Рабочая программа внеурочной деятельности 4 класса Финансовая грамотность

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа сельского поселения Арик»

РАССМОТРЕНО
на заседании методического
совета

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
поУВР
З.В.Бжембахова?'

Протокол № 1
от «30» августа 2023 года

2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Финансовая грамотность»
для 4 класса

2023-2024 учебный год

Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности разработана на основе примерной
программы внеурочной деятельности в соответствии с требованиями:
- Федерального закона от 29.12.2012 №273 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Минпросвещения от 31.05.2021 №287 «Об образовании федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса
обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации,
направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 «СК-295/064
- Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной
деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том
числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от
18.08.2017 №09-1672;
- Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 №996-р;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, утвержденного приказом Министерства просвещения России от 31.05.
2021 №286 (далее – ФГОС НОО);
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования,
утверждённый приказом Минобрнауки от 06.10.2009 №373;
- Федеральной образовательной программой начального общего образования,
утверждённой приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая
2023г №372;
- «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию в
организации работы образовательных организации и других объектов социальной
инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распределения новой
короновирусной инфекции (COVID-2019)» СП 3.1/2.4.3598-20.(в новой редакции от
02.12.2020 №39, от 24.03.2021 №10);
- Основной образовательной программы МКОУ СОШ с.п.Арик.
«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы
обучающихся 4 классов в сфере экономики семьи. При составлении программы
учитывались особенности младшего школьного возраста.
Программа рассчитана на 1 час в неделю, составлена на 34 часа для учащихся 4
классов.
Цель программы: является развитие экономического образа мышления,
воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических
отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для
решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Задачи программы:
Обучающие: ознакомление с историей возникновения и развития денег;
Развивающие: комплексное развитие личности и творческих способностей ребенка,
формирование элементарной эрудиции и общей культуры, интереса к научно –
исследовательской деятельности.
Воспитательные: воспитание ответственности, уважения к экономическим
отношения в семье, ее истории и культуре; формирование навыков общения со

сверстниками, младшими, взрослыми; совершенствование нравственных качеств,
ориентация на общечеловеческие ценности.
Основные содержательные линии курса:
• деньги, их история, виды, функции;
• семейный бюджет.
Освоение содержания «Основы финансовой грамотности» опирается на
межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные
материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и
включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе
изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами,
схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.
Результаты освоения курса «Основы финансовой грамотности»
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
• развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и
реальных экономических ситуациях.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность»
являются: познавательные:
• Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации;
• Овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
• Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;
Регулятивные:
 Понимание цели своих действий;
 Составление простых планов с помощью учителя;
 Проявление познавательных и творческой инициативы;
 Оценка правильности выполнения действий;
 Адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
Составление текстов в устной и письменной формах;
Умение слушать собеседника и вести диалог;
Умение признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою;
Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» к концу
года являются:
• Понимать и правильное использовать экономические термины;
• Иметь представление о роли денег в семье и обществе;
• Уметь характеризовать виды и функции денег;
• Знать источники доходов и направлений расходов семьи;
• Уметь рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
• Определять элементарные проблем в области семейных финансов и путей их решения;

• Проводить элементарные финансовые расчёты.
Виды деятельности: познавательная; игровая.
Формы организации деятельности:
этические беседы; мини-исследования; посещение музея Банка России посредством
виртуальной экскурсии; игры.
Содержание программы
Тема

Количество часов

Содержание

Что такое деньги и какими
они бывают?

13ч

Из чего складываются доходы
в семье

8ч

Деньги счёт любят, или как
управлять своим кошельком,
чтобы он не пустовал

13ч

Как появились деньги? История
монет. Монеты Древней Руси
(выполнение творческих работ).
Представление творческих работ
«Монеты Древней Руси». Бумажные
деньги. Безналичные деньги.
Дебетовая карта и кредитная карта, в
чем разница? Исследование «Деньги
современности». Представление
результатов исследования. Валюты.
Интерактивная викторина «Деньги».
Мини-исследование «Сколько стоят
деньги?»
Представление результатов миниисследования «Сколько стоят
деньги?»
Откуда в семье берутся деньги. Как
заработать деньги? На что семьи
тратят деньги? Вот я вырасту и
стану… Профессии будущего и
настоящего. А чем занимаются
банкиры? Как приумножить то, что
имеешь? Как правильно планировать
семейный бюджет?
Как тратить с умом? Примерный
бюджет школьника. Семейный
бюджет. Бюджет Российской
Федерации. Если доходы
превышают расходы, образуются
сбережения. Если расходы
превышают доходы, образуются
долги. Игра «Древо решений».
Товары и услуги. Странное слово
«Монополисты». Игра
«Монополия». Творческий проект
«Мое предприятие». Защита проекта
«Мое предприятие». Обзорное
занятие «Что нового я открыл для
себя?»

Итого

34ч

Календарно-тематическое планирование
№
п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

Тема

Раздел 1. Что такое деньги и какими они бывают
Как появились деньги?
История монет
Монеты Древней Руси (выполнение творческих работ)
Представление творческих работ «Монеты Древней Руси»
Бумажные деньги
Безналичные деньги
Дебетовая карта и кредитная карта, в чем разница?
Исследование «Деньги современности»
Представление результатов исследования
Валюты
Интерактивная викторина «Деньги»
Мини-исследование «Сколько стоят деньги?»
Представление результатов мини-исследования «Сколько
стоят деньги?»
Раздел 2. Из чего складываются доходы в семье

Колво
часов
13 ч.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Дата
План
Фак
т
06.09.23
13.09.23
21.09.23
27.09.23
04.10.23
11.10.23
18.10.23
25.10.23
08.11.23
15.11.23
22.11.23
29.11.23
06.12.23

8 ч.
13.12.23
20.12.23
27.12.24
10.01.24
17.01.24
24.01.24
31.01.24
07.02.24

22
23
24
25
26
27

Откуда в семье берутся деньги
1
Как заработать деньги?
1
На что семьи тратят деньги?
1
Вот я вырасту и стану…
1
Профессии будущего и настоящего
1
А чем занимаются банкиры?
1
Как приумножить то, что имеешь?
1
Как правильно планировать семейный бюджет?
1
Раздел 3. Деньги счёт любят, или как управлять
своим кошельком, чтобы он не пустовал 13 ч.
Как тратить с умом?
1
Примерный бюджет школьника
1
Семейный бюджет
1
Бюджет Российской Федерации
1
Если доходы превышают расходы, образуются сбережения
1
Если расходы превышают доходы, образуются долги
1

28
29
30

Игра «Древо решений»
Товары и услуги
Странное слово «Монополисты»

03.04.24
17.04.24
24.04.24

14
15
16
17
18
19
20
21

1
1
1

14.02.24
21.02.24
28.02.24
06.03.24
13.03.24
20.03.24

31 Игра «Монополия»
32 Творческий проект «Мое предприятие»
33 Защита проекта «Мое предприятие»
34 Обзорное занятие «Что нового я открыл для себя?»
Итого

1
1
1
1
34

08.05.24
15.05.24
16.05.24
22.05.24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».