Муниципальное казённое общеобразовательное учреждения «Средняя общеобразовательная школа сельского поселения Арик» (МКОУ СОШ с.п.Арик) Принято на заседании Управляющего совета МКОУ СОШ с.п.Арик протокол от 30.08.2023г. №1 Утверждено Приказом директора МКОУ СОШ с.п.Арик от30.08.2023г. № 69\2 Положение об использовании информационно-коммуникационной образовательной платформы «Сферум» и учебного профиля VK-мессенджер при реализации образовательных программ и программ внеурочной деятельности в МКОУ СОШ с.п.Арик 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение является локальным нормативным актом, содержащим нормы, регулирующие порядок использования информационно-коммуникационной образовательной платформы «Сферум» (далее - ИКОП «Сферум») и учебного профиля VKмессенджер всеми участниками образовательных отношений в МКОУ СОШ с.п.Арик 1.2. Положение об использовании ИКОП «Сферум» и учебного профиля VKмессенджер в МКОУ СОШ с.п.Арик разработано в соответствии: - Федерального закона от 27.07.2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», - Федерального закона от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», - Приказа Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникация РФ от 15 июля 2022 г. № 542/1 «О мероприятиях по созданию элементов ФГИС «Моя школа», обеспечивающих реализацию ее функций, и мероприятиях по созданию ФГИС «Моя школа»; - Письмом Министерства просвещения РФ от 22.02.2022 г. № 04-127 «О направлении методических рекомендаций»; - Письмом Министерства просвещения РФ от 26.08.2022г. № 04-643 «О направлении информации». - Письмом Министерства просвещения РФ от 31.07.2023 № 04-423 "Об исполнении протокола" (вместе с "методическими рекомендациями для педагогических работников образовательных организаций общего образования, образовательных организаций среднего профессионального образования, образовательных организаций дополнительного образования по использованию российского программного обеспечения при взаимодействии с обучающимися и их родителями (законными представителями)"). 1.3. Положение принимается педагогическим советом, имеющим право вносить в него изменения и дополнения, и утверждается приказом директора. 1.4. Положение устанавливает единые требования по работе с ИКОП «Сферум» и учебным профилем VK-мессенджер в МКОУ СОШ с.п.Арик. 1.5. Понятия, используемые в настоящем положении: - Информационные технологии реализации образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий - технологии создания, передачи и хранения учебных материалов, организации и сопровождения учебного процесса дистанционного обучения; - Информационно-коммуникационная образовательная платформа «Сферум» (ИКОП «Сферум») — российский коммуникационный сервис, предназначенный для образовательных целей и общения учителей, школьников и родителей в едином и защищенном образовательном пространстве. - Учебный профиль VK-мессенджер — бесплатное российское приложение для осуществления коммуникационного взаимодействия. - Учебный профиль в VK-мессенджере - это отдельное закрытое образовательное пространство, в котором есть весь необходимый для учебы функционал: создание чатов, запуск индивидуальных и групповых звонков, обмен файлами, создание опросов, переход в электронный журнал и дневник (при наличии). - Пользователи - участники образовательных отношений (обучающиеся, педагогические работники общеобразовательного учреждения, родители (законные представители) обучающихся). 1.6. Реализация образовательных программ с использованием ИКОП «Сферум» осуществляется по всем предметам учебного плана, в том числе плана внеурочной деятельности. 1.7. Использование ИКОП «Сферум» является частью информационной системы МКОУ СОШ с.п.Арик. 2. Организация работы участников образовательных отношений в учебном профиле VK-мессенджер 2.1. Действия администратора ИКОП «Сферум»: координирует процессы по использованию платформы в образовательной организации, а именно: Администратор назначается руководителем образовательной организации в соответствии с приказом. - направляет посредством электронной почты на адрес info@sferum.ru заявку на регистрацию образовательной организации на ИКОП «Сферум» с приложением приказа о назначении администратора с указанием контактных данных (ФИО, адрес электронной почты, номер личного мобильного телефона); - проходит регистрацию на ИКОП «Сферум» посредством ввода указанного в заявке номера мобильного телефона; - вносит, редактирует информацию об образовательной организации; - создает структурный компонент – класс «Учительская» - с целью присоединения всех педагогических работников образовательной организации на платформу; - при необходимости создает структуру образовательной организации, компонентом которой является класс, в соответствии с утвержденной номенклатурой; - создает и направляет педагогическим работникам и обучающимся (при необходимости) ссылки-приглашения для присоединения в соответствующий класс в соответствующей пользовательской роли на платформу; - назначает дополнительных администраторов из числа присоединившихся на платформу педагогических работников образовательной организации; - при необходимости прикрепляет педагогических работников, выполняющих должностные обязанности классных руководителей, по учебным классам в соответствии с утвержденным руководителем образовательной организации распределением классного руководства; - рассматривает и принимает заявки на вступление в сообщество образовательной организации от педагогических работников и обучающихся (при необходимости); - завершает процесс подтверждения статуса «учитель» педагогических работников (при необходимости); - редактирует информацию, связанную с движением обучающихся и педагогических работников образовательной организации; - аннулирует невостребованные ссылки-приглашения на присоединение к образовательной организации с целью обеспечения информационной безопасности участников образовательных отношений; - ведет, размещает информацию, развивает системные каналы образовательной организации: Общешкольный канал, канал Сотрудники и др.; планирует, организовывает трансляции, проводимые образовательной организацией; - оказывает помощь и поддержку участникам образовательных отношений по эффективному использованию функционала учебного профиля VK-мессенджер; - осуществляет взаимодействие со службой технической поддержки разработчика платформы по вопросам использования функционала цифрового сервиса; - доводит до сведения руководителя образовательной организации статистические данные по использованию платформы в образовательной организации (при наличии доступа). 2.2. Администрация образовательной организации способствует выполнению образовательных программ посредством применения функциональных возможностей платформы, а именно: - издает локальный нормативный документ (приказ, распоряжение) «Об использовании информационно-коммуникационной образовательной платформы «Сферум» и учебного профиля VK-мессенджер»; - назначает администратора платформы из числа педагогических работников образовательной организации; - присоединяется к образовательной организации по ссылке-приглашению в созданный класс Учительская в пользовательской роли «учитель»; - подтверждает статус «учитель» (при необходимости); - обеспечивает информационным материалом администратора платформы для опубликования в системных каналах образовательной организации - Общешкольный канал, канал Сотрудники и др. для эффективной организации управленческих процессов; - обеспечивает коммуникационное взаимодействие (в чатах, проведение рабочих встреч и совещаний в онлайн или гибридном формате посредством создания видеоконференц-связи) с участниками образовательных отношений для решения управленческих задач в чатах, созданных в учебном профиле в VK-мессенджера: - чат руководителя образовательной организации с заместителями; - чат руководителя образовательной организации с педагогическими работниками; - чат руководителя образовательной организации с родительским активом; - чат руководителя образовательной организации с ученическим активом; - иные чаты для решения управленческих задач; - осуществляет контроль по использованию учебного профиля в VK-мессенджере участниками образовательных отношений, в том числе, для проведения дистанционных мероприятий и учебных занятий. 2.3. Классный руководитель координирует процессы по использованию функциональных возможностей учебного профиля в VK-мессенджере для решения учебных и вне учебных задач в классе; для этого: - присоединяется к образовательной организации по ссылке-приглашению, полученной от администратора сообщества, в пользовательской роли «учитель»; - проходит процесс верификации статуса «учитель» (при необходимости); - создает чаты с участниками образовательных отношений для коммуникационного взаимодействия с целью решения определенных образовательных задач, а именно: - чат с обучающимися своего класса; - чат с родителями (законными представителями) обучающихся; - чат с педагогическими работниками, ведущими учебные дисциплины, занятия с обучающимися класса; - иные чаты для решения образовательных задач; - поддерживает и развивает коммуникацию в чатах с участниками образовательных отношений с использованием функционала учебного профиля в VK-мессенджере, включая возможности организации и проведения мероприятий в дистанционном формате. 2.4. Педагогический работник (учитель-предметник, педагог дополнительного образования), ведущий учебные дисциплины, занятия, координирует процессы по использованию функциональных возможностей учебного профиля в VK-мессенджере для решения образовательных задач: - присоединяется к образовательной организации по ссылке-приглашению, полученной от администратора сообщества, в пользовательской роли «учитель»; - проходит процесс верификации статуса «учитель» (при необходимости); - создает учебные чаты с участниками образовательных отношений для коммуникационного взаимодействия с целью решения определенных образовательных задач, а именно: - чат с обучающимися класса по учебному предмету; - иные чаты для решения образовательных задач; - поддерживает и развивает коммуникацию в чатах с участниками образовательных отношений с использованием функционала цифрового сервиса, включая возможности организации и проведения уроков, занятий с применением дистанционных образовательных технологий. 2.5. Обучающийся для осуществления образовательной коммуникации и решения образовательных задач использует функциональные возможности учебного профиля в VKмессенджере, а именно: - присоединяется по ссылке-приглашению, полученной от учителя, классного руководителя, в чат; - участвует в образовательной коммуникации, осуществляемой в чате класса и чатах по учебным дисциплинам, с использованием функционала цифрового сервиса; - участвует в учебных занятиях или мероприятиях, осуществляемых в онлайн или гибридном формате, с применением дистанционных образовательных технологий; - обеспечивает безопасность своего учебного профиля на платформе. 2.7. Родитель (законный представитель) с целью участия в образовательной коммуникации использует функциональные возможности учебного профиля в VKмессенджере, а именно: - присоединяется к чату по ссылке-приглашению, полученной от педагогического работника (классного руководителя, представителя администрации образовательной организации); - участвует в образовательной коммуникации, осуществляемой в чате, с использованием функционала цифрового сервиса. 3. Права участников образовательных отношений 3.1. Участники образовательных отношений, использующие функциональные возможности учебного профиля в VK-мессенджере, имеют доступ к платформе на безвозмездной основе круглосуточно. 3.2. Участники образовательных отношений, являющиеся пользователями учебного профиля в VK-мессенджере, имеют право на обращение в службу технической поддержки по адресу электронной почты info@sferum.ru. 3.3. Участники образовательных отношений, являющиеся пользователями учебного профиля в VK-мессенджере, имеют право на доступ к информационным ресурсам и инструкциям, размещенным на сайте prof-sferum.ru. 3.4. Педагогические работники образовательной организации имеют право посещать семинары и вебинары, в рамках которых освещаются методические вопросы по применению функционала цифрового сервиса. 4. Заключительные положения 4.1. Настоящее положение вводится в действие с момента его подписания и утверждения. 4.2. Настоящее Положение действительно до принятия нового Положения. 4.3. Вопросы, не урегулированные настоящим Положением, подлежат урегулированию в соответствии с действующим законодательством РФ, Уставом МКОУ СОШ с.п.Арик и иными локальными нормативными актами. Приложение №2 Положение об этике общения в учебном профиле VK - мессенджера 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение «Об этике общения в VK – мессенджере» (далее Положение) разработано для МКОУ СОШ с.п.Арик (далее-школа), в соответствии с действующим законодательством РФ, уставом МКОУ СОШ с.п.Арик и регулирует порядок общения в VK - мессенджере. 1.2. Положение «Об этике общения в VK - мессенджере» является локальным нормативным актом, содержащим нормы, регулирующие отношения между школой, учащимися и родительской общественностью и действует в соответствии с Уставом и настоящим Положением. 2. Порядок создания и администрирования родительского чата. 2.1. Групповой чат создается по инициативе педагогического коллектива школы с учащимися и родителями (законными представителями) несовершеннолетних воспитанников для оперативной связи (получения информации от администрации и педагогов школы и решения организационных вопросов). 2.2. В целях эффективного функционирования чата педагог школы будет являться модератором данного чата, следить за порядком общения между его участниками и вовремя удалять негативную и избыточную информацию. 2.3. В состав чата участники включаются только по собственному желанию. Сотрудники школы не вправе принуждать обучающихся и их родителей (законных представителей) вступать в чат. 2.4. Прежде чем включить учащегося, его родителя (законного представителя), а также работника школы в групповой чат, модератор знакомит их с правилами общения в чате. 2.5. Если во время переписки в чате ситуация выходит из-под контроля, участники нарушают правила общения, модератор чата должен напоминать о правилах общения. 2.6. Модератор чата вправе заблокировать участника чата, который более трех раз нарушил правила общения в чате, на срок до одного месяца. 2.7. Модератор вправе разблокировать участника чата досрочно, если последний принес извинения участникам чата, и никто из участников не против его разблокировки. 2.8. Модератор чата не вправе удалять или блокировать участников чата по причинам, не связанным с правилами общения в нем, руководствуясь своими личными предпочтениями. 2.9. Если из школы увольняется работник, который входит в состав чата, или выбывает обучающийся, чьи родители (законные представители) являются участниками чата, то модератор удаляет такого работника или учащегося и его родителя (законного представителя) из чата. 3. Заключительные положения 3.1. В настоящее Положение по мере необходимости, выхода указаний, рекомендаций вышестоящих органов могут вноситься изменения и дополнения, которые принимаются Педагогическим советом, согласуются с учетом мнения родителей и утверждаются директором школы. 3.2. Срок действия настоящего Положения не ограничен. Положение действует до принятия нового. Приложение №3 Методические рекомендации для педагогических работников образовательных организаций общего образования, образовательных организаций среднего профессионального образования, образовательных организаций дополнительного образования по использованию российского программного обеспечения при взаимодействии с обучающимися и их родителями (законными представителями) 1. Общие положения В целях создания единой цифровой образовательной среды, обеспечивающей дополнительные механизмы реализации образовательной деятельности, равные условия качественного образования школьникам вне зависимости от мест их проживания разработана информационно-коммуникационная образовательная платформа "Сферум" (далее - ИКОП Сферум, платформа). Основное назначение ИКОП Сферум - формирование единой среды коммуникаций для всех участников образовательных отношений, организация чатов и иных видов персональных и групповых коммуникаций в рамках учебной и внеучебной деятельности. ИКОП Сферум является вспомогательным инструментом взаимодействия учителей и обучающихся. Платформа доступна всем участникам образовательных отношений, включая учеников с особыми образовательными потребностями и индивидуальными возможностями. Платформа разработана в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2020 г. № 2040 "О проведении эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды" и внедряется в образовательных организациях в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2022 г. № 1241 "О федеральной государственной информационной системе "Моя школа" и внесении изменения в подпункт "а" пункта 2 Положения об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме". 2. Размещение платформы в информационном пространстве При регистрации образовательной организации в ИКОП Сферум создается выделенное информационное пространство, доступ в которое имеют только участники образовательных отношений данной образовательной организации. Каждому участнику образовательных отношений доступен функционал в соответствии с пользовательской ролью на платформе. Платформой можно пользоваться через веб-интерфейс или веб-приложение для компьютера. Также для удобства пользователей учебный профиль ИКОП Сферум доступен в VK Мессенджере. Это закрытое и безопасное пространство, в котором имеется необходимый функционал для реализации образовательной программы с применением дистанционных образовательных технологий: создание чатов, запуск индивидуальных и групповых звонков, обмен файлами, создание опросов, переход в электронный журнал и дневник. В учебном профиле нет рекламы, спама и платных сервисов. Посторонние люди не могут присоединиться к чату класса или школы. Использование ИКОП Сферум не влечет за собой регистрацию в социальной сети ВКонтакте. Если же у пользователя уже есть аккаунт в соцсети - он при входе в ИКОП Сферум не деанонимизируется (то есть пользователи платформы не могут переходить на страницы ВКонтакте друг друга и даже знать о существовании таковых). 3. Подготовка педагогических работников к использованию платформы Для педагогических работников, приступающих к использованию ИКОП Сферум в образовательной деятельности при реализации образовательных программ и организации взаимодействия с обучающимися и родителями (законными представителями), имеется возможность получить консультацию, пройти обучение, ознакомиться с материалами по использованию учебного профиля ИКОП Сферум на странице в сети Интернет по адресу https://sferum.ru. Для этого необходимо в разделе "Учителям" выбрать из списка регион в соответствии с местом нахождения образовательной организации, в которой у педагогического работника подтвержден статус "учитель". В целях поддержки педагогических работников на платформе Сферум организован Блог для учителей о цифровом образовании, где можно найти информацию о VK Мессенджере, о том, как начать работу с сервисом и создать учебный профиль, ответы на вопросы по использованию возможностей ИКОП Сферум. Информация доступна по адресу: https://prof-sferum.ru/blog. Информация по оказанию методической поддержки педагогическим работникам образовательных организаций по использованию ИКОП Сферум размещается в сети Интернет на странице https://prof-sferum.ru/calendar. 4. Регистрация на платформе. Образовательная организация самостоятельна в принятии решения об использовании ИКОП Сферум для взаимодействия участников образовательных отношений. Использование платформы в образовательной организации регламентируется локальным актом образовательной организации (приказ, положение). При использовании ИКОП Сферум через веб-интерфейс для образовательной организации создается отдельное закрытое сообщество. В образовательной организации назначается администратор ИКОП Сферум из числа работников образовательной организации для сопровождения и координации процессов внутри образовательной организации. Регистрация образовательной организации на ИКОП Сферум осуществляется на основании заявки, поданной администратором образовательной организации в адрес info@sferum.ru с темой письма: СФЕРУМ: Регистрация организации. Для регистрации образовательной организации на платформе к заявке необходимо приложить: 1) документ в свободной форме на бланке организации за подписью руководителя и печатью образовательной организации о назначении администратора с указанием контактных данных администратора: Ф.И.О. администратора, мобильный номер телефона администратора, на который он получит права; 2) заполненную анкету в электронном виде: https://vk.cc/cnEOTn (сканировать не нужно). Администратор образовательной организации выстраивает структуру образовательной организации на платформе и обеспечивает возможность регистрации административных и педагогических работников на платформе конкретной образовательной организации. Руководитель образовательной организации в целях исполнения должностных обязанностей при организации коммуникаций в сети Интернет с педагогическими работниками, обучающимися и родителями (законными представителями) используют учебный профиль ИКОП Сферум с обязательным подтверждением роли "учитель". Руководителю образовательной организации доступны функциональные возможности ИКОП Сферум: размещение документов, проведение рабочих совещаний, педагогических советов, родительских собраний, школьных мероприятий, информирование участников образовательных отношений, и др. Педагогические работники образовательных организаций в целях исполнения должностных обязанностей при организации образовательной деятельности и организации коммуникаций в сети Интернет с обучающимися и родителями (законными представителями) используют учебный профиль ИКОП Сферум с обязательным подтверждением роли "учитель". Порядок действий педагогического работника образовательной организации по верификации статуса "учитель" в учебном профиле ИКОП Сферум указан в Инструкции после выбора региона присутствия образовательной организации: https://sferum.ru/?p=instructions. Педагогическим работникам образовательной организации доступны функциональные возможности ИКОП Сферум: размещение учебных материалов, проведение учебных занятий, консультаций, мероприятий, коммуникации в чатах с обучающимися и их родителями (законными представителями), проведение родительских собраний и др. Педагогические работники получают при регистрации соответствующую роль "учитель". В дальнейшем учитель создает чаты с коллегами, учениками и их родителями и приглашает присоединиться по специальной ссылке-приглашению. Роль педагога в учебном профиле подтверждается соответствующим значком. При регистрации обучающихся в ИКОП Сферум создается "учебный" аккаунт, учителем создается ссылка на страницу регистрации в определенной образовательной организации. При регистрации обучающихся начальных классов возможно использовать электронную почту родителей (законных представителей) для получения кода и подтверждения регистрации. Для участия в коммуникации в сети Интернет с учителем и родителем (законным представителем) обучающиеся используют учебный профиль ИКОП Сферум. Обучающимся образовательной организации доступны функциональные возможности ИКОП Сферум: размещение учебных материалов, участие в учебных занятиях, консультациях, мероприятиях, коммуникации в чатах с учителями, обучающимися и родителями (законными представителями) и др. Родители (законные представители) в целях участия в коммуникации в сети Интернет с иными участниками образовательных отношений используют учебный профиль ИКОП Сферум в VK Мессенджере. Порядок действий обучающихся и их родителей (законных представителей), доступность функциональных возможностей при использовании цифрового сервиса представлена в соответствующих инструкциях на странице https://sferum.ru/?p=parents_students. По всем вопросам регистрации и использования ИКОП Сферум в образовательной организации необходимо обратиться к администратору, назначенному в образовательной организации. Для использования ИКОП Сферум в мобильном приложении необходимо произвести регистрацию учебного профиля ИКОП Сферум в VK Мессенджере. Учебный профиль является закрытым и безопасным пространством. 5. Использование платформы в образовательных организациях при реализации образовательных программ При использовании ИКОП Сферум в образовательной деятельности в образовательной организации рекомендуется обеспечить (при необходимости) внесение соответствующих изменений в локальные акты, рабочие программы и/или учебные планы в части создания условий для функционирования электронной информационнообразовательной среды и использования дистанционных образовательных технологий, электронного обучения при реализации образовательных программ. Организация, осуществляющая образовательную деятельность по образовательным программам с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, информирует обучающихся и их родителей (законных представителей) об использовании ИКОП Сферум, а также размещает информацию о порядке регистрации пользователей и об использовании цифрового сервиса участниками образовательных отношений. При использовании ИКОП Сферум при реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий обеспечивается доступ к: - видеозвонку для проведения онлайн-занятий; - трансляции верифицированного цифрового образовательного контента и электронных образовательных ресурсов; - размещению учебных материалов; - организации коммуникации между учителем и обучающимися при решении учебных задач. При использовании ИКОП Сферум при реализации образовательных программ среднего профессионального образования с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий обеспечивается доступ к: - видеозвонку для проведения онлайн-занятий; - трансляции верифицированного цифрового образовательного контента и электронных образовательных ресурсов; - размещению учебных материалов; - организации коммуникации между преподавателем и обучающимися при решении учебных задач. При использовании ИКОП Сферум при реализации дополнительных образовательных программам с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий обеспечивается доступ к: - видеозвонку для проведения онлайн-занятий; - трансляции верифицированного цифрового образовательного контента и электронных образовательных ресурсов; - размещению учебных материалов; - организации коммуникации между педагогом и обучающимися при решении учебных задач. При использовании ИКОП Сферум при организации взаимодействия с родителями (законными представителями) по вопросам реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий обеспечивается доступ к: - видеозвонку для проведения онлайн-мероприятий; - трансляции цифрового контента и электронных ресурсов; - размещению материалов; - организации коммуникации между учителем и родителями (законными представителями). В целях организации качественной подготовки педагогических работников к реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий обеспечены возможности с использованием ИКОП Сферум: - ведение информационного канала сообщества образовательной организации; - организация сетевого взаимодействия (сотрудничество с иными образовательными организациями, культурно-просветительскими организациями и др.); - осуществление профессионального роста и развития педагогических работников (участие в курсах повышения квалификации, в работе методических объединений, предметных ассоциаций и др.); - организация внеучебной деятельности в образовательной организации (проведение классных часов, собраний учебных групп, экскурсий, олимпиад, конкурсов и др.). 6. Техническая поддержка платформы Запросы, связанные с технической поддержкой, предложения для развития ИКОП Сферум необходимо направлять по электронному адресу info@sf