,здоровьюсвоемуиокружающих;
ориентироваться в системе познавательных ценностей —
восприниматьинформациюбиологическогосодержаниявнаучнопопулярнойлитературе,средствахмассовойинформациииинтернетресурсах,критическиоцениватьполученнуюинформацию,анализируяеесодержаниеиданные
обисточникеинформации;
создавать собственные
письменные и устные сообщенияобиологическихявленияхипроцессахнаосновенескольких
источниковинформации, сопровождать выступление презентацией, учитывая
особенности аудитории сверстников.
1.3. Формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся.
Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в форме устных опросов, тестов по
окончании каждого раздела и подраздела, а также в виде презентаций проектных работ
(групповых и индивидуальных). Промежуточная аттестация производится на основании
текущих оценок за период и результатов аттестационных работ в течение каждой четверти
и в конце учебного года.
Реализация рабочей программы рассчитана на 34 часов (из расчета один учебный час в
неделю).

1.4. Критерии и нормы оценки знаний
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего программного материала;
полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей,
теорий,взаимосвязей.
2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять
главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами,
фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ,обобщения, выводы;
устанавливать межпредметные связи (на основе ранее приобретённых знаний) и
внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой
ситуации; последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный
материал. Умеет составлять ответ в логической последовательности с использованием
принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение
и истолкование основных понятий, законов, теорий. Может при ответе не повторять
дословно текст учебника; излагать, материал литературным языком; правильно и
обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя; самостоятельно и
рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник,
дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений
при ведении записей, сопровождающих ответ; использовать для доказательства выводов
из наблюдений иопытов.
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении
проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко
исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами,

1.

2.

3.

1.
2.

3.

1.

2.
3.

1.
2.
1.

чертежами, схемами, графиками, картами, сопутствующими ответу; записи,
сопровождающие ответ, соответствуюттребованиям.
Оценка "4" ставится, если ученик:
Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и
правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и
недочёты при воспроизведении изученного материала, небольшие неточности при
использовании научных терминов или в выводах, обобщениях из наблюдений. Материал
излагает в определённой логической последовательности, при этом допускает одну
негрубую ошибку или не более двух недочётов, которые может исправить самостоятельно
при требовании или небольшой помощи преподавателя; подтверждает ответ конкретными
примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросыучителя.
Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании
фактов и примеров обобщать, делать выводы. Устанавливать внутрипредметные связи.
Может применять полученные знания на практике в
видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи;
использовать при ответе научныетермины.
Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником,
первоисточником (правильно ориентируется, но работает медленно).
Оценка "3" ставится, еслиученик:
Усваивает основное содержание учебного материала, но имеет пробелы, не
препятствующие дальнейшему усвоению программногоматериала.
Излагает материал несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
показываетнедостаточную сформированность отдельных знаний и умений; слабо
аргументирует выводы и обобщения, допускает ошибки при их формулировке; не
использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, опытов или
допускает ошибки при их изложении; даёт нечёткие определения понятий.
Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач
различных типов, практических заданий; при объяснении конкретных явлений на основе
теорий и законов; отвечает неполно на вопросы учителя или воспроизводит содержание
текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное
значение в этом тексте, допуская одну-две грубыеошибки.
Оценка "2" ставится, если ученик:
Не усваивает и не раскрывает основное содержание материала; не знает или не понимает
значительную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; не
делает выводов и обобщений.
Имеет слабо сформированные и неполные знания, не умеет применять ихпри решении
конкретных вопросов, задач, заданий по образцу.
При ответе на один вопрос допускает более двух грубых ошибок, которые не может
исправить даже при помощиучителя.
Примечание. При окончанию устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ
ответа, объявляется мотивированная оценка, возможно привлечение других учащихся для
анализа ответа.
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за
самостоятельныеписьменные работы.
Оценка «5» ставится, если ученик:
Выполняет работу без ошибок и /или/ допускает не более одногонедочёта.
Соблюдает культуру письменной речи; правила оформления письменных работ.
Оценка «4» ставится, еслиученик:
Выполняет письменную работу полностью, но допускает в ней не более одной негрубой
ошибки и одного недочёта и /или/ не более двухнедочётов.

2. Соблюдает культуру письменной речи, правила оформления письменных работ,но

1.
2.

3.

1.
2.
3.

1.
2.

3.

4.

1.

2.

1.

2.

3.

допускает небольшие помарки при ведении записей.
Оценка «3» ставится, если ученик:
Правильно выполняет не менее половиныработы.
Допускает не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой, одной негрубой
ошибки и одного недочёта, или не более трёх негрубых ошибок, или одной негрубой
ошибки и трёх недочётов, или при отсутствии ошибок, но при наличии пяти недочётов.
Допускает незначительное несоблюдение основных норм культурыписьменной речи,
правил оформления письменныхработ.
Оценка «2» ставится, если ученик:
Правильно выполняет менее половины письменнойработы.
Допускает число ошибок и недочётов, превосходящее норму, при которой может быть
выставлена оценка"3".
Допускает значительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи,
правил оформления письменныхработ.
Примечание. - учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая
предусмотрена нормами, если им работа выполнена в оригинальном варианте. - оценки с
анализом работ доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке;
предусматривается работа над ошибками и устранение пробелов в знаниях и умениях
учеников.
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за практические
илабораторные работы.
Оценка «5» ставится, если:
Правильной самостоятельно определяет цель данных работ; выполняет работу в полном
объёме с соблюдением необходимой ' последовательности проведения опытов, измерений.
Самостоятельно, рационально выбирает и готовит для выполнения работ необходимое
оборудование; проводит данные работы в условиях, обеспечивающих получение наиболее
точныхрезультатов.
Грамотно, логично описывает ход практических (лабораторных) работ,правильно
формулирует выводы; точно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки,
чертежи, графики, вычисления.
Проявляет организационно-трудовые умения: поддерживает чистоту рабочего места,
порядок на столе, экономно расходует материалы; соблюдает правила техники
безопасности при выполненииработ.
Оценка «4» ставится, если ученик:
Выполняет практическую (лабораторную) работу полностью в соответствии с
требованиями при оценивании результатов на "5", но допускает в вычислениях,
измерениях два - три недочёта или одну негрубую ошибку и одиннедочёт.
При оформлении работ допускает неточности в описании хода действий; делает неполные
выводы при обобщении.
Оценка «3» ставится, если ученик:
Правильно выполняет работу не менее, чем на 50%, однако объём выполненной части
таков, что позволяет получить верные результаты и сделать выводы по основным,
принципиальным важным задачамработы.
Подбирает оборудование, материал, начинает работу с помощью учителя; или в ходе
проведения измерений, вычислений, наблюдений допускает ошибки, неточно
формулирует выводы,обобщения.
Проводит работу в нерациональных условиях, что приводит к получению результатов с
большими погрешностями; или в отчёте допускает в общей сложности не более двух

ошибок (в записях чисел, результатов измерений, вычислений, составлении графиков,
таблиц, схем и т.д.), не имеющих для данной работы принципиального значения, но
повлиявших на результатвыполнения.
4. Допускает грубую ошибку в ходе выполнения работы: в объяснении, в оформлении, в
соблюдении правил техники безопасности, которую ученик исправляет по
требованиюучителя.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1. Не определяет самостоятельно цель работы, не может без помощи учителя подготовить
соответствующее оборудование; выполняет работу не полностью, и объём выполненной
части не позволяет сделать правильныевыводы.
2. Допускает две и более грубые ошибки в ходе работ, которые не может исправить по
требованию педагога; или производит измерения, вычисления, наблюденияневерно.
























Общая классификация ошибок.
При оценке знаний, умений, навыков следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые),
недочёты в соответствии с возрастом учащихся.
Грубыми считаются ошибки:
незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений, теории,
незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения,
наименований этихединиц;
неумение выделить в ответе главное; обобщить результатыизучения;
неумение применить знания для решения задач, объясненияявления;
неумение читать и строить графики, принципиальныесхемы;
неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт,
наблюдение, сделать необходимые расчёты или использовать полученные данные для
выводов;
неумение пользоваться первоисточниками, учебником,справочником;
нарушение техники безопасности, небрежное отношение к оборудованию,
приборам,материалам.
К негрубым относятся ошибки:
неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий,вызванная неполнотой
охвата основных признаков определяемого понятия или заменой 1 - 3 из этих признаков
второстепенными;
ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением
цены деленияшкалы;
ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий
работы прибора,оборудования;
ошибки в условных обозначениях на схемах, неточность графика;
нерациональный метод решения задачи, выполнения части практической работы,
недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики изложения, подмена
отдельных основных вопросоввторостепенными);
нерациональные методы работы со справочнойлитературой;
Недочётами являются:
нерациональные приёмы вычислений и преобразований, выполнения опытов,
наблюдений, практическихзаданий;
арифметические ошибки ввычислениях;
небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков,таблиц;
орфографические и пунктационныеошибки.

Принципы оценки метапредметных результатов
Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты,
соответствующие учебным целям. Оцениваться с помощью отметки могут только
результаты деятельности ученика, но не его личные качества. Критерии оценивания и
алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся. Они могут
вырабатываться ими совместно. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы
учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и
привычку к самооценке.








Оценка метапредметных результатов ведется через
наблюдение и анализ устных ответов обучающихся и их листа самоконтроля;
самооценку учащихся с выбором дифференцированного домашнего задания;
письменные работы по предмету, содержащие задания для формирования
метапредметных навыков;
результаты выполнения специально сконструированных диагностических задач,
направленных на оценку уровня сформированности
конкретного вида УУД;
результаты выполнения комплексных заданий на межпредметной основе.


Рабочая программа по Биологии составлена в соответствии с Основной
образовательной программой среднего общего образования МБОУ школы №3
ООП СОО, Федеральным
компонентом государственных образовательных
стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего
образования, утвержденных приказом Минобразования РФ 5 марта 2004г. №1089 с
изменениями и дополнениями и на основании авторской программы под
руководством Д.К. Беляева, Г.М.Дымшица., программа для общеобразовательных
учреждений 10-11 классы, Москва., Просвещение 2018.
Курс рассчитан на 2 часа в неделю, всего 68 часа в год
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСА
Цель:



освоение знаний о биологических системах (клетка, организм); истории развития
современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в
биологической науке; роли биологической науки в формировании современной
естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
Задачи:





овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в
практической деятельности людей, развитии современных технологий; находить и
анализировать информацию о живых объектах;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших
в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития
современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез в
ходе работы с различными источниками информации;
воспитание убежденности в возможности познания живой природы,
необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью;
уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;



использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для
оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде,
здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер
профилактики заболеваний.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Содержание курса соответствует авторской программе с изменениями и
дополнениями. В авторскую программу внесены следующие изменения в
соответствии с федеральным базисным учебным планом для среднего (полного)
общего образования программа рассчитана на преподавание курса биологии в 11 классе
в объеме 1 час в неделю. В соответствии с учебным планом МБОУ школа № 3, из
компонента общеобразовательного учреждения добавлен 1 час. Данная программа
рассчитана на преподавание курса биологии в 11 классе в объеме 2 часа в неделю. 68
часов.Расширено количество часов на темы:

Свидетельства эволюции (4 ч) ( 5 ч)
Факторы эволюции
(9 ч) (16 ч)
Возникновение и развитие жизни на Земле ( 4 ч ) (10 ч )
Происхождение человека (5 ч ) (6 ч )
Организм и окружающая среда (7 ч ) (13 ч )
Биосфера (3 ч ) ( 5 ч )
Биологические основы охраны природы. ( 2 ч ) ( 5 ч )
Повторение - 8ч
Тематический план
№

Название раздела, темы

Количес
тво
часов

Раздел 1:Эволюция
Глава: Свидетельства эволюции
Глава: Факторы эволюции
Глава: Возникновение и развитие жизни на Земле
Глава: Происхождение человека

37
5
16
10
6

2.

Раздел 2. Экосистемы
Глава: Организм и окружающая среда
Глава: Биосфера
Глава: Биологические основы охраны природы.
Повторение

26
13
5
5
8

6.

Итого

1.

Количество
контрольных работ
(лабораторных,
практических или
диктантов и т.д.)
3
Л.р. 3

4
ПР- 2
ПР-1
ПР -1

68

7

Теория эволюции (37 ч)
Развитие эволюционных идей, эволюционная теория Ч.Дарвина. Синтетическая теория
эволюции. Свидетельства эволюции живой природы. Микроэволюция и макроэволюция.

Вид, его критерии. Популяция - элементарная единица эволюции. Движущие силы
эволюции, их влияние на генофонд популяции. Направление эволюции.
Лабораторные работы:
1.«Морфологические особенности растений различных видов»
2.«Изменчивость организмов»
3.«Приспособленность организма к среде обитания».
Основные понятия. Эволюция.
Вид. Популяция. Критерии вида. Борьба за
существование. Естественный отбор. Движущий отбор. Стабилизирующий отбор.
Волны жизни (популяционные волны). Видообразование. Дрейф генов. Изоляция.
Миграции. Гомологичные органы. Рудименты. Атавизмы. Аналогичные органы.
Генетический
полиморфизм
популяций.
Аллопатрическое
видообразование.
Симпатрическое видообразование. Биологический прогресс. Биологический регресс.
Ароморфоз. Идиоадаптации. Общая дегенерация. Дивергенция. Конвергенция.
Параллелелизм. Биогенетический закон. Закон зародышевого сходства. Синтетическая
теория эволюции. Дарвинизм. Приспособленность к среде. Дизруптивный отбор.
Необратимость эволюции. Биогеография. Эндемики. Реликты. Палеонтологический ряд.
Филетическая эволюция. Филогенез. Популяционная генетика. Биологическая
стабилизация. Палеонтология. Ископаемые переходные формы.
Движущие силы
эволюции.
Развитие жизни на Земле ( 10 ч)
Гипотезы происхождения жизни на Земле. Основные этапы эволюции органического мира
на Земле. Многообразие организмов как результат эволюции. Принцип классификации,
систематика..Современные представления о происхождении человека. Эволюция человека
(антропогенез). Движущие силы антропогенеза. Расы человека, их происхождение и
единство
Основные понятия. Палеонтология. Палеонтологическая летопись. Реликты.
Палеонтологический ряд. Филогенез. Ископаемые переходные формы. Эра. Период.
Антропология.
Антропогенез.
Австралопитеки.
Дриопитеки.
Питекантропы.
Синантропы. Кроманьонцы. Неандертальцы. Расы. Метисация. Расизм. Движущие силы
антропогенеза.
Демонстрация скелетов человека и животных, моделей, таблиц; схем, отражающих
основные этапы антропогенеза и происхождение человеческих рас; видеофильмов об
основных этапах эволюции человека.
Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ: «Критерии вида»,
«Популяция — структурная единица вида, единица эволюции», «Движущие силы
эволюции», «Возникновение и многообразие приспособлений у организмов»,
«Образование новых видов в природе»,«Эволюция растительного мира», «Эволюция
животного мира», «Редкие и исчезающие виды»,«Формы сохранности ископаемых
растений и животных», «Движущие силы антропогенеза», «Происхождение человека»,
«Происхождение человеческих рас.
Организмы и окружающая среда (9 ч)
Экологические факторы и их влияние на организмы. Приспособления организмов к
действию экологических факторов. Экологическая ниша.

Биогеоценоз. Экосистема. Разнообразие экосистем. Взаимоотношения популяций разных
видов в экосистеме. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Устойчивость и
динамика экосистем. Последствия деятельности человека на экосистемы. Последствия
влияния деятельности человека на экосистемы. Сохранение биоразнообразия как основа
устойчивости экосистемы.
Структура биосферы. Закономерности существования биосферы. Круговорот веществ в
биосфере.
Роль человека в биосфере. Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблемы
устойчивого развития. Перспективы развития биологических наук.
Демонстрация коллекций, гербариев, живых организмов, моделей, аппликаций; схем,
отражающих структуру биосферы и ее отдельные части, круговороты веществ в биосфере;
примеров различных видов биотических взаимоотношений; карт, отражающих
распространенность основных биомов суши; видеофильмов о структуре сообществ,
экосистем и биосферы, приспособленности организмов к среде и действию экологических
факторов; о типах биотических взаимоотношений; портретов ученых – экологов и их
биографий.
Практические работы:
1. Оценка влияния температуры воздуха на человека
2. Аквариум как модель экосистемы
3.Сравнительная характеристика природных и нарушенных экосистем
4.Определение качества воды водоема
Основные понятия. Экология. Экологический фактор. Экологический спектр вида.
Экологическая валентность вида. Биологический оптимум. Биологический пессимум.
Синэкология. Аутэкология. Биотические факторы. Абиотические факторы.
Антропогенные факторы. Ограничивающие (лимитирующие) факторы. Пойкилотермные
организмы. Гомойотермные организмы. Эврибионты. Стенобионты. Фототропизм.
Фотопериодизм. Среды жизни. Экологическая ниша. Симбиоз. Кооперация. Мутуализм.
Комменсализм. Хищничество. Паразитизм. Конкуренция. Аменсализм. Нейтрализм.
Популяция. Структура популяции. Биогеоценоз. Биоценоз. Биологическое сообщество.
Экосистема. Трофический уровень. Продуценты. Консументы. Редуценты. Пищевая
цепь. Пищевая сеть. Экологическая пирамида. Биогеохимический цикл. Агроценоз.
Биосфера. Биомасса Земли. Биологическая продуктивность. Живое вещество биосферы.
Внешняя среда. Сукцессия.
Демонстрация.
Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ: «Экологические
факторы и их влияние на организмы», «Биологические ритмы», «Межвидовые отношения:
паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз», «Ярусность растительного
сообщества», «Пищевые цепи и сети», «Экологическая пирамида», «Круговорот веществ и
превращения энергии в экосистеме», «Экосистема», «Агроэкосистема», «Биосфера»,
«Круговорот углерода в биосфере», «Биоразнообразие»,«Глобальные экологические
проблемы», «Последствия деятельности человека в окружающей среде. «Биосфера и
человек», «Заповедники и заказники России».
Повторение -8 часов
ТРЕБОВАНИЯ

К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
знать



вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
биологическую терминологию и символику;

уметь


объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад
биологических теорий в формировании современной естественнонаучной картины
мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов;
отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие
зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; причины
наследственных заболеваний, мутаций;
 решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы
скрещивания;
 выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно);
 сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой
природы), зародыши человека и других млекопитающих, процессы (половое и
бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
 находить информацию о биологических объектах в различных источниках
(учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных
базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
 соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний,
стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
 оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении
пищевыми продуктами;
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии
(клонирование, искусственное оплодотворение

КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№
Наименование разделов и тем
урок
ов

1

Раздел 1. Эволюция
Глава 1.Свидетельства эволюции-5 ч.
Вводный инструктаж. Возникновение и развитие
эволюционной биологии

2

Молекулярные свидетельства эволюции

3

Морфологические и эмбриологические свидетельства
эволюции

4

Палеонтологические и биогеографические
свидетельства эволюции

5

Обобщающий урок по теме: Свидетельства эволюции
Глава 2.Факторы эволюции -16 ч

6

Популяционная структура вида. Вид. Критерии вида.
Популяция

7

Л.р.№1 «Морфологические особенности растений
различных видов»

8

Наследственная изменчивость – исходный материал
для эволюции

9

Наследственная изменчивость – исходный материал
для эволюции Роль изменчивости в эволюционном
процессе

10

Л.р.№2 «Изменчивость организмов»

11

Направленные и случайные изменения генофондов в
ряду поколений

12

Формы естественного отбора в популяциях. Движущий
отбор, стабилизирующий отбор

13

Формы естественного отбора в популяциях .
Дизруптивный отбор, половой отбор.

14

Возникновение адаптаций в результате естественного
отбора. Покровительственная окраска.
Предостерегающая окраска

15

Возникновение адаптаций в результате естественного
отбора. Подражающая окраска. Ароморфоз.
Идиоадаптация. Биологический прогресс.

Кол-во
часов

Дата проведения
По
программе

По факту

16

Л/р №3. Приспособленность организма к среде
обитания.

17

Видообразование : географическое видообразование,
экологическое видообразование

18

Видообразование. Прямые наблюдения процесса
эволюции

19

Макроэволюция.

20

Микроэволюция

21

Обобщающий урок по теме: Факторы эволюции
Глава 3. Возникновение и развитие жизни на Земле.-10
ч

22

Современные представления о возникновении жизни.
Абиогенез.

23

Современные представления о возникновении жизни.
Биогенез.

24

Основные этапы развития жизни .Геохронология.
Глобальные катастрофы.

25

Развитие жизни в криптозое. Первые следы жизни на
Земле

26

Развитие жизни в палеозое. Основные ароморфозы в
эволюции растений и животных. Эволюция растений.
Возникновение позвоночных

27

Развитие жизни в мезозое

28

Развитие жизни в кайнозое

29

Многообразие органического мира.

30

Многообразие органического мира. Систематика

31

Обобщающий урок по теме «Возникновение и
развитие жизни на Земле»
Глава 4. Происхождение человека-6 ч

32

Положение человека в системе живого мира

33

Предки человека: австралопитеки. Первые
представители рода Номо: Человек умелый, Человек
прямоходящий

34

Появление Человека разумного. Неандертальский
человек. Человек современного типа.

35

Факторы эволюции человека. Биологические факторы

эволюции человека. Социальные факторы эволюции
человека.
36

Эволюции современного человека . Человеческие расы

37

Обобщающий урок по теме: Происхождение человека
Раздел 2.Экосистема
Глава 5. Организмы и окружающая среда -13 ч

38

Взаимоотношения организма и среда.
Приспособленность организма

39

ПР №1 « Оценка влияния температуры воздуха на
человека

40

Популяция в экосистеме.

41

.Экологическая ниша межвидовые отношения

42

Межвидовые отношения

43

Сообщества и экосистемы

44

Трофические сети.

45

Трофические сети и экологические пирамиды

46

Экосистема: устойчивость и динамика.

47

Экосистема: Консорции. Флуктация. Сукцессия.

48

ПР №2 Аквариум как модель экосистемы

49

Биоценоз и биогеоценоз

50

Влияние человека на экосистемы. Агроэкосистемы
Глава 6. Биосфера - 5 ч

51

Биосфера и биомы

52

Живое вещество и биогеохимические круговороты в
биосфере

53

Биосфера и человек. Концепция устойчивого развития.

54

ПР№3 « Сравнительная характеристика природных и
нарушенных экосистем»

55

Обобщающий урок по теме: Биосфера
Глава 7. Биологические основы охраны природы - 5ч

56

Охрана видов и популяций. Возможные причины
вымирания видов и популяций.

57

Охрана экосистем

58

Биологический мониторинг

59

ПР№4 Определение качества воды водоема

60

Обобщающий урок по теме: Биологические основы
охраны природы
Повторение – 8ч

Подготовка к ЕГЕ

61

Основы селекции и биотехнологии

62

Генетика и ее задачи. Основные генетические понятия

63

Закономерности наследственности, их цитологические
основы. Законы Г. Менделя

64

Решение генетических задач

65

Изменчивость признаков у организмов. Виды мутаций.

66

Систематика. Основные систематические категории.
Живой природы Уровни организации

67

Клетка как биологическая система. Клеточная теория.
Сравнительная характеристика клеток растений,
животных, бактерий, грибов.

68

Решение цитологических задач

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ:
Основная литература:
1. Биология 10 -11 классы: рабочая программы для общеобразовательных учреждений:
базовый уровень /Г. М. Дымшиц , О.В. Саблина. – М.:Просвещение, 2018.
2. Методическое пособие «Поурочные тесты и задания» Г.И. Лернер. Москва. ЭКСМО, 2009.
3. Биология. 11 класс: поурочные планы. – Волгоград6 Учитель, 2009. – 351с.
6 «Учебно – тренировочные материалы для подготовки учащихся к ЕГЭ». Интеллект – центр,
2008.
7. Мухамеджанов И.Р. «Тесты, задачи, блицопросы»: 10 – 11 классы. М.: ВАКО, 2006-09-07
8. П.Н. Ермаков, Ю.В. Щербатых. Биология в вопросах и ответах. – Ростов н/Д.: Изд-во Рост. унта, 1993. – 240с.
9 .Р.Г. Заяц и др. Биология для абитуриентов: вопросы, ответы, тесты, задачи. – Минск:
Юнипресс, 2007. – 816с.
10. Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание).
11. «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к
учебникам линии В.В. Пасечника) (http://school-collection.edu.ru/).
12. www.bio.1september.ru– газета «Биология» -приложение к «1 сентября».
13. http://bio.1september.ru/urok/ - Материалы к уроку. Все работы, на основе которых
создан сайт, были опубликованы в газете "Биология". Авторами сайта проделана большая
работа по систематизированию газетных статей с учётом школьной учебной программы по
предмету "Биология".
14.. www.bio.nature.ru – научные новости биологии
15.. www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования
16.. www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
17. http://ebio.ru/ - Электронный учебник «Биология». Содержит все разделы биологии:
ботанику, зоологию, анатомию и физиологию человека, основы цитологии и генетики,
эволюционную теорию и экологию. Может быть рекомендован учащимся для
самостоятельной работы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».