Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
``Средняя общеобразовательная школа сельского поселения Арик``
Терского муниципального района
Кабардино- Балкарской Республики
РАССМОТРЕН
на заседании педагогического
совета
Протокол №1
от 30.08.2025г.
СОГЛАСОВАН
заместитель директора по УВР
/Бжембахова З.В./
от 30.08.2025г.
УТВЕРЖДЁН
приказом директора
МКОУ СОШ с.п.Арик
от 30.08.2025г.№ 56
Учебный план НОО
для обучающихся 1-4 классов
МКОУ СОШ с.п. Арик на 2025-2026 уч. год
2025г.
Пояснительная записка
Учебный план начального общего образования (далее Учебный план МКОУ СОШ
с.п. Арик
разработан в соответствии с требованиями:
− Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 г. №273-ФЗ;
− Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения России
от 31.05.2021 № 286 (далее – ФГОС НОО);
− Закона Российской Федерации от 25.10.1991 № 1807-1 «О языках народов
Российской Федерации»;
− Постановления Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
− Постановления Главного санитарного врача Российской Федерации от
28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»;
− Примерной основной образовательной программы начального общего
образования, одобренной решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию протокол № 6/22 от 15.09.2022;
− Федеральной образовательной программой начального общего образования,
утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18
мая 2023 г. № 372 с изменениями и дополнениями (приказ Министерства
просвещения Российской Федерации №1028 от 27.12.2023г. «О внесении изменений
в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и
Министерства Просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных
государственных образовательных стандартов основного общего образования и
среднего общего образования», приказа Министерства просвещения Российской
Федерации №31 от 22.01.2024г. «О внесении изменений в некоторые приказы
Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства
Просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных
образовательных стандартов начального общего образования и основного общего
образования») и Федеральной образовательной программе основного общего
образования утвержденной приказом Министерства просвещения от 18 мая 2023
года №370 с учетом изменений, внесенных приказом от 09.10.2024 № 704.
основной образовательной программы начального общего образования МКОУ
СОШ с.п. Арик;
- образовательных потребностей и запросов обучающихся, их родителей
(законных представителей);
- а также концептуальных положений УМК «Школа России».
Учебный план основной образовательной программы начального общего
образования МКОУ СОШ с.п. Арик (далее – учебный план) фиксирует общий
объем нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся при
пятидневной учебной неделе, состав и структуру предметных областей,
распределяет учебное время, отводимое на их освоение, по классам и учебным
предметам.
Содержание образования при получении начального общего образования
реализуется преимущественно за счет учебных предметов, курсов,
обеспечивающих целостное восприятие мира, системно-деятельностный подход и
индивидуализацию обучения.
Учебный план обеспечивает возможность обучения на государственных
языках субъектов Российской Федерации и родном (нерусском) языке,
возможность их изучения, а также устанавливает количество занятий, отводимых
на изучение этих языков, по классам (годам) обучения.
Вариативность содержания образовательных программ начального общего
образования реализуется через возможность формирования программ начального
общего образования различного уровня сложности и направленности с учетом
образовательных потребностей и способностей обучающихся. В целях
удовлетворения образовательных потребностей и интересов обучающихся могут
разрабатываться индивидуальные учебные планы, в том числе для ускоренного
обучения, в пределах осваиваемой программы начального общего образования в
порядке, установленном локальными нормативными актами МКОУ СОШ с.п.
Арик.
В основу учебного плана положен вариант федерального учебного плана № 3
Федеральной
образовательной
программы,
утвержденной
приказом
Минпросвещения от 18.05.2023 № 372 с учетом изменений, внесенных приказом от
от 09.10.2024 № 704. Вариант№ 3 предназначен для образовательных организаций,
в которых обучение ведется в режиме 5-дневной учебная недели с изучением
родного языка.
Учебный план предусматривает четырехлетний нормативный срок освоения
образовательных программ начального общего образования. Продолжительность
учебного года при получении начального общего образования для 1-х классов
составляет 33 недели, для 2–4-х классов – 34 недели. Соответственно, весь период
обучения на уровне НОО составляет 135 учебных недель.
Образовательная организация самостоятельна в организации образовательной
деятельности (урочной и внеурочной), в выборе видов деятельности по каждому
предмету (проектная деятельность, практические и лабораторные занятия,
экскурсии и другие). Во время занятий необходим перерыв для гимнастики не менее
2 минут.
Урочная деятельность направлена на достижение обучающимися планируемых
результатов освоения программы начального общего образования с учётом
обязательных для изучения учебных предметов.
Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение
учебной недели. Согласно пункту 19 приказа № 268 режим рабочего времени
педагогических работников 1-х классов определяется с учетом санитарных правил
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 (далее – санитарные правила),
предусматривающих проведение учебных занятий в сентябре–октябре – по 3 урока
в день по 35 минут каждый, в ноябре–декабре – по 4 урока по 35 минут каждый; в
январе–мае – по 4 урока по 40 минут каждый, организацию в середине учебного дня
динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут, предоставление
дополнительных недельных каникул в середине третьей четверти.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30
календарных дней, летом - не менее 8 недель.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебных предметов,
курсов, модулей из обязательной части и части, формируемой участниками
образовательного процесса, в совокупности не превышает величину недельной
образовательной нагрузки, установленную СанПиН 1.2.3685-21. В учебном плане
начального общего образования МКОУ СОШ с.п. Арик выделено:
в 1-х классах – 20 часов в неделю;
во 2-4–х классах – 23 часа в неделю.
Режим работы 5-дневная учебная неделя.
Продолжительность учебного года составляет в 1 классе - 33 недели, во 2-4 классе –
34 недели. Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять
менее 2966 часов и более 3305 часов в соответствии с требованиями к организации
образовательного процесса к учебной нагрузке при 5-дневной (или 6-дневной)
учебной неделе.
Характеристика учебных периодов.
Продолжительность учебных периодов составляет в первом полугодии не более 8
учебных недель; во втором полугодии - не более 10 недель. Наиболее рациональным
графиком является равномерное чередование период учебного времени и каникул.
Продолжительность каникул должна составлять не менее 7 календарных дней.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана
образовательной организации, состоящего из обязательной части и части,
формируемой участниками образовательного процесса, в совокупности не
превышает величины недельной образовательной нагрузки, установленной СанПиН
1.2.3685-21: в 1 классах – 20 часов в неделю, во 2-4 классах — 23 часа в неделю.
МКОУ СОШ с.п. Арик осуществляется координация и контроль объема
домашнего задания учеников каждого класса по всем предметам в соответствии с
Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями:
1 час – для 1 класса;
1,5 часа – для 2 и 3 классов;
2 часа – для 4 класса.
Домашнее задание на следующий урок рекомендуется задавать на текущем
уроке, при наличии электронного журнала дублировать в нем задание не позднее
времени окончания учебного дня. Для выполнения задания, требующего длительной
подготовки (например, подготовка доклада, реферата, оформление презентации,
заучивание стихотворений), рекомендуется предоставлять достаточное количество
времени. Использование электронных средств обучения в ходе реализации
образовательной деятельности, включая выполнение домашних заданий,
внеурочную деятельность, проводится в соответствии с Санитарноэпидемиологическими требованиями и Гигиеническими нормативами»
Обязательная часть учебного плана
Обязательная часть учебного плана определяет состав обязательных учебных
предметов и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Урочная деятельность направлена на достижение обучающимися планируемых
результатов освоения программы начального общего образования с учетом
обязательных для изучения учебных предметов.
Обязательная часть учебного плана включает в себя следующие предметные
области:
1. «Русский язык и литературное чтение».
2. «Родной язык и литературное чтение».
3. «Иностранный язык».
4. «Математика и информатика».
5. «Обществознание и естествознание ("Окружающий мир").
6. «Искусство».
7. «Труд (технология)».
8. «Физическая культура».
9. «ОРКСЭ»
Расписание учебных занятий составляется с учетом дневной и недельной
динамики умственной работоспособности обучающихся и шкалы трудности
учебных предметов. Образовательная недельная нагрузка распределяется
равномерно в течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой
нагрузки в течение дня должен соответствовать действующим санитарным правилам
и нормативам.
Урочная деятельность направлена на достижение обучающимися планируемых
результатов освоения программы начального общего образования с учетом
обязательных для изучения учебных предметов.
В МКОУ СОШ с.п.Арик языком образования является русский язык, и в
соответствии с пунктом 32.1 ФГОС НОО изучение родного языка и литературного
чтения на родном языке из числа языков народов Российской Федерации,
государственных языков Кабардино-Балкарской Республики осуществляется по
заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних.
В соответствии с Приказом № 704 в рамках недельной нагрузки
(20 часов) на изучение родного языка и литературное чтение на родном языке в 1 и
4 классе отводится 1 час – 3 вариант федерального учебного плана (ФУП)
федеральной образовательной программы начального общего образования (ФОП
НОО).
При организации образовательного процесса для обучающихся 1 и 4 класса с
учетом выбора родителей (законных представителей) выделяются дополнительные
часы на изучение родного (кабардино-черкесского) языка и литературного чтения
на родном (кабардино-черкесском) языке – не менее 1 часа для интегрированных
курсов внеурочной деятельности. Эти часы используются для создания речевой
среды для практики использования родного языка, отработки речевых навыков
(аудирования, говорения), усвоенных на уроках в активной игровой, творческой
деятельности с учетом психолого-возрастных особенностей обучающихся 1 класса,
на чтение и анализ художественных текстов на родном языке.
В МКОУ СОШ с.п.Арик родные языки реализуются в полном объеме - 3 часа в
неделю за счет внеурочной деятельности:
1 класс-1 час по учебному плану и 1 час за счет внеурочной деятельности;
2-3 класс-2 часа по учебному плану и 1 час за счет внеурочной деятельности;
4 класс-1 час по учебному плану и 2 часа за счет внеурочной деятельности.
Изучение информатики в 1–4-х классах осуществляется в рамках учебных
предметов обязательной части учебного плана. Достижение предметных и
метапредметных результатов, связанных с использованием информационных
технологий, достигается за счет включения тематических разделов или модулей в
программы следующих учебных предметов:
«Математика» – раздел «Математическая информация» (предполагает
развитие навыков поиска и применения информации, использование разнообразных
источников информации, в том числе сети Интернет);
«Окружающий мир» – модуль «Безопасность в сети Интернет» (обеспечивает
достижение предметных и метапредметных результатов, связанных с
использованием информационных технологий);
«Изобразительное искусство» – модуль «Азбука цифровой графики»
(предусматривает изучение фотографии, работу в программах Paint, Picture Manager
и PowerPoint, виртуальные путешествия);
«Труд
(технология)» – модуль «Информационно-коммуникативные
технологии» (обеспечивает достижение предметных и метапредметных результатов,
связанных с использованием информационных технологий).
Изучение информатики в 1–4-х классах осуществляется в рамках учебных
предметов обязательной части учебного плана. Достижение предметных и
метапредметных результатов, связанных с использованием информационных
технологий, достигается за счет включения тематических разделов или модулей в
программы следующих учебных предметов:
«Математика» – раздел «Математическая информация» (предполагает развитие
навыков поиска и применения информации, использование разнообразных
источников информации, в том числе сети Интернет);
«Окружающий мир» – модуль «Безопасность в сети Интернет» (обеспечивает
достижение предметных и метапредметных результатов, связанных с
использованием информационных технологий);
«Изобразительное
искусство»
– модуль
«Азбука
цифровой
графики»
(предусматривает изучение фотографии, работу в программах Paint, Picture Manager
и PowerPoint, виртуальные путешествия);
«Труд (технология)» – модуль «ИКТ» (обеспечивает достижение предметных и
метапредметных результатов, связанных с использованием информационных
технологий).
При изучении предметной области «Основы религиозных культур и светской
этики» (далее-ОРКСЭ) выбор одного из учебных модулей:
«Основы православной культуры»
«Основы исламской культуры»
«Основы буддийской культуры»
«Основы иудейской культуры»
«Основы мировых религиозных культур»
«Основы светской этики»
осуществляется по заявлению
несовершеннолетних обучающихся.
Курс ОРКСЭ является безотметочным.
родителей
(законных
представителей)
В целях выполнения Концепции развития детско-юношеского спорта в
Российской Федерации до 2030 года и в соответствии с письмом
Минпросвещения от 21.12.2022 № ТВ-2859/03 МКОУ СОШ с.п. Арик реализует
третий час физической активности за счет часов спортивных секций, спортивных
клубов в рамках дополнительного образования детей и внеурочной деятельности.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений отсутствует в связи с отсутствием часов (максимально допустимая
недельная нагрузка обучающихся 1 кл. – 20 ч., 2-4 кл. – 23 ч.).
Оценивание младших школьников в течение первого года обучения
осуществляются в форме словесных качественных оценок на критериальной
основе, в форме письменных заключений учителя, по итогам проверки
самостоятельных работ.
Формы промежуточной аттестации
Учебный план определяет формы проведения промежуточной аттестации в
соответствии с ФОП НОО, утвержденной приказом Минпросвещения от 18.05.2023
№ 372, и «Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МКОУ СОШ с.п.
Арик.
В 1-м классе промежуточная аттестация не проводится. Контрольные работы
проводятся начиная со 2 класса, определен их объем, а также цели их проведения –
оценка уровня достижения предметных и метапредметных результатов. Объем
учебного времени, затрачиваемого на проведение оценочных процедур, не должен
превышать 10% от всего объема учебного времени, отводимого на изучение
данного учебного предмета в данном классе в текущем учебном году. В перечень
оценочных процедур включены всероссийские проверочные работы, а также
внутренние оценочные процедуры, в рамках осуществления текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, их форм, периодичности
и порядка проведения, а также обеспечения функционирования внутренней
системы оценки качества образования (часть 3 статьи 28 Федерального закона от
29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Промежуточная аттестация обучающихся проводится на основе результатов
накопленной оценки и результатов выполнения тематических проверочных работ и
фиксируется в классном журнале.
По итогам промежуточной аттестации обучающемуся выставляется
промежуточная оценка, которая фиксирует достижение предметных планируемых
результатов и универсальных учебных действий. По учебным предметам «Русский
язык», «Литературное чтение», «Математика» промежуточная
оценка
выставляется с учетом степени значимости отметок
за тематические
проверочные работы.
Промежуточная оценка является основанием для перевода обучающихся в
следующий класс. Формы промежуточной аттестации для учебных предметов
представлены в таблице:
Предметы,
курсы, модули
Классы
Формы промежуточной аттестации
Русский язык
2–4-й
Учет учебных достижений на основе накопленных текущих
оценок и результатов выполнения тематических проверочных
работ, зафиксированных в классном журнале, с учетом степени
значимости отметок за тематические проверочные работы
Литературное
чтение
2–4-й
Учет учебных достижений на основе накопленных текущих
оценок и результатов выполнения тематических проверочных
работ, зафиксированных в классном журнале, с учетом степени
значимости отметок за тематические проверочные работы
Родной
(кабардиночеркесский) язык
2–4-й
Учет учебных достижений на основе накопленных текущих
оценок и результатов выполнения тематических проверочных
работ, зафиксированных в классном журнале, с учетом степени
значимости отметок за тематические проверочные работы
Литературное
чтение на родном
(кабардиночеркесском)
языке
2–4-й
Учет учебных достижений на основе накопленных текущих
оценок и результатов выполнения тематических проверочных
работ, зафиксированных в классном журнале, с учетом степени
значимости отметок за тематические проверочные работы
Иностранный
язык
(английский)
2–4-й
Учет учебных достижений на основе накопленных текущих
оценок и результатов выполнения тематических проверочных
работ, зафиксированных в классном журнале
2–4-й
Учет учебных достижений на основе накопленных текущих
оценок и результатов выполнения тематических проверочных
работ, зафиксированных в классном журнале, с учетом степени
значимости отметок за тематические проверочные работы
Окружающий
мир
2–4-й
Учет учебных достижений на основе накопленных текущих
оценок и результатов выполнения тематических проверочных
работ, зафиксированных в классном журнале
Основы
религиозных
культур и
светской этики
4-й
Учет учебных достижений на основе накопленных текущих
оценок и результатов выполнения тематических проверочных
работ, зафиксированных в классном журнале
2–4-й
Учет учебных достижений на основе накопленных текущих
оценок и результатов выполнения тематических проверочных
работ, зафиксированных в классном журнале
2–4-й
Учет учебных достижений на основе накопленных текущих
оценок и результатов выполнения тематических проверочных
работ, зафиксированных в классном журнале
Труд
(технология)
2–4-й
Учет учебных достижений на основе накопленных текущих
оценок и результатов выполнения тематических проверочных
работ, зафиксированных в классном журнале
Физическая
культура
2–4-й
Учет учебных достижений на основе накопленных текущих
оценок и результатов выполнения тематических проверочных
работ, зафиксированных в классном журнале
Математика
Изобразительное
искусство
Музыка
Недельный учебный план начального общего образования в МКОУ СОШ с.п.Арик
на 2025-2026 учебный год
Учебные предметы/ классы
Количество часов в неделю
1А
1Б
2
3
4
Всего
Обязательная часть
Русский язык
5
5
5
5
5
25
Литературное чтение
3
3
3
3
3
15
0,5
0,5
1
1
0,5
1
1
Родной (кабардино-черкесский) язык
Литературное чтениена родном
(кабардино- черкесском) языке
0,5
0,5
0,5
3,5
3,5
Английский язык
–
–
2
2
2
6
Математика
4
4
4
4
4
20
Окружающий мир
2
2
2
2
2
10
Основы религиозных культур и
светской этики
–
–
–
–
1
1
1
1
1
1
1
5
Труд (технология)
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
5
5
Физическая культура
2
2
2
2
2
10
Изобразительное
искусство
Музыка
Итого:
Часть, формируемая
участниками образовательных
отношений
Учебные недели
Всего часов
Максимально допустимая
недельнаянагрузка,
предусмотренная
действующими санитарными
правиламии гигиеническими
нормативами
20
0
20
23
0
23
0
0
33
620*
33
620*
34
782
34
782
20
20
23
23
*1 класс -620 часов с учётом 15 часов в сентябре - октябре
23
109
0
0
34
782
168
3586
23
109
План внеурочной деятельности (недельный)
Учебные курсы
«Разговоры о важном»
«Читательская грамотность»
«Математическая
грамотность»
«Финансовая грамотность»
«Калейдоскоп профессий»
«Самопознание
и
самосовершенствование»
Учебный курс по родному
языку и литературному
чтению на родном языке
(язык народа Российской
Федерации)
ИТОГО недельная нагрузка
1А
1
0
0
Количество часов в неделю
1Б
2
3
1
1
1
0
0
0
0
1
0
4
1
0
0
0
1
0
0
1
0
0
0
0
1
0
0
0
0
0
1
1
1
1
2
3
3
3
3
3