Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение ``Средняя общеобразовательная школа сельского поселения Арик`` Терского муниципального района Кабардино- Балкарской Республики РАССМОТРЕН на заседании педагогического совета Протокол №1 от 30.08.2024г. СОГЛАСОВАН заместитель директора по УВР /Бжембахова З.В./ от 30.08.2024г. УТВЕРЖДЁН приказом директора МКОУ СОШ с.п.Арик от 30.08.2024г.№ 54 Учебный план НОО для обучающихся 1-4 классов МКОУ СОШ с.п. Арик на 2024-2025 уч. год (Приложение № 1 к ФОП НОО) (в соответствии с приказом Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования», на основании федеральной образовательной программы начального общего образования) 2024г. Пояснительная записка Учебный план начального общего образования (далее Учебный план МКОУ СОШ с.п. Арик разработан в соответствии с требованиями: − Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273ФЗ; − Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения России от 31.05.2021 № 286 (далее – ФГОС НОО); − Закона Российской Федерации от 25.10.1991 № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации»; − Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; − Постановления Главного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; − Примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию протокол № 6/22 от 15.09.2022; − Федеральной образовательной программой начального общего образования, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г. № 372 с изменениями и дополнениями (приказ Министерства просвещения Российской Федерации №1028 от 27.12.2023г. «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства Просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования и среднего общего образования», приказа Министерства просвещения Российской Федерации №31 от 22.01.2024г. «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства Просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования и основного общего образования») и Федеральной образовательной программе основного общего образования утвержденной приказом Министерства просвещения от 18 мая 2023 года №370 с изменениями и дополнениями (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации №62 от 01.02.2024г. «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ основного общего образования и среднего общего образования», Приказ Министерства просвещения Российской Федерации №171 от 19.03.2024г. «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования»); − Порядком разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных программ, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. № 874 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 ноября 2022г., рег. № 70809); − Приказа «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников», утвержденного Министерством просвещения Российской Федерации от 21 сентября 2022 г № 858 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 ноября 2022г., рег. № 70799); - основной образовательной программы начального общего образования МКОУ СОШ с.п. Арик; образовательных потребностей и запросов обучающихся, их родителей (законных представителей); - а также концептуальных положений УМК «Школа России». Учебный план основной образовательной программы начального общего образования МКОУ СОШ с.п. Арик (далее – учебный план) фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся при пятидневной учебной неделе, состав и структуру предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение, по классам и учебным предметам. Содержание образования при получении начального общего образования реализуется преимущественно за счет учебных предметов, курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, системно-деятельностный подход и индивидуализацию обучения. Учебный план обеспечивает возможность обучения на государственных языках субъектов Российской Федерации и родном (нерусском) языке, возможность их изучения, а также устанавливает количество занятий, отводимых на изучение этих языков, по классам (годам) обучения. Вариативность содержания образовательных программ начального общего образования реализуется через возможность формирования программ начального общего образования различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся.В целях удовлетворения образовательных потребностей и интересов обучающихся могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в том числе для ускоренного обучения, в пределах осваиваемой программы начального общего образования в порядке, установленном локальными нормативными актами МКОУ СОШ с.п. Арик. В основу учебного плана положен вариант федерального учебного плана № 3 Федеральной образовательной программы, утвержденной приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 372. Вариант № 3 предназначен для образовательных организаций, в которых обучение ведется в режиме 5-дневной учебная недели с изучением родного языка. Учебный план предусматривает четырехлетний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования. Продолжительность учебного года при получении начального общего образования для 1-х классов составляет 33 недели, для 2–4-х классов – 34 недели. Соответственно, весь период обучения на уровне НОО составляет 135 учебных недель. Образовательная организация самостоятельна в организации образовательной деятельности (урочной и внеурочной), в выборе видов деятельности по каждому предмету (проектная деятельность, практические и лабораторные занятия, экскурсии и другие). Во время занятий необходим перерыв для гимнастики не менее 2 минут. Урочная деятельность направлена на достижение обучающимися планируемых результатов освоения программы начального общего образования с учётом обязательных для изучения учебных предметов. Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной недели. При распределении часов учтен ступенчатый режим в 1-м классе: в сентябре– декабре уроки длятся по 35 минут, в январе–мае – по 40 минут. Объем максимально допустимой нагрузки в течение дня: для 1-х классов – не более четырех уроков в день и один день в неделю – пять уроков; 2-4–х классов – не более пяти уроков. - Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель. Для обучающихся в 1 классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы. Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебных предметов, курсов, модулей из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, в совокупности не превышает величину недельной образовательной нагрузки, установленную СанПиН 1.2.3685-21. В учебном плане начального общего образования МКОУ СОШ с.п. Арик выделено: в 1-х классах – 21 час в неделю; 2-4–х классах – 23 часа в неделю. Режим работы 5-дневная учебная неделя. Продолжительность учебного года составляет в 1 классе - 33 недели, во 2-4 классе – 34 недели. Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее 2954 часов и более 3345 часов в соответствии с требованиями к организации образовательного процесса к учебной нагрузке при 5-дневной учебной неделе. Характеристика учебных периодов. Продолжительность учебных периодов составляет в первом полугодии не более 8 учебных недель; во втором полугодии - не более 10 недель. Наиболее рациональным графиком является равномерное чередование период учебного времени и каникул. Продолжительность каникул должна составлять не менее 7 календарных дней. Для обучающихся в 1 классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы. Продолжительность урока составляет: в 1 классе - 35 минут (сентябрь - декабрь), 40 минут (январь - май);в 2-4 классах - 45 минут. В учебном плане отражаются и конкретизируются основные показатели учебного плана: - состав учебных предметов; - недельное распределение учебного времени, отводимого на освоение содержания образования по классам и учебным предметам; - максимально допустимая недельная нагрузка обучающихся; - максимальная нагрузка с учётом деления классов на группы. Количество часов на физическую культуру составляет 2, третий час реализовывается за счет часов внеурочной деятельности и (или) за счёт посещения обучающимися спортивных секций, школьных спортивных клубов, включая использование учебных модулей по видам спорта. Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана образовательной организации, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, в совокупности не превышает величины недельной образовательной нагрузки, установленной СанПиН 1.2.3685-21: в 1 классах – 21 час в неделю, во 2-4 классах — 23 часа в неделю. МКОУ СОШ с.п. Арик осуществляется координация и контроль объема домашнего задания учеников каждого класса по всем предметам в соответствии с Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями. Обязательная часть учебного плана Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Урочная деятельность направлена на достижение обучающимися планируемых результатов освоения программы начального общего образования с учетом обязательных для изучения учебных предметов. Обязательная часть учебного плана включает в себя следующие предметные области: 1. «Русский язык и литературное чтение». 2. «Родной язык и литературное чтение». 3. «Иностранный язык». 4. «Математика и информатика». 5. «Обществознание и естествознание ("Окружающий мир"). 6. «Искусство». 7. «Труд (технология)». 8. «Физическая культура». 9. «ОРКСЭ» Расписание учебных занятий составляется с учетом дневной и недельной динамики умственной работоспособности обучающихся и шкалы трудности учебных предметов. Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня должен соответствовать действующим санитарным правилам и нормативам. Урочная деятельность направлена на достижение обучающимися планируемых результатов освоения программы начального общего образования с учетом обязательных для изучения учебных предметов. В МКОУ СОШ с.п.Арик языком образования является русский язык, и в соответствии с пунктом 32.1 ФГОС НОО изучение родного языка и литературного чтения на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, государственных языков КабардиноБалкарской Республики осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних. Изучение информатики в 1–4-х классах осуществляется в рамках учебных предметов обязательной части учебного плана. Достижение предметных и метапредметных результатов, связанных с использованием информационных технологий, достигается за счет включения тематических разделов или модулей в программы следующих учебных предметов: «Математика» – раздел «Математическая информация» (предполагает развитие навыков поиска и применения информации, использование разнообразных источников информации, в том числе сети Интернет); «Окружающий мир» – модуль «Безопасность в сети Интернет» (обеспечивает достижение предметных и метапредметных результатов, связанных с использованием информационных технологий); «Изобразительное искусство» – модуль «Азбука цифровой графики» (предусматривает изучение фотографии, работу в программах Paint, Picture Manager и PowerPoint, виртуальные путешествия); «Труд (технология)» – модуль «Информационно-коммуникативные технологии» (обеспечивает достижение предметных и метапредметных результатов, связанных с использованием информационных технологий). Изучение информатики в 1–4-х классах осуществляется в рамках учебных предметов обязательной части учебного плана. Достижение предметных и метапредметных результатов, связанных с использованием информационных технологий, достигается за счет включения тематических разделов или модулей в программы следующих учебных предметов: «Математика» – раздел «Математическая информация» (предполагает развитие навыков поиска и применения информации, использование разнообразных источников информации, в том числе сети Интернет); «Окружающий мир» – модуль «Безопасность в сети Интернет» (обеспечивает достижение предметных и метапредметных результатов, связанных с использованием информационных технологий); «Изобразительное искусство» – модуль «Азбука цифровой графики» (предусматривает изучение фотографии, работу в программах Paint, Picture Manager и PowerPoint, виртуальные путешествия); «Труд (технология)» – модуль «ИКТ» (обеспечивает достижение предметных и метапредметных результатов, связанных с использованием информационных технологий). При изучении предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» (далее-ОРКСЭ) выбор одного из учебных модулей: «Основы православной культуры» «Основы исламской культуры» «Основы буддийской культуры» «Основы иудейской культуры» «Основы мировых религиозных культур» «Основы светской этики» осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Курс ОРКСЭ является безотметочным. В целях выполнения Концепции развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации до 2030 года и в соответствии с письмом Минпросвещения от 21.12.2022 № ТВ-2859/03 МКОУ СОШ с.п. Арик реализует третий час физической активности за счет часов спортивных секций, спортивных клубов в рамках дополнительного образования детей и внеурочной деятельности. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений отсутствует в связи с отсутствием часов (максимально допустимая недельная нагрузка обучающихся 1 кл. – 21 ч., 2-4 кл. – 23 ч.). Оценивание младших школьников в течение первого года обучения осуществляются в форме словесных качественных оценок на критериальной основе, в форме письменных заключений учителя, по итогам проверки самостоятельных работ. Формы промежуточной аттестации Учебный план определяет формы проведения промежуточной аттестации в соответствии с ФОП НОО, утвержденной приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 372, и «Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МКОУ СОШ с.п. Арик. В 1-м классе промежуточная аттестация не проводится. Промежуточная аттестация обучающихся проводится начиная со 2-го класса в конце каждого учебного периода по каждому изучаемому учебному предмету. Промежуточная аттестация обучающихся проводится на основе результатов накопленной оценки и результатов выполнения тематических проверочных работ и фиксируется в классном журнале. По итогам промежуточной аттестации обучающемуся выставляется промежуточная оценка, которая фиксирует достижение предметных планируемых результатов и универсальных учебных действий. По учебным предметам «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика» промежуточная оценка выставляется с учетом степени значимости отметок за тематические проверочные работы. Промежуточная оценка является основанием для перевода обучающихся в следующий класс. Формы промежуточной аттестации для учебных предметов представлены в таблице: Предметы, курсы, модули Классы Формы промежуточной аттестации Русский язык 2–4-й Учет учебных достижений на основе накопленных текущих оценок и результатов выполнения тематических проверочных работ, зафиксированных в классном журнале, с учетом степени значимости отметок за тематические проверочные работы Литературное чтение 2–4-й Учет учебных достижений на основе накопленных текущих оценок и результатов выполнения тематических проверочных работ, зафиксированных в классном журнале, с учетом степени значимости отметок за тематические проверочные работы Родной 2–4-й (кабардиночеркесский) язык Учет учебных достижений на основе накопленных текущих оценок и результатов выполнения тематических проверочных работ, зафиксированных в классном журнале, с учетом степени значимости отметок за тематические проверочные работы Литературное 2–4-й чтение на родном (кабардиночеркесском) языке Учет учебных достижений на основе накопленных текущих оценок и результатов выполнения тематических проверочных работ, зафиксированных в классном журнале, с учетом степени значимости отметок за тематические проверочные работы Иностранный язык (английский) 2–4-й Учет учебных достижений на основе накопленных текущих оценок и результатов выполнения тематических проверочных работ, зафиксированных в классном журнале 2–4-й Учет учебных достижений на основе накопленных текущих оценок и результатов выполнения тематических проверочных работ, зафиксированных в классном журнале, с учетом степени значимости отметок за тематические проверочные работы Окружающий мир 2–4-й Учет учебных достижений на основе накопленных текущих оценок и результатов выполнения тематических проверочных работ, зафиксированных в классном журнале Основы религиозных культур и светской этики 4-й Учет учебных достижений на основе накопленных текущих оценок и результатов выполнения тематических проверочных работ, зафиксированных в классном журнале Изобразительное искусство 2–4-й Учет учебных достижений на основе накопленных текущих оценок и результатов выполнения тематических проверочных работ, зафиксированных в классном журнале 2–4-й Учет учебных достижений на основе накопленных текущих оценок и результатов выполнения тематических проверочных работ, зафиксированных в классном журнале (Труд) технология 2–4-й Учет учебных достижений на основе накопленных текущих оценок и результатов выполнения тематических проверочных работ, зафиксированных в классном журнале Физическая культура 2–4-й Учет учебных достижений на основе накопленных текущих оценок и результатов выполнения тематических проверочных работ, зафиксированных в классном журнале Математика Музыка Вариант 3 Федеральный учебный план начального общего образования (5-дневная учебная неделя с изучением родного языка или обучением на родном языке) Предметные области Учебные предметы/ классы Количество часов в неделю 1а 1б 2 3 класс класс класс класс Всего 4а 4б класс класс Обязательная часть Русский язык и литературное чтение Русский язык 5 5 5 5 5 5 30 Литературное чтение 3 3 3 3 3 3 18 2 2 2 2 1 1 10 1 1 1 1 1 1 Родной (кабардиночеркесский) язык Родной язык и литературное чтение на родном языке Литературное чтение на родном (кабардиночеркесском) языке 6 4444 Иностранный язык Английский язык – – 2 2 2 2 8 Математика и информатика Математика 4 4 4 4 4 4 24 Обществознание и естествознание Окружающий мир (Окружающий мир) 2 2 2 2 2 2 12 Основы религиозных культур и светской этики – – – – 1 1 2 Искусство Технология Физическая культура Основы религиозных культур и светской этики Изобразительное искусство Музыка 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 3 0,5 0,5 0,5 3 Труд (технология) 1 1 1 1 1 1 6 Физическая культура 2 2 2 2 2 2 12 23 23 23 0 0 0 Итого: Часть, формируемая участниками образовательных отношений Учебные недели Всего часов Максимально допустимая недельнаянагрузка, предусмотренная действующими санитарными правиламии гигиеническими нормативами 21 0 21 23 0 0 33 693 33 34 693 782 34 782 34 782 34 782 21 21 23 23 23 23 134 0 202 4514 134 План внеурочной деятельности (недельный) Учебные курсы «Разговоры о важном» «Читательская грамотность» «Математическая грамотность» «Финансовая грамотность» «Калейдоскоп профессий» «Самопознание и самосовершенствование» «Мой родной язык» ИТОГО недельная нагрузка Количество часов в неделю 2 3 1 1 0 0 1А 1 1 1Б 1 1 4А 1 0 4Б 1 0 0 0 1 1 0 0 0 0 0 0 1 1 1 1 0 0 0 0 0 0 1 1 1 1 0 3 0 3 0 3 0 3 1 4 1 4