Рабочая программа по КНКБР 11 класса

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство просвещения и науки Кабардино-Балкарской Республики
Местная администрация Терского муниципального района
МКОУ СОШ с.п. Арик
РАССМОТРЕНО
на заседании
методического совета
Протокол №1
от «30» августа 2023 г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по
УВР

УТВЕРЖДЕНО
Директор

Бжембахова З.В.

Шинтукова Л.М.
Приказ №57
от «30» 08 2023 г.

Рабочая программа
учебного курса
«Культура народов КБР»

Учебный курс: культура народов КБР
Уровень образования: среднее общее образование
Класс: 11
Учитель: Теунова Жанна Андреевна

сп Арик 2023г

Пояснительная записка
Рабочая программа по культуре народов КБР для 11 класса разработана в соответствии:
 с Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г.№273 « Об
образовании в Российской Федерации»;
 с Законом КБР « Об образовании» № 23-РЗ от 24.04.2014г.;
 с требованиями ФГОС основного общего образования (утвержден Приказом
Министерства образования и науки РФ от17 декабря 2010 года №1897);
 с основной образовательной программой среднего общего образования МКОУ
«СОШ с п Арик»
 с Положением о рабочей программе учебного предмета МКОУ СОШ с. п. Арик;
 с Учебным планом МКОУ «СОШ сп Арик на 2023- 2024 учебный год;
 с Программой и учебником по культуре народов КБР для 11 класса
общеобразовательных учреждений Аталиков В.М. Культура кабардинцев и
балкарцев. Нальчик. 2007 г.
Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа из расчета 1 учебный час в
неделю.
Целями реализации регионального компонента по Культуре народов КБР являются:
-воспитание разносторонне развитой личности гражданина России, духовно связанного с
малой родиной, знающего и уважающего ее историю, культуру, национальные традиции,
ориентированного в системе ценностей и потребностях современной жизни;
-формирование способности выпускников к самостоятельному жизненному выбору,
самообразованию и самосовершенствованию в условиях многонационального и
поликонфессионального своеобразия.
Задачи реализации регионального компонента по Культура народов КБР:
 дать
выпускникам
целостное
представление
об
культурном,
этнонациональном, своеобразии родного края, традициях духовной и
нравственной жизни, социальном опыте народа;
 сформировать позитивные ценностные ориентации в ходе ознакомления с
культурными, религиозными, этнонациональными традициями народов,
населяющих КБР, для применения полученных знании и умении на практике,
планирования своей жизнедеятельности, участия в решении существующих и
возникающих региональных, общенациональных проблем;
 обеспечить понимание идеи межнационального согласия, толерантности как
важнейших традиции духовной жизни региона, сформировать на этой основе
умения конструктивного межкультурного взаимодействия с представителями
различных этносов, навыки бесконфликтного поведения;
 способствовать этнической идентификации и политической консолидации
населения;
 помочь выпускникам осознать разнообразие и масштаб трудовой жизни в регионе,
передать им знания и умения для активного участия в ней,
способствовать самоопределению, формированию потребности в созидательной
трудовой деятельности на благо семьи, общества, государства;
 пробуждать
интерес
к судьбам людей родного края,
к истории
повседневности, воспитывать уважение к представителям старшего поколения,
институту семьи;
 развивать у обучающихся интерес к родной культуре, раскрывая сущность
явлений и процессов на близком ярком материале;
 развивать
творческие
способности обучающихся
на основе,
поисковой, исследовательской деятельности, изучение многообразных
источников по истории и культуре края;

 создавать условия для

приобщения обучающихся к культуре, искусству,
способам художественного самовыражения на примерах
творчества земляков
– известных деятелей культуры;
 формировать у обучающихся собственное оценочное отношение к фактам и
событиям прошлого и настоящего.
В результате изучения культуры Кабардино-Балкарии формируется целостный и
своеобразный культурный и исторический образ родного края на основе комплексного
осмысления региональных процессов и их роли в образовании, самоопределении и
саморазвитии родного края на основе комплексного осмысления региональных процессов
и их роли в образовании, самоопределении и саморазвитии школьников

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Глава 1. Просвещение, образование и наука (7 часов)
Проблемы письменности кабардинцев и балкарцев (Ш.Ногмов, Н.Шеретлук, У.Берсей).
Проблемы письменности кабардинцев и балкарцев. Первые попытки создания письменности у
кабардинцев и балкарцев. Вклад адыгских просветителей в процесс создания письменности.
Деятельность Ш.Ногмова. Создание азбуки Н.Шеретлуком, участь его произведений. У.Берсей
– автор учебной литературы на черкесском языке.
Просветительская литературная деятельность первых ученых Кабарды и Балкарии.
Просветительство Кабарды ( 3 этапа). Деятели науки, культуры и просвещения Балкарии.
Появление светских школ в XIX в. и роль общения с казачеством и русским народом в
распространении письменности. Зачатки народного образования. Первые светские школы. Роль
общения с казачеством и русским народом в распространении образования.
Этапы развития общеобразовательной школы в Кабарде и Балкарии и ее современное
состояние. Школьное образование в Кабарде и Балкарии в конце XIX – начале ХХвв. Народное
образование в период с 1920 по 1975гг. Введение всеобщего начального образования. Развитие
семилетнего и среднего образования. Современно состояние общеобразовательной школы.
Первые средние и высшие учебные заведения КБР, их роль в культурном и
экономическом развитии республики. Народное образование. Подготовка национальных
кадров. Высшее образование на современном этапе.
Первые научные учреждения и развитие науки в КБР. Наука в 1920 – 1930гг. Наука в
послевоенные годы. Наука на современном этапе.
Ученые и специалисты, внесшие наибольший вклад в развитие науки и образования в
КБР.
Глава 2. Художественная культура (5 часов)
Понятие «художественная культура». Народное прикладное искусство Кабарды и
Балкарии.
Истоки театрального искусства и ее современное состояние. Зарождение театрального
искусства. Особенности кабардинского и балкарского национального театра. Развитие

театрального искусства после революции. Появление первых драматических кружков и
организация театров в школах. Положение театров в Кабардино-Балкарии в годы Великой
Отечественной войны. Театр в КБР на современном этапе.
Музыкальное искусство. Народные певцы. Союз композиторов и госфилармония КБР.
Музыкальное искусство. Народные певцы. Музыкальное искусство Кабардино-Балкарии после
1917г. Союз композиторов. Государственная филармония.
Художественная литература Кабарды и Балкарии. Союз писателей КБР. Зарождение
кабардинской и балкарской литературы Б.Пачев и К.Мячиев. Литература в КБР в советское
время. Вклад писателей КБР в развитие национальной культуры.
Изобразительное искусство. Союз художников КБР. Развитие изобразительного
искусства в КБР. Живопись. Графика. Скульптура. Народное искусство и профессиональные
художники.
Глава 3. Музеи. Библиотеки (2 часа)
Роль музеев в культурно-просветительской работе. Государственные, народные и
школьные музеи КБР. Организация музейного дела в КБР. Современное состояние музейного
дела в КБР.
Состояние и развитие библиотечного дела в Кабарде и Балкарии. Библиотечное дело в
первые годы Советской власти (20–30-е гг.). Развитие библиотечного дела в КБР. Современное
состояние библиотечного дела в КБР.

Глава 4. Печать, радио, ТВ, кино (4 часа)
СМИ и их роль в национально-культурном возрождении народов КБР.
История развития СМИ в КБР. Развитие СМИ в республике. Печать. Радио.
Телевидение.
Роль кино, видео и других зрелищ в современной культуре. Киноискусство его развитие
в КБР. Театры и кинотеатры.
Повторительно-обобщающий урок – контрольная работа № 1 «Развитие
просвещения и художественной культуры в КБР».
Глава 5. Парки (2 часа)
Приэльбрусье – национальный парк КБР. Эльбрус – памятник истории и культуры
всемирного значения.
Нальчикский парк культуры – крупнейший культурный очаг республики. История парка.
Современное состояние парка.
Глава 6. Здоровье в культуре народов КБР (5 часов)

Физическая культура в укладе жизни кабардинцев и балкарцев. Народные игры. Задачи
физического воспитания детей. Средства физического воспитания.
Этапы развития физкультуры и спорта в КБР. История возникновения и развития
физкультуры и спорта в КБР. Национальные праздники физкультуры, спартакиады. Развитие
физкультуры и спорта в современное время.
Курорт Нальчик – всероссийская здравница. Характеристика курорта Нальчик. История
курорта. Современное состояние.
КБР – родина отечественного альпинизма и горного туризма. История развития
альпинизма и горного туризма в КБР. Современное состояние.
Общественные институты культуры. Творческие организации КБР.
Повторительно-обобщающий урок – контрольная работа № 2 по главам «Парки» и
«Здоровье в культуре народов КБР».

Глава 7. Культура казачества (2 часа)
История возникновения казачества на Кавказе и Тереке. История появления казачества
на Северном Кавказе. Отношения между казаками и местным населением.
Материальная культура Терского казачества. Особенность и самобытность казачьей
культуры. Основные занятия казаков. Жилищ, одежда.
Общественный и семейный быт терских казаков. Взаимообогащение культур народов
Северного Кавказа и казачества. Общественный и политический строй казачьей общины.
Семейные традиции и обряды. Взаимообогащение культур казаков и горцев.
Глава 8. Культура других народов, населяющих КБР (6 часов)
Из истории и культуры горских евреев. Горские евреи – таты. История расселения
евреев на Северном Кавказе. Материальная и духовная культура горских евреев.
История расселения немцев и поляков на Северном Кавказе. История расселения немцев
на Северном Кавказе. Немецкие поселения в КБР. Особенности духовной культуры и быта.
История поселения поляков на Северном Кавказе. Материальная и духовная культура.
История поселения корейцев и турок-месхетинцев в КБР. Особенности духовной
культуры и быта.
Взаимодействие национальных культур – путь к естественному развитию, сближению и
сотрудничеству наций. Источники национальных культур. Роль культурных различий в
историческом процессе. Интернационализация культуры: основные факторы и проблемы.
Межкультурный диалог, его роль в сохранении национальных культур и формировании
общечеловеческих культур и культурных ценностей.

Повторительно-обобщающий урок – контрольная работа № 3 «Культура народов,
населяющих КБР».
Итоговое повторение по курсу «Культура народов КБР»

Тематическое планирование

№

Раздел

Кол-во часов

1

Просвещение, наука, образование.

7

2

Художественная культура.

5

3

Музеи, библиотеки.

2

4

Печать, радио, телевидение.

4

5

Парки

2

6

Здоровье в культуре народов КБР.

5

7

Культура казачества.

2

8

Культура других народов КБР

6
ИТОГО:

34 часа

Контрольнопроверочная
работа

1

Календарно – тематическое планирование по курсу
«КУЛЬТУРА НАРОДОВ КАБАРДИНО – БАЛКАРИИ»
11 КЛАСС.

№

Тема

часов
Глава 1. Просвещение. Образование. Наука

Дата

Колво
план

7

1 Проблема письменности кабардинцев и балкарцев (Ш.
Ногмов, Н.Шеретлук, У.Берсей)
2 Прсветительская литературная деятельность первых
ученых и писателей Кабарды и Балкарии.
3 Появление светских школ в 19 веке и роль общения с
казачеством и русским народом в распространении
образования
4 Этапы развития общеобразовательной школы в
Кабардино – Балкарии и ее современное состояние
5 Первые средние и высшие учебные заведения КБР , их
роль в культурном и экономическом развитии
республики
6 Первые научные учреждения и развитие науки в
Кабардино – Балкарии
7 Ученые и специалисты, внесшие наибольший вклад в
развитие науки и образования в КБР
Глава 2. Художественная культура
8 Понятие «художественная культура». Народное
прикладное искусство кабардинцев и балкарцев
9 Истоки театрального искусства и его современное
состояние
10 Музыкальное искусство. Народные певцы. Союз
композиторов и госфилармония КБР
11 Художественная литература. Союз писателей КБР

1

06.09.23

1

13.09.23

1

27.09.23

1

04.10.23

1

11.10.23

1

18..10.23

1

25.10.23

5
1

08.11.23

1

15.11.23

1

22.11.23

1

29.11.23

12 Изобразительное искусство. Союз художников

1

06.12.23

Глава 3. Музеи. Библиотеки
13 Роль музеев в культурно- просветительной
14 Состояние и развитие библиотечного дела в КБР
15 Контрольно-проверочная работа №1по главам 1-3.
Глава 4. Печать. Радио. Телевидение.
16 Средства массовой информации и их роль в
национальной культуре и возрождении народов КБР
17 История развития СМИ в Кабардино- Балкарии
Глава 5. Кино. Другие зрелища. Парки.
18 Роль кино, видио и других зрелищ в современной
культуре. Театры и кинотеатры Нальчика
19 Приэльбрусье- национальный парк КБР. Эльбрус –

2
1
1
1
2
1

13.12.23
20.12.23
27.12.23

1

17.01.24

1

24.01.24

1

31.02.24

10.01.24

факт

памятник истории и культуры всемирного значения.
20 Нальчикский парк культуры и отдыха – крупнейший
культурный очаг республики. История парка.
Глава 6. Здоровье в культуре народов КБР
21 Физическая культура в укладе жизни кабардинцев и
балкарцев . Народные игры
Этапы развития физической культуры и спорта в КБР.
22
23 Курорт Нальчик – Всероссийская здравница
24 Кабардино – Балкария – родина отечественного
альпинизма и горного туризма. История развития и
современное состояние
25 Общественные институты культуры. Творческие
организации и союзы. Общественные культурные
центры и культурный фонд КБР.
Глава 7. Культура казачества
26 История возникновения казачества в России, на
Кавказе и на Тереке.
27 Материальная культура терского казачества.
Особенности и самобытность казачей культуры.
28 Общественный и семейный быт терских казаков.
Взаимообогащение культур народов Северного
Кавказа и казачества
29 Культура других народов, населяющих Кабардино –
Балкарию.
30 Из истории и культуры горских евреев
31 История расселения немцев на Северном Кавказе.
Немецкие поселения в Кабардино – Балкарии.
Трудовые традиции , особенности духовной культуры
и быта.
32 История поселения корейцев и турок – месхетинцев в
Кабардино – Балкарии. Особенности духовной
культуры и быта.
33 Контрольно -проверочная работа №2. По главам 4-7.
34 Взаимодействие национальных культур – путь к
естественному развитию, сближению и сотрудничеству
наций.

1

07.01.24

5
1

14.02.24

1

21.02.24

1
1

28.02.24
06.03.24

1

13.03.24

1

20.03.24

1

03.04.24

1

10.04.24

1

17.04.24

1
1

24.04.24
08.05.24

1

1
1

08.05.24

15.05.24
22.05.24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».