МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство просвещения и науки Кабардино-Балкарской Республики Местная администрация Терского муниципального района МКОУ СОШ с.п. Арик РАССМОТРЕНО на заседании методического совета Протокол №1 от «30» августа 2023 г. СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР УТВЕРЖДЕНО Директор Бжембахова З.В. Шинтукова Л.М. Приказ №57 от «30» 08 2023 г. Рабочая программа учебного курса «Культура народов КБР» Учебный курс: культура народов КБР Уровень образования: среднее общее образование Класс: 11 Учитель: Теунова Жанна Андреевна сп Арик 2023г Пояснительная записка Рабочая программа по культуре народов КБР для 11 класса разработана в соответствии: с Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г.№273 « Об образовании в Российской Федерации»; с Законом КБР « Об образовании» № 23-РЗ от 24.04.2014г.; с требованиями ФГОС основного общего образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от17 декабря 2010 года №1897); с основной образовательной программой среднего общего образования МКОУ «СОШ с п Арик» с Положением о рабочей программе учебного предмета МКОУ СОШ с. п. Арик; с Учебным планом МКОУ «СОШ сп Арик на 2023- 2024 учебный год; с Программой и учебником по культуре народов КБР для 11 класса общеобразовательных учреждений Аталиков В.М. Культура кабардинцев и балкарцев. Нальчик. 2007 г. Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа из расчета 1 учебный час в неделю. Целями реализации регионального компонента по Культуре народов КБР являются: -воспитание разносторонне развитой личности гражданина России, духовно связанного с малой родиной, знающего и уважающего ее историю, культуру, национальные традиции, ориентированного в системе ценностей и потребностях современной жизни; -формирование способности выпускников к самостоятельному жизненному выбору, самообразованию и самосовершенствованию в условиях многонационального и поликонфессионального своеобразия. Задачи реализации регионального компонента по Культура народов КБР: дать выпускникам целостное представление об культурном, этнонациональном, своеобразии родного края, традициях духовной и нравственной жизни, социальном опыте народа; сформировать позитивные ценностные ориентации в ходе ознакомления с культурными, религиозными, этнонациональными традициями народов, населяющих КБР, для применения полученных знании и умении на практике, планирования своей жизнедеятельности, участия в решении существующих и возникающих региональных, общенациональных проблем; обеспечить понимание идеи межнационального согласия, толерантности как важнейших традиции духовной жизни региона, сформировать на этой основе умения конструктивного межкультурного взаимодействия с представителями различных этносов, навыки бесконфликтного поведения; способствовать этнической идентификации и политической консолидации населения; помочь выпускникам осознать разнообразие и масштаб трудовой жизни в регионе, передать им знания и умения для активного участия в ней, способствовать самоопределению, формированию потребности в созидательной трудовой деятельности на благо семьи, общества, государства; пробуждать интерес к судьбам людей родного края, к истории повседневности, воспитывать уважение к представителям старшего поколения, институту семьи; развивать у обучающихся интерес к родной культуре, раскрывая сущность явлений и процессов на близком ярком материале; развивать творческие способности обучающихся на основе, поисковой, исследовательской деятельности, изучение многообразных источников по истории и культуре края; создавать условия для приобщения обучающихся к культуре, искусству, способам художественного самовыражения на примерах творчества земляков – известных деятелей культуры; формировать у обучающихся собственное оценочное отношение к фактам и событиям прошлого и настоящего. В результате изучения культуры Кабардино-Балкарии формируется целостный и своеобразный культурный и исторический образ родного края на основе комплексного осмысления региональных процессов и их роли в образовании, самоопределении и саморазвитии родного края на основе комплексного осмысления региональных процессов и их роли в образовании, самоопределении и саморазвитии школьников СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Глава 1. Просвещение, образование и наука (7 часов) Проблемы письменности кабардинцев и балкарцев (Ш.Ногмов, Н.Шеретлук, У.Берсей). Проблемы письменности кабардинцев и балкарцев. Первые попытки создания письменности у кабардинцев и балкарцев. Вклад адыгских просветителей в процесс создания письменности. Деятельность Ш.Ногмова. Создание азбуки Н.Шеретлуком, участь его произведений. У.Берсей – автор учебной литературы на черкесском языке. Просветительская литературная деятельность первых ученых Кабарды и Балкарии. Просветительство Кабарды ( 3 этапа). Деятели науки, культуры и просвещения Балкарии. Появление светских школ в XIX в. и роль общения с казачеством и русским народом в распространении письменности. Зачатки народного образования. Первые светские школы. Роль общения с казачеством и русским народом в распространении образования. Этапы развития общеобразовательной школы в Кабарде и Балкарии и ее современное состояние. Школьное образование в Кабарде и Балкарии в конце XIX – начале ХХвв. Народное образование в период с 1920 по 1975гг. Введение всеобщего начального образования. Развитие семилетнего и среднего образования. Современно состояние общеобразовательной школы. Первые средние и высшие учебные заведения КБР, их роль в культурном и экономическом развитии республики. Народное образование. Подготовка национальных кадров. Высшее образование на современном этапе. Первые научные учреждения и развитие науки в КБР. Наука в 1920 – 1930гг. Наука в послевоенные годы. Наука на современном этапе. Ученые и специалисты, внесшие наибольший вклад в развитие науки и образования в КБР. Глава 2. Художественная культура (5 часов) Понятие «художественная культура». Народное прикладное искусство Кабарды и Балкарии. Истоки театрального искусства и ее современное состояние. Зарождение театрального искусства. Особенности кабардинского и балкарского национального театра. Развитие театрального искусства после революции. Появление первых драматических кружков и организация театров в школах. Положение театров в Кабардино-Балкарии в годы Великой Отечественной войны. Театр в КБР на современном этапе. Музыкальное искусство. Народные певцы. Союз композиторов и госфилармония КБР. Музыкальное искусство. Народные певцы. Музыкальное искусство Кабардино-Балкарии после 1917г. Союз композиторов. Государственная филармония. Художественная литература Кабарды и Балкарии. Союз писателей КБР. Зарождение кабардинской и балкарской литературы Б.Пачев и К.Мячиев. Литература в КБР в советское время. Вклад писателей КБР в развитие национальной культуры. Изобразительное искусство. Союз художников КБР. Развитие изобразительного искусства в КБР. Живопись. Графика. Скульптура. Народное искусство и профессиональные художники. Глава 3. Музеи. Библиотеки (2 часа) Роль музеев в культурно-просветительской работе. Государственные, народные и школьные музеи КБР. Организация музейного дела в КБР. Современное состояние музейного дела в КБР. Состояние и развитие библиотечного дела в Кабарде и Балкарии. Библиотечное дело в первые годы Советской власти (20–30-е гг.). Развитие библиотечного дела в КБР. Современное состояние библиотечного дела в КБР. Глава 4. Печать, радио, ТВ, кино (4 часа) СМИ и их роль в национально-культурном возрождении народов КБР. История развития СМИ в КБР. Развитие СМИ в республике. Печать. Радио. Телевидение. Роль кино, видео и других зрелищ в современной культуре. Киноискусство его развитие в КБР. Театры и кинотеатры. Повторительно-обобщающий урок – контрольная работа № 1 «Развитие просвещения и художественной культуры в КБР». Глава 5. Парки (2 часа) Приэльбрусье – национальный парк КБР. Эльбрус – памятник истории и культуры всемирного значения. Нальчикский парк культуры – крупнейший культурный очаг республики. История парка. Современное состояние парка. Глава 6. Здоровье в культуре народов КБР (5 часов) Физическая культура в укладе жизни кабардинцев и балкарцев. Народные игры. Задачи физического воспитания детей. Средства физического воспитания. Этапы развития физкультуры и спорта в КБР. История возникновения и развития физкультуры и спорта в КБР. Национальные праздники физкультуры, спартакиады. Развитие физкультуры и спорта в современное время. Курорт Нальчик – всероссийская здравница. Характеристика курорта Нальчик. История курорта. Современное состояние. КБР – родина отечественного альпинизма и горного туризма. История развития альпинизма и горного туризма в КБР. Современное состояние. Общественные институты культуры. Творческие организации КБР. Повторительно-обобщающий урок – контрольная работа № 2 по главам «Парки» и «Здоровье в культуре народов КБР». Глава 7. Культура казачества (2 часа) История возникновения казачества на Кавказе и Тереке. История появления казачества на Северном Кавказе. Отношения между казаками и местным населением. Материальная культура Терского казачества. Особенность и самобытность казачьей культуры. Основные занятия казаков. Жилищ, одежда. Общественный и семейный быт терских казаков. Взаимообогащение культур народов Северного Кавказа и казачества. Общественный и политический строй казачьей общины. Семейные традиции и обряды. Взаимообогащение культур казаков и горцев. Глава 8. Культура других народов, населяющих КБР (6 часов) Из истории и культуры горских евреев. Горские евреи – таты. История расселения евреев на Северном Кавказе. Материальная и духовная культура горских евреев. История расселения немцев и поляков на Северном Кавказе. История расселения немцев на Северном Кавказе. Немецкие поселения в КБР. Особенности духовной культуры и быта. История поселения поляков на Северном Кавказе. Материальная и духовная культура. История поселения корейцев и турок-месхетинцев в КБР. Особенности духовной культуры и быта. Взаимодействие национальных культур – путь к естественному развитию, сближению и сотрудничеству наций. Источники национальных культур. Роль культурных различий в историческом процессе. Интернационализация культуры: основные факторы и проблемы. Межкультурный диалог, его роль в сохранении национальных культур и формировании общечеловеческих культур и культурных ценностей. Повторительно-обобщающий урок – контрольная работа № 3 «Культура народов, населяющих КБР». Итоговое повторение по курсу «Культура народов КБР» Тематическое планирование № Раздел Кол-во часов 1 Просвещение, наука, образование. 7 2 Художественная культура. 5 3 Музеи, библиотеки. 2 4 Печать, радио, телевидение. 4 5 Парки 2 6 Здоровье в культуре народов КБР. 5 7 Культура казачества. 2 8 Культура других народов КБР 6 ИТОГО: 34 часа Контрольнопроверочная работа 1 Календарно – тематическое планирование по курсу «КУЛЬТУРА НАРОДОВ КАБАРДИНО – БАЛКАРИИ» 11 КЛАСС. № Тема часов Глава 1. Просвещение. Образование. Наука Дата Колво план 7 1 Проблема письменности кабардинцев и балкарцев (Ш. Ногмов, Н.Шеретлук, У.Берсей) 2 Прсветительская литературная деятельность первых ученых и писателей Кабарды и Балкарии. 3 Появление светских школ в 19 веке и роль общения с казачеством и русским народом в распространении образования 4 Этапы развития общеобразовательной школы в Кабардино – Балкарии и ее современное состояние 5 Первые средние и высшие учебные заведения КБР , их роль в культурном и экономическом развитии республики 6 Первые научные учреждения и развитие науки в Кабардино – Балкарии 7 Ученые и специалисты, внесшие наибольший вклад в развитие науки и образования в КБР Глава 2. Художественная культура 8 Понятие «художественная культура». Народное прикладное искусство кабардинцев и балкарцев 9 Истоки театрального искусства и его современное состояние 10 Музыкальное искусство. Народные певцы. Союз композиторов и госфилармония КБР 11 Художественная литература. Союз писателей КБР 1 06.09.23 1 13.09.23 1 27.09.23 1 04.10.23 1 11.10.23 1 18..10.23 1 25.10.23 5 1 08.11.23 1 15.11.23 1 22.11.23 1 29.11.23 12 Изобразительное искусство. Союз художников 1 06.12.23 Глава 3. Музеи. Библиотеки 13 Роль музеев в культурно- просветительной 14 Состояние и развитие библиотечного дела в КБР 15 Контрольно-проверочная работа №1по главам 1-3. Глава 4. Печать. Радио. Телевидение. 16 Средства массовой информации и их роль в национальной культуре и возрождении народов КБР 17 История развития СМИ в Кабардино- Балкарии Глава 5. Кино. Другие зрелища. Парки. 18 Роль кино, видио и других зрелищ в современной культуре. Театры и кинотеатры Нальчика 19 Приэльбрусье- национальный парк КБР. Эльбрус – 2 1 1 1 2 1 13.12.23 20.12.23 27.12.23 1 17.01.24 1 24.01.24 1 31.02.24 10.01.24 факт памятник истории и культуры всемирного значения. 20 Нальчикский парк культуры и отдыха – крупнейший культурный очаг республики. История парка. Глава 6. Здоровье в культуре народов КБР 21 Физическая культура в укладе жизни кабардинцев и балкарцев . Народные игры Этапы развития физической культуры и спорта в КБР. 22 23 Курорт Нальчик – Всероссийская здравница 24 Кабардино – Балкария – родина отечественного альпинизма и горного туризма. История развития и современное состояние 25 Общественные институты культуры. Творческие организации и союзы. Общественные культурные центры и культурный фонд КБР. Глава 7. Культура казачества 26 История возникновения казачества в России, на Кавказе и на Тереке. 27 Материальная культура терского казачества. Особенности и самобытность казачей культуры. 28 Общественный и семейный быт терских казаков. Взаимообогащение культур народов Северного Кавказа и казачества 29 Культура других народов, населяющих Кабардино – Балкарию. 30 Из истории и культуры горских евреев 31 История расселения немцев на Северном Кавказе. Немецкие поселения в Кабардино – Балкарии. Трудовые традиции , особенности духовной культуры и быта. 32 История поселения корейцев и турок – месхетинцев в Кабардино – Балкарии. Особенности духовной культуры и быта. 33 Контрольно -проверочная работа №2. По главам 4-7. 34 Взаимодействие национальных культур – путь к естественному развитию, сближению и сотрудничеству наций. 1 07.01.24 5 1 14.02.24 1 21.02.24 1 1 28.02.24 06.03.24 1 13.03.24 1 20.03.24 1 03.04.24 1 10.04.24 1 17.04.24 1 1 24.04.24 08.05.24 1 1 1 08.05.24 15.05.24 22.05.24