МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство просвещения и науки Кабардино-Балкарской Республики Местная администрация Терского муниципального района МКОУ СОШ с.п. Арик РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО на заседании МО учителей естественно Заместитель директора по УВР Директор научного цикла Протокол №1 от «30» августа 2023 г. Бжембахова З.В. Шинтукова Л.М. Приказ №57 от «30» 08 2023 г. Рабочая программа Предмет: индивидуальный проект Уровень образования: среднее общее образование Класс: 10 «А» Учитель: Шидакова Диана Хасанбиевна 2023-2024 уч.год МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство просвещения и науки Кабардино-Балкарской Республики Местная администрация Терского муниципального района МКОУ СОШ с.п. Арик РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО на заседании МО учителей естественно научного Заместитель директора по УВР Директор цикла Протокол №1 от «30» августа 2023 г. Бжембахова З.В. Шинтукова Л.М. Приказ №57 от «30» 08 2023 г. Рабочая программа Предмет: индивидуальный проект Уровень образования: среднее общее образование Класс: 10 «Б» Учитель: Шидакова Диана Хасанбиевна 2023-2024 уч.год МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство просвещения и науки Кабардино-Балкарской Республики Местная администрация Терского муниципального района МКОУ СОШ с.п. Арик РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО на заседании МО учителей естественно Заместитель директора по УВР Директор научного цикла Протокол №1 от «30» августа 2023 г. Бжембахова З.В. Шинтукова Л.М. Приказ №57 от «30» 08 2023 г. Рабочая программа Предмет: индивидуальный проект Уровень образования: среднее общее образование Класс: 11 Учитель: Шидакова Диана Хасанбиевна 2023-2024 уч.год Пояснительная записка учебного предмета «Индивидуальный проект» Рабочая программа по предмету «Индивидуальный проект» для 10 – 11 классов составлена на основе: Требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО); «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию в организации работы образовательных организации и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распределения новой коронавирусной инфекции (СOVID-19)» СП 3.1/2.4.3598-20.(в новой редакции от 2.12.2020 №39, от 24.03.2021 №10) основной образовательной программы ФГОС среднего общего образования МКОУ СОШ с.п. Арик; примерной программы элективного курса (надпредметного) для обучающихся 10 – 11 классов «Индивидуальный проект» / Л. Е. Спиридонова, Б. А. Комаров, О. В. Маркова, В. М. Стацунова. — СПб, АППО, 2018. Цели программы: формирование у обучающихся системных представлений и опыта применения методов, технологий и форм организации проектной и учебно-исследовательской деятельности для достижения практико-ориентированных результатов образования; – формирование навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, индивидуального проекта, направленного на решение научной, личностной или социально значимой проблемы Задачи программы: сформировать навыки коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления; выработать способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности; продолжить формирование навыков проектной и учебно-исследовательской деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей; развитие навыков постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы и контроля, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов; развить навыки самоанализа и рефлексии (самоанализа успешности и результативности решения проблемы проекта); развить навыки публичного выступления. Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект). Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной). На уровне среднего общего образования роль учителя сводится к следующему: старшеклассники сами определяют личностнозначимую проблему, формулируют тему, ставят цели и задачи своего проектирования, выдвигают гипотезу. Ставя практическую задачу, ученики ищут под эту конкретную задачу свои средства и предлагают варианты практического использования проектного и исследовательского продукта. Функциональные обязанности участников индивидуального проекта следующие: Роль учителя. Учитель на всех этапах выступает как помощник, обеспечивая деятельность школьника: Консультирует (учитель провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду и т. п.) Мотивирует (раскрывает перед обучающимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения.) Провоцирует (предлагает вопросы, требующие размышления, самостоятельной оценки деятельности, моделирует различные ситуации.) Наблюдает (получение информации, которая позволит продуктивно работать во время консультации и ляжет в основу его действий по оценке уровня компетентности учащихся). Поэтапно отслеживает результаты проектной деятельности. Выступает активным участником, т.е. становится субъектом деятельности. Имеет определенную свободу в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели. Имеет возможность самостоятельно приращивать знания и навыки по выбранной проблеме (теме). Повышается ответственность за выполнение работы и ее результаты. Самостоятельное планирование деятельности и презентация её результатов. Возможность совместной интеллектуальной деятельности малых групп, консультации учителя. Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного. Учебный предмет «Индивидуальный проект» изучается на уровне среднего общего образования в 10-11 классах, как полидисциплинарный курс. Описание места учебного предмета «Индивидуальный проект» в учебном плане Согласно учебному плану МКОУ СОШ с.п. Арик на изучение предмета «Индивидуальный проект» в основной школе выделяется 68 часов; из них в 10 классе - 34 часа, 11 классе - 34 часа (34 учебных недели, 1 час в неделю). Срок реализации программы: 2 года. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные методы (проблемная беседа, диспут, дискуссия, публичное выступление учащегося с докладом); наглядные методы (демонстрация способов деятельности: способы решения задач, правила пользования приборами, демонстрация опытов, презентации); практические методы (самостоятельное выполнение творческих упражнений прикладной направленности, проведение учащимися опытов, исследовательской деятельности); логические методы (индукция, дедукция, анализ, синтез, сравнение); Характерные для учебного курса формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая; самостоятельная работа, совместная деятельность; практические и семинарские занятия; видеолекции, лекции и семинары в режиме online; Формы контроля освоения программы: Формами отчётности проектной деятельности являются: - доклады; - презентации; - видеофильмы; - фоторепортажи с комментариями; - стендовые отчёты и т.д. Предусматривается организация учебного процесса в двух взаимосвязанных и взаимодополняющих формах: - урочная форма, в которой учитель объясняет новый материал и консультирует учащихся в процессе выполнения ими практических заданий на компьютере; - внеурочная форма, в которой учащиеся после уроков (дома или в школьном компьютерном классе) выполняют на компьютере практические задания для самостоятельного выполнения. Проект должен быть представлен на носителе информации вместе с описанием применения на бумажном носителе. В описании применения должна содержаться информация об инструментальном средстве разработки проекта, инструкция по его установке, а также описание его возможностей и применения. В течение учебного года осуществляется текущий и итоговый контроль за выполнением проекта. Первый контроль осуществляется после прохождения теоретической части (цель контроля: качество усвоения теории создания проекта) и оценивается отметкой. В течение работы над учебным проектом контроль за ходом выполнения осуществляется два раза (в декабре и в апреле), в ходе которого обучающиеся совместно с руководителем представляют рабочие материалы и проделанную работу (оценивается отметкой). В качестве формы итоговой отчётности в конце изучения курса проводится конференция учащихся с предоставлением проектной работы. Итоговая аттестация включает в себя основные этапы контроля над выполнением работы: защиту исследования (проекта); обсуждение исследовательской работы (проекта) на заседании экспертной группы ОУ. Итоговая аттестация оценивается отметкой. Во время ученической научно-практической конференции работу оценивает экспертная группа, в состав которой входят педагоги – независимые эксперты и обучающиеся из числа наиболее успешных в области выполнения проектов и имеющие опыт защиты проектов на других конференциях. Формы контроля для 10 класса. Оценка проектной/ исследовательской деятельности обучающихся проводится по результатам представления результат работы над проектом. Публично должна быть представлена защита темы проекта/исследования (идеи). Оценивание производится на основе критериальной модели (Приложение): Оценка за выполнение и содержание теоретической части проекта/исследования; Оценка за защиту темы проекта/исследования (идеи); Итоговая оценка выставляется по пятибалльной системе, как среднее арифметическое двух вышеуказанных оценок. Формы контроля для 11 класса. Оценка проектной/ исследовательской деятельности обучающихся проводится по результатам представления продукта/учебного исследования. Публично должна быть представлена защита реализованного проекта/исследования. Оценивание производится на основе критериальной модели (Приложение): Оценка за выполнение и содержание практической части проекта/исследования; Оценка за защиту проекта/исследования; Итоговая оценка выставляется по пятибалльной системе, как среднее арифметическое двух вышеуказанных оценок. Итоговая оценка за курс «Индивидуальный проект» 10-11 класса выставляется по пятибалльной системе, как среднее арифметическое шести вышеуказанных оценок. 2. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Индивидуальный проект» Планируемые результаты освоения программы данного элективного курса уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов ФГОС (3.0). Основные результаты обучения в рамках учебного предмета должны отразить: сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления; способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности; сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей; способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов. Планируемые личностные результаты включают: гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям; навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности; нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь; осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни. Планируемые метапредметные результаты традиционно включают группу регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий, определенных ФГОС. Регулятивные универсальные учебные действия: самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. Познавательные универсальные учебные действия: искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности. Коммуникативные универсальные учебные действия осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений. Планируемые предметные результаты В результате обучения по программе элективного курса предполагается формирование умений: формулировать цели и задачи проектной и учебно-исследовательской деятельности; планировать деятельность по реализации проектной и учебно-исследовательской деятельности; реализовать запланированные действия для достижения поставленных цели и задач; оформлять информационные материалы на электронных и бумажных носителях с целью презентации результатов работы над проектом, учебным исследованием; осуществлять рефлексию деятельности, соотнося ее с поставленными целью, задачами и конечным результатом; использовать технологию учебного проектирования презентации результатов проекта, учебного исследования; осуществлять осознанный выбор направлений продуктивной деятельности. Обучающийся (10 класс)/Выпускник (11 класс) научится: планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме; выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме; распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования; отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы; использовать такие методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории; использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опрос, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов; ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме; отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания; видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания. Обучающийся (10 класс)/Выпускник (11 класс) получит возможность научиться: самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проекты; использовать догадку, озарение, интуицию; использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов; использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего особенного (типичного) и единичного, оригинальность; целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства; осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта. Воспитательный потенциал При выполнении заданий у обучающихся формируются следующие умения: выслушивать мнение своих одноклассников, потребность в сотрудничестве и уважении друг к другу; социализация обучающихся; формируется эстетическое и культурное развитие. 3. Содержание учебного предмета «Индивидуальный проект» 10 класс (34 часа) Модуль 1. Введение проектную культуру - 4 ч Основные подходы к определению понятия «проект»; структура и характеристика основных элементов проекта. Понятие «индивидуальный проект», проектная деятельность, проектная культура. Типология проектов: волонтерские, социальной направленности, бизнес- планы, проекты - прорывы. Проекты в современном мире проектирования. Цели, задачи проектирования в современном мире, проблемы. Научные школы. Методология и технология проектной деятельности. Модуль 2. Инициализация проекта - 20 ч Инициализация проекта, исследования. Конструирование темы и проблемы проекта; определение жанра проекта. Утверждение тематики проектов и индивидуальных планов. Определение цели, формулирование задач. Проектный замысел. Критерии безотметочной самооценки и оценки продуктов проекта. Критерии оценки курсовой и исследовательской работы. Презентация и защита замыслов проектов, курсовых и исследовательских работ. Методические рекомендации по написанию и оформлению курсовых работ, проектов, исследовательских работ. Структура проекта, курсовых и исследовательских работ. Методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.); методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.). Рассмотрение текста с точки зрения его структуры. Виды переработки чужого текста. Понятия: конспект, тезисы, реферат, аннотация, рецензия. Расчет календарного графика проектной деятельности. Эскизы и модели, макеты проектов, оформлением курсовых работ. Коммуникативные барьеры при публичной защите результатов проекта, курсовых работ. Главные предпосылки успеха публичного выступления. Применение информационных технологий в исследовании, проектной деятельности, курсовых работ. Работа в сети Интернет. Что такое плагиат и как его избегать в своей работе. Способы и формы представления данных. Компьютерная обработка данных исследования. Библиография, справочная литература, каталоги. Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок, списка литературы. Сбор и систематизация материалов. Модуль 3. Управление завершением проектов, курсовых и исследовательских работ - 4 ч Основные процессы исполнения, контроля и завершения проекта. Мониторинг выполняемых работ и методы контроля исполнения. Критерии контроля. Компьютерная обработка данных исследования, проекта и курсовых работ. Управление завершением проекта, курсовых работ. Корректирование критериев оценки продуктов проекта и защиты проекта, курсовых работ. Консультирование по проблемам проектной деятельности, по установке и разработке поставленных перед собой учеником задач, по содержанию и выводам, по продуктам проекта, по оформлению бумажного варианта проектов. Модуль 4. Защита результатов проектной деятельности - 6ч Публичная защита результатов проектной деятельности, курсовых работ. Рефлексия проектной деятельности. Оформление отчетной документации. Экспертиза действий и движения в проекте. Индивидуальный прогресс. Стандартизация и сертификация. Защита интересов проектантов. Основные положения Государственной системы стандартизации Российской Федерации и ее правовые основы, установленные законами РФ «О стандартизации» и «О защите прав потребителей», Государственная система стандартизации. Документы в области стандартизации. Сертификат соответствия. Патентное право в России. Рефлексия проектной деятельности. Подведение итогов. Анализ выполненной работы. 11 класс (34 часа) Модуль 1. Введение - 3 ч. Проект как тип деятельности проектная культура. Анализ итогов проектов 10 класса. Виды проектов: практико-ориентированный, исследовательский, информационный, творческий, ролевой. Знакомство с примерами детских проектов. Планирование проекта. Формы продуктов проектной деятельности и презентация проекта. Методология и технология проектной деятельности. Модуль 2. Мониторинг проекта - 20 ч. Определение темы, уточнение целей, определение проблемы, исходного положения. Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив («мозговой штурм»). Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности. Выполнение проекта. Рассмотрение текста с точки зрения его структуры. Расчет календарного графика проектной деятельности. Работа с научной литературой. Работа в сети Интернет. Оформление и систематизация материалов. Способы и формы представления данных. Компьютерная обработка данных исследования. Библиография, справочная литература, каталоги. Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок, списка литературы. Подготовка к публичной защите проекта. Модуль 3. Управление завершением проектов, курсовых и исследовательских работ- 3ч. Основные процессы исполнения, контроля и завершения проекта, курсовых работ. Мониторинг выполняемых работ и методы контроля исполнения. Критерии контроля. Компьютерная обработка данных исследования, проекта и курсовых работ. Управление завершением проекта, курсовых работ. Корректирование критериев оценки продуктов проекта и защиты проекта, курсовых работ. Организационноконсультативные занятия. Промежуточные отчеты учащихся, обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта. Предзащита проекта. Доработка проекта с учетом замечаний и предложений. Модуль 4. Публичная защита результатов проектной деятельности - 5 ч Публичная защита результатов проектной деятельности, курсовых работ. Рефлексия проектной деятельности. Модуль5. Рефлексия проектной деятельности - 3ч Рефлексия проектной деятельности. Экспертиза действий и движения в проекте. Индивидуальный прогресс. Подведение итогов, анализ выполненной работы. Тематическое планирование 10 «А» класс Кол- во часов № 1 Название темы № Тема раздела урока урока Модуль 1. Введение 1-2 проектную модуля Контроль (лабораторные, / Электронные ресурсы практические и т.д.) Введение в курс 2 https://project.1sept.ru/subjects/23 «Индивидуальный культуру - 4часа проект». Что такое проект? 3-4 Проектная деятельность 2 https://tvorcheskie-proekty.ru/node/70 и типы проектов её особенности. 2 Модуль 2. 5-6 Инициализация проекта. 2 https://tvorcheskie-proekty.ru/node/2128 Конструирование темы и Инициализация проекта - 20 часов проблемы проекта 7-8 Формулирование проектного замысла. 2 https://obuchonok.ru/vvedenie https://tvorcheskie-proekty.ru/zadachi- Определение proekta цели, формулирование задач. 9-10 Коммуникативные 2 Практическая барьеры при публичной работа «Замысел защите проекта» результатов проекта. Презентация и защита замыслов проектов 11-12 Структура проекта, 2 https://obuchonok.ru/node/5776 курсовых и исследовательских работ. 13-14 Логика действий и 2 https://tvorcheskie-proekty.ru/node/69 2 https://obuchonok.ru/metody последовательность шагов при планировании индивидуальных проектов. 15-16 Методы исследования 17-18 Определение работы этапов 2 и контроля. точек работа «Этапы Создание проекта» кейса 19-20 Индивидуальные Практическая и 2 групповые консультации 21-22 Работа над эскизом 2 https://docs.cntd.ru/document/1200063713 проектов, оформлением курсовых работ 23-24 Компьютерная обработка 2 данных исследования. Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных плакатов, сносок, списка литературы. ссылок, Практическая работа «Оформление проекта» https://docs.cntd.ru/document/1200063713 3 Модуль 3. 25-26 Основные процессы 2 Управление исполнения, контроля и завершением завершения проектов и исследовательских https://tvorcheskie-proekty.ru/node/78 проекта, работ. исследовательских работ - 4часа Мониторинг 27-28 Управление 2 завершением проекта, исследовательских работ 4 Модуль 4. Защита 29-30 Публичная результатов результатов проектной деятельности 6часов защита 2 Защита темы проекта проектной деятельности 31-32 Публичная защита 2 результатов проекта проектной деятельности 33-34 Рефлексия деятельности. Подведение Защита темы проектной 2 итогов. 34 урока Всего: 34 часа Тематическое планирование 10 «Б» класс Кол- во часов № 1 Название темы № Тема раздела урока урока Модуль 1. Введение 1-2 проектную модуля Контроль (лабораторные, / практические и Электронные ресурсы т.д.) Введение в курс 2 https://project.1sept.ru/subjects/23 «Индивидуальный культуру - 4часа проект». Что такое проект? 3-4 Проектная деятельность 2 https://tvorcheskie-proekty.ru/node/70 и типы проектов её особенности. 2 Модуль 2. 5-6 Инициализация проекта. 2 https://tvorcheskie-proekty.ru/node/2128 Конструирование темы и Инициализация проекта - 20 часов проблемы проекта 7-8 Формулирование проектного 2 https://obuchonok.ru/vvedenie https://tvorcheskie-proekty.ru/zadachi- замысла. цели, Определение proekta формулирование задач. 9-10 Коммуникативные 2 Практическая барьеры при публичной работа «Замысел защите проекта» результатов проекта. Презентация и защита замыслов проектов 11-12 Структура проекта, 2 https://obuchonok.ru/node/5776 курсовых и исследовательских работ. 13-14 Логика действий и последовательность шагов при планировании индивидуальных проектов. 2 https://tvorcheskie-proekty.ru/node/69 15-16 Методы исследования 17-18 Определение работы этапов 2 и контроля. 2 точек Индивидуальные Практическая работа «Этапы Создание проекта» кейса 19-20 https://obuchonok.ru/metody и 2 групповые консультации 21-22 Работа над эскизом 2 https://docs.cntd.ru/document/1200063713 проектов, оформлением курсовых работ 23-24 Компьютерная обработка 2 данных исследования. Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных плакатов, сносок, списка ссылок, Практическая работа «Оформление проекта» https://docs.cntd.ru/document/1200063713 литературы. 3 Модуль 3. 25-26 Основные процессы 2 Управление исполнения, контроля и завершением завершения проектов и исследовательских https://tvorcheskie-proekty.ru/node/78 проекта, работ. исследовательских работ - 4часа Мониторинг 27-28 Управление 2 завершением проекта, исследовательских работ 4 Модуль 4. Защита 29-30 Публичная результатов результатов проектной деятельности 6часов защита 2 Защита темы проекта проектной деятельности 31-32 Публичная защита 2 результатов проектной деятельности Защита темы проекта 33-34 Рефлексия проектной 2 деятельности. Подведение итогов. 34 урока Всего: 34 часа Тематическое планирование 11 класс № Название темы № раздела урока Тема модуля / урока Кол- Контроль во (лабораторные, часов Электронные ресурсы практические и т.д.) 1. Модуль 1. Введение 1-2 Проект как тип деятельности. 2 Анализ итогов проектов 10 класса. - 4 часа 3-4 Виды проектов. Понятие, 2 https://obuchonok.ru/node/2543 особенности 2. Модуль 2. 5-6 Структура Мониторинг исследовательской проекта - 16 часов Индивидуальный план. учебно- 2 деятельности. Практическая https://obuchonok.ru/node/5776 работа «Индивидуальный план» 7-8 Виды научных работ. Переработка 2 текста. 9-10 Сбор и уточнение информации. Выбор оптимального варианта. https://bstudy.net/702204/pedagogika/ vidy_formy_nauchnoy_raboty 2 11-12 Виды информации и методы поиска. 2 13-14 Поиск информации: научная 2 литература, сеть Интернет 15-16 Оформление и систематизация материалов. 2 Применение информационных https://obuchonok.ru/node/5779 работа Библиография, справочная литература, каталоги 17-18 Практическая «Библиография» 2 https://obuchonok.ru/prilojeniya технологий в исследовании. Обработка данных исследования 19-20 Формы представления проектов. Подготовка к публичной 2 защите проекта. 3. Модуль 3. 21-22 Управление 23-24 Постановка цели, формулирование задач, выдвижение гипотез. и 2 публичного выступления. завершением проектов, курсовых Главные предпосылки успеха https://tvorcheskie-proekty.ru/node/75 https://obuchonok.ru/node/5781 2 https://obuchonok.ru/node/5778 https://tvorcheskieproekty.ru/vvedenie исследовательских 25-26 работ - 6 часов Мониторинг выполняемых работ и 2 Практическая методы контроля исполнения. работа «Оформление проекта» 4. Модуль 4. 27-28 Публичная защита 2 Защита проекта результатов 2 Защита проекта проектной деятельности. результатов проектной Публичная защита результатов 29-30 Публичная защита проектной деятельности деятельности - 4 часа 5. Модуль5. 31-32 Экспертиза действий и движения в Рефлексия проектной проекте. деятельности - 4 часа Рефлексия проектной деятельности. 2 33-34 Индивидуальный прогресс. 2 Подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы 34 урока Всего: 34 часа Учебно-методические материалы Для преподавателя: 1. Индивидуальный проект. 10-11 класс. Учебное пособие/ М.В. Половкова, А.В. Носов, Т.В. Половкова и др. – М.: Просвещение, 2022. 160с. 2. Комарова И. В. Технология проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях ФГОС / И. В. Комарова. — СПб.: КАРО, 2015. - 128 с. Для обучающихся: 1. Индивидуальный проект. 10-11 класс. Учебное пособие/ М.В. Половкова, А.В. Носов, Т.В. Половкова и др. – М.: Просвещение, 2022. – 160с. 2. Индивидуальный проект: рабочая тетрадь. 10-11 классы. Учебное пособие / Л.Е.Спиридонова, Б.А.Комаров, О.В.Маркова, В.М.Стацунова. – СПб., КАРО, 2019. Дополнительные источники Для преподавателей: 1. Учебный проект в школе: высокий педагогический результат [Электронный ресурс] / А. Елизаров, М. Бородин, Н. Самылкина. – эл. изд. – М. : Лаборатория знаний, 2019. – 67с. 2. Яковлева Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении [Электронный ресурс] : учеб. пособие. – 2-е изд., стер. – М.: ФЛИНТА, 2014. – 144с. Интернет-ресурсы: http://www.encyclopedia.ru – мир энциклопедий http://www.gnpbu.ru – гос. научная педагогическая библиотека им. Ушинского http://rsl.ru – Российская государственная библиотека http://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-proektnogo-metoda-v-sisteme-spo http://wiki.iteach.ru/images/4/4e /Полат_Е.С._-_Метод_проектов.pdf Календарно-тематическое планирование 10 А класс № № урока Тема модуля / урока Кол-во Дата Дата Примечание часов (план) (факт) Причина корректировки Модуль 1. Введение проектную культуру. - 4часа 1 1-2 Введение в курс «Индивидуальный проект». Что такое 2 проект? 2 3-4 Проектная деятельность и типы проектов её 2 особенности. Модуль 2. Инициализация проекта. - 20 часов 4 5-6 Инициализация проекта. Конструирование темы и 2 проблемы проекта 5 7-8 Формулирование проектного замысла. Определение 2 цели, формулирование задач. 6 9-10 Коммуникативные барьеры при публичной защите 2 результатов проекта. Презентация и защита замыслов проектов 9 11-12 Структура проекта, курсовых и исследовательских 2 работ. 11 13-14 Логика действий и последовательность шагов при 2 планировании индивидуальных проектов. 12 15-16 Методы исследования 2 14 17-18 Определение этапов работы и точек контроля. Создание 2 кейса 17 19-20 Индивидуальные и групповые консультации 2 18 21-22 Работа над эскизом проектов, оформлением курсовых 2 работ 20 23-24 Компьютерная обработка данных исследования. 2 Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок, списка литературы. Модуль 3. Управление завершением проектов и исследовательских работ. - 4 часа 22 25-26 Основные процессы исполнения, контроля и завершения проекта, исследовательских работ. Мониторинг 2 24 27-28 Управление завершением проекта, исследовательских 2 работ Модуль 4. Защита результатов проектной деятельности. - 6 часов 26 29-30 Публичная защита результатов проектной деятельности 2 27 31-32 Публичная защита результатов проектной деятельности 2 28 33-34 Рефлексия проектной деятельности. Подведение итогов. 2 Календарно-тематическое планирование 10 Б класс № № урока Количество Дата (план) часов Тема модуля / урока Дата Примечание (факт) Причина корректировки Модуль 1. Введение проектную культуру. - 4часа 1 1-2 Введение в курс «Индивидуальный 2 проект». Что такое проект? 2 3-4 Проектная деятельность и типы 2 проекта. 2 проектного 2 проектов её особенности. Модуль 2. Инициализация проекта. - 20 часов 4 5-6 Инициализация Конструирование темы и проблемы проекта 5 7-8 Формулирование замысла. Определение цели, формулирование задач. 6 9-10 Коммуникативные публичной проекта. барьеры защите при 2 результатов Презентация и защита замыслов проектов 9 11-12 Структура проекта, курсовых и 2 и 2 исследовательских работ. 11 13-14 Логика действий последовательность шагов при планировании индивидуальных проектов. 12 15-16 Методы исследования 2 14 17-18 Определение этапов работы и точек 2 контроля. Создание кейса 17 19-20 Индивидуальные консультации и групповые 2 18 21-22 Работа над эскизом проектов, 2 данных 2 оформлением курсовых работ 20 23-24 Компьютерная обработка исследования. Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок, списка литературы. Модуль 3. Управление завершением проектов и исследовательских работ. - 4 часа 22 25-26 Основные процессы исполнения, 2 контроля и завершения проекта, исследовательских работ. Мониторинг 24 27-28 Управление завершением проекта, 2 исследовательских Модуль 4. Защита результатов проектной деятельности. - 6 часов 26 29-30 Публичная защита результатов 2 результатов 2 проектной деятельности 27 31-32 Публичная защита проектной деятельности 28 33-34 Рефлексия проектной деятельности. Подведение итогов. 2 Календарно-тематическое планирование 11 класс № урока № Тема модуля / урока Количество Дата Дата Примечание часов (план) (факт) Причина корректировки Модуль 1. Введение - 4 часа 1 1-2 Проект как тип деятельности. Анализ итогов проектов 10 2 класса. 2 3-4 Виды проектов. Понятие, особенности 2 Модуль 2. Мониторинг проекта - 16 часов 3 5-6 Структура учебно-исследовательской деятельности. 2 Индивидуальный план. 4 7-8 Виды научных работ. Переработка текста. 2 5 9-10 Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив 2 («мозговой штурм»). Выбор оптимального варианта. 6 11-12 Виды информации и методы поиска. 2 7 13-14 Поиск информации: научная литература, сеть Интернет 2 8 15-16 Оформление и систематизация материалов. 2 Библиография, справочная литература, каталоги 9 17-18 Применение информационных технологий в 2 исследовании. Обработка данных исследования 10 19-20 Формы представления проектов. Подготовка к 2 публичной защите проекта. Модуль 3. Управление завершением проектов, курсовых и исследовательских работ - 6 часов 11 21-22 Главные предпосылки успеха публичного выступления. 2 12 23-24 Постановка цели, формулирование задач, выдвижение 2 гипотез. 13 25-26 Мониторинг выполняемых работ и методы контроля 2 исполнения. Модуль 4. Публичная защита результатов проектной деятельности - 4 часа 14 27-28 Публичная защита результатов проектной деятельности. 2 15 29-30 Публичная защита результатов проектной деятельности 2 Модуль5. Рефлексия проектной деятельности - 4 часа 16 31-32 Рефлексия проектной деятельности. Экспертиза 2 действий и движения в проекте. 17 33-34 Индивидуальный прогресс. Подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы 2 Приложение 2. Шкала оценки исследовательского проекта Показатели Градация Обоснованность 1. темы – аргументов, актуальности Обоснована; аргументы целесообразны целесообразность подтверждающих актуальность Конкретность 2. теме 1 Не обоснована, аргументы отсутствуют 0 достижение цели 4. Фундаментальность обзора 1 Целей и задач нет или не соответствуют теме 0 современных основополагающих работ проблеме по 2 сомнительна 1 явно нецелесообразна 0 – Использованы достаточное количество источников использование 2 Неконкретны или не соответствуют 3. Обоснованность выбора методики целесообразна, обеспечивает работы – обеспечивает или нет 2 Обоснована; целесообразна часть аргументов формулировки Конкретны, соответствуют цели, задач, а также их соответствие Баллы Оценка 2 информации Использовано недостаточное количество информации 1 Необоснованный подбор информации 0 5. Всесторонность и логичность Освещена значительная часть проблемы обзора – освещение значимых для достижения цели аспектов проблемы 6. Доступность методик самостоятельного Проблема освещена фрагментарно 1 Проблема не освещена 2 для Доступны для самостоятельного выполнения выполнения 2 2 Выполнимы под наблюдением специалиста 1 Выполнимы только специалистом 0 7. Логичность и обоснованность Эксперимент логичен и обоснован 2 автором работы эксперимента (наблюдения), обусловленность логикой изучения объекта 8. Наглядность Эксперимент частично логичен и обоснован 1 Эксперимент не логичен и не обоснован 0 представления Использованы все необходимые способы результатов (графики, гистограммы, схемы, фото и т.д.) Использована часть способов 1 Использован только один способ 0 9. Дискуссионность (полемичность) Приводятся и обсуждаются разные позиции обсуждения полученных результатов с разных точек зрения, позиций 2 2 Разные позиции приводятся без обсуждения 1 приводится и обсуждается одна позиция 0 10. Наличие собственной позиции Автор имеет собственную точку зрения и может ее (точки зрения) автора к изученной проблеме и полученным результатам 11. Соответствие 2 аргументировать Автор имеет собственную точку зрения, но не может ее аргументировать 1 Автор не имеет собственной точки зрения (придерживается чужой точки зрения) 0 содержания Соответствуют, гипотеза оценивается автором выводов содержанию цели и задач, гипотезе 2 Соответствуют частично 1 Не соответствуют, нет оценки гипотезы 0 12. Конкретность выводов и уровень Выводы конкретны, построены на обобщении обобщения 2 результатов Выводы неполные 1 Выводов нет, неконкретны 0 Максимальный балл 28 Оценка проекта Оценка «5» «4» «3» Баллы 28 - 25 24 – 21 20 – 17 Шкала оценки выступления при защите исследовательского проекта Показатели Градация 1. Соответствие сообщения заявленной теме, цели и задачам Соответствует полностью проекта 2.Структурированность(организация) сообщения, 3. Культура выступления 2 Соответствует не в полном объеме 1 Не соответствуют 0 которая Структурировано, обеспечивает обеспечивает понимание его содержания Баллы Оценка 2 Частично 1 Не структурировано, не обеспечивает 0 Рассказ, обращённый к аудитории рассказ без 2 обращения к тексту Рассказ с частым обращением тексту 1 Чтение с листа 0 4. Доступность сообщения о содержании проекта, его целях, Доступно без уточняющих вопросов задачах, методах и результатах 5. Целесообразность наглядности и уровень её использования 2 Доступно с уточняющими вопросами 1 Недоступно с уточняющими вопросами 0 Целесообразна 2 Частично 1 Нецелесообразна 0 6. Соблюдение временного регламента сообщения (не более 7 Соответствует минут) 2 Превышен ( не более 2 минут) 1 Превышен (более 2 минут) 0 7. Чёткость и полнота ответов на дополнительные вопросы по Все ответы чёткие, полные 2 существу сообщения Не на все вопросы есть четкие ответы 1 Все ответы неполные 0 8. Владение специальной терминологией по теме проекта, Владеет свободно использованной в сообщении 9. Культура дискуссии – умение понять аргументировано ответить на его вопросы Максимальный балл Оценка защиты исследовательского проекта собеседника 2 Частично 1 Не владеет 0 и Умеет вести дискуссию 2 Частично 1 Не может аргументированно ответить оппоненту 0 18 Оценка «5» «4» «3» Баллы 18 - 16 15 – 13 12 – 9 Приложение 3.Общий балл за индивидуальный проект (среднее арифметическое выполнения и защиты проект) Баллы Оценка Выполнение проекта Защита проекта Средний балл 28 – 25 18 – 16 23 – 21 «5» 24 – 21 15 – 13 20 – 17 «4» 20 – 17 12 – 9 16 – 13 «3»