Рабочая программа внеурочной деятельности 4 класса Самопознание

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа сельского поселения Арик»

РАССМОТРЕНО
на заседании методического
совета

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по УВР
/%02ед '^ .В.Бжембахова

УТВЕРЖДЕНО
Дир^трр
Л.М.Шинтукова
Приказ№ 57
от «30» августа 2023г.

Протокол № 1
от «30» августа 2023 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Самопознание и самосовершенствование»
для 4 класса

2023-2024 учебный год

Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Самопознания и саморазвития»
разработана в соответствии с требованиями:
- Федерального закона от 29.12.2012 №273 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Минпросвещения от 31.05.2021 №287 «Об образовании федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса
обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации,
направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 «СК-295/064
- Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной
деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том
числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от
18.08.2017 №09-1672;
- Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 №996-р;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, утвержденного приказом Министерства просвещения России от 31.05.
2021 №286 (далее – ФГОС НОО);
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования,
утверждённый приказом Минобрнауки от 06.10.2009 №373;
- Федеральной образовательной программой начального общего образования,
утверждённой приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая
2023г №372;
- «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию в
организации работы образовательных организации и других объектов социальной
инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распределения новой
короновирусной инфекции (COVID-2019)» СП 3.1/2.4.3598-20.(в новой редакции от
02.12.2020 №39, от 24.03.2021 №10);
- Основной образовательной программы МКОУ СОШ с.п.Арик.
Общая характеристика
Предлагаемая программа занятий в начальной школе направлена на формирование и
сохранение психологического здоровья младших школьников, т.к. способствует развитию
интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы
преодоления трудностей, способствует установлению атмосферы дружелюбия,
формирует коммуникативные навыки, учит умению распознавать и описывать свои
чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы
психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия
для полноценного развития личности ребёнка, основой которого как раз и является
психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих
исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между индивидом и
средой. Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья ребёнка
является его успешная адаптация к социуму.
Курс занятий с младшими школьниками направлен на формирование у них
следующих умений и способностей:
-осознание себя с позиции школьника
- умение адекватно вести себя в различных ситуациях
- умение различать и описывать различные эмоциональные состояния

- способность справляться со страхами, обидами, гневом
- умение отстаивать свою позицию в коллективе, но в то же время дружески
относиться к одноклассникам
- умение справляться с негативными эмоциями
- стремление к изучению своих возможностей и способностей
- успешная адаптация в социуме.
Цель программы: формирование и сохранение психологического здоровья младших
школьников через создание условий для их успешной адаптации к школьной жизни,
формирование у детей навыков эффективной адаптации в обществе; формирование у
детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к
нему, позволяющие в дальнейшем предупредить вредные привычки: курение,
употребление алкоголя и наркотиков.
Задачи:
1. Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить
интерес к внутреннему миру другого человека.
2. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу,
понимать чувства другого человека.
3.Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей –
установку преодоления.
4. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления
межличностных отношений друг с другом и учителем.
5. Развивать и укреплять внутрисемейные связи учащихся и их родителей.
6.Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального
состояния в ходе общения. Формировать терпимость к мнению собеседника.
7. Развивать познавательные способности
8. Расширить знаний детей о правилах здорового образа жизни, воспитание
готовности соблюдать эти правила.
9. Расширять пассивный и активный словарь обучающихся.
Материалы разработаны и подготовлены при содействии Управления социальнопедагогической поддержки и реабилитации детей Министерства образования Российской
Федерации в рамках федеральной целевой программы «Комплексные меры
противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002-2004
годы».
Составители серии: начальник Управления социально-педагогической поддержки и
реабилитации детей Минобразования России, заслуженный учитель Российской
Федерации Г.Н. Тростанецкая; главный специалист Управления социальнопедагогической поддержки и реабилитации детей Минобразования России канд. мед. наук
А.А. Гериш.
Научный руководитель проекта «Все цвета, кроме черного» — чл.-корр. РАО, лауреат
Премии Президента России М.М. Безруких.
Программа предусматривает совместное обсуждение и решение заданий педагога с
ребенком, в основе используемой методики – игровой подход (игры, творческие задания),
осуществляется многократное проигрывание ситуаций, делается акцент на развитие
индивидуальности, рабочие тетради используются дифференцированно по принципу
спирали. Комплект «Все цвета, кроме черного» включает рабочие тетради для учащихся 4
классов («Учусь общаться»), пособие для педагогов «Организация педагогической
профилактики вредных привычек среди младших школьников».

Планируемые результаты изучения учебного предмета
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся обще учебных
знаний, умений и навыков, универсальных учебных действий деятельности и ключевых
компетенций.
Предметные результаты:
 В соответствии с ФГОС, программой авторского коллектива для УМК или
примерной программой федерального компонента государственного
образовательного стандарта основного общего образования.
Метапредметные результаты:
 В соответствии с ФГОС, программой авторского коллектива для УМК или
примерной программой федерального компонента государственного
образовательного стандарта основного общего образования
 Решение учебных и практических задач различных умственных операции

Личностные результаты:
 В соответствии с ФГОС, программой авторского коллектива для УМК или
примерной программой федерального компонента государственного
образовательного стандарта основного общего образования
Знать:

о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;

правила поведения в обществе, семье, со сверстниками;

правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к
победе, поражению;
Уметь:

анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять
 настойчивость в достижении цели
 налаживать контакт с людьми;

соблюдать правила игры и дисциплину;

правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея
 взаимовыручку и т.д.).
 выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка
видах творческой и игровой деятельности.
Регулятивные УУД:
• овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми;
• извлекать с помощью учителя необходимую информацию из литературного текста
• определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя
учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению
• строить речевое высказывание в устной форме
Познавательные УУД:
• уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью
учителя
• учиться исследовать свои качества и свои особенности
• учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя
• учиться наблюдать
• моделировать ситуацию с помощью учителя
Коммуникативные УУД:
• учиться доверительно и открыто говорить о своих чувствах
• учиться работать в паре и в группе
• выполнять различные роли

• слушать и понимать речь других ребят
• осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой
позицией.

Календарно-тематическое планирование

№

Тема

Колво
часов

1
2-3

Вводное занятие. Правила группы, знакомство.
Что вы знаете друг о друге.

1
2

4
5
6-7

«Моё любимое занятие».
«Расскажи о себе».
Твой класс.

1
1
2

Социометрия
Составление «Цветовой карты настроения».
Кто твой друг.
«Законы дружбы».
Качества и черты характера, их значение и
проявление.
13-14 Инсценированные.

1
1
1
1
1

Как научиться жить дружно. Причины ссор.
Тренинг в построении дружеских отношений в
коллективе.
17-18 Как помириться после ссоры.

1
1

Проигрывание ситуаций примирения. Анализ
жизненных ситуаций.
20
Какой у тебя характер.
21-22 Проигрывание ситуаций примирения. Анализ
жизненных ситуаций.
23
Как воспитывать свой характер.
24
Анализ своего характера.
25
Тренинг выхода из сложной ситуации.
26
Люди сильные духом.
27-28 Как сказать «нет» и отстоять свое мнение.

1

29-30 Критическое оценивание ситуаций и поступков
других людей.
31
Умеешь ли ты дружить.
32-33 Игровые ситуации.

2

8
9
10
11
12

15
16

19

34

Итоговое занятие, обобщение.
Итого

2

2

1
2
1
1
1
1
2

1
2
1
34

Дата
По плану
07.09.2023
14.09.2023
21.09.2023
28.09.2023
05.10.2023
12.10.2023
19.10.2023
26.10.2023
09.11.2023
16.11.2023
23.11.2023
30.11.2023
07.12.2023
14.12.2023
21.12.2023
28.12.2023
11.01.2024
18.01.2024
25.01.2024
01.02.2024
08.02.2024
15.02.2024
22.02.2024
29.02.2024
07.03.2024
14.03.2024
21.03.2024
04.04.2024
11.04.2024
18.04.2024
25.04.2024
02.05.2024
16.05.2024
23.05.2024

По
факту


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».