Описание основной образовательной программы ФГОС основного общего образования Муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа с.п.Арик" на 2025-2026 учебный год
Описание образовательной программы
Описание основной образовательной программы ФГОС основного общего образования Муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа с.п.Арик" на 2025-2026 учебный год (в новой редакции)
• Образовательная программа основного общего образования Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа сельского поселения Арик» Терского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики -
МКОУ СОШ с.п.Арик (далее образовательная организация) разработана в
соответствии с
• Федеральным законом №273-ФЗ от 29 декабря 2012
года «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями;
• Федеральным государственным образовательным
стандартом, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от 31.05.2021г., №287 с изменениями и дополнениями;
• Федеральной образовательной программой основного
общего образования, утвержденной приказом Министерства просвещения от
18.05.2023 №370 с изменениями и дополнениями.
При разработке основной общеобразовательной программы использованы
федеральные рабочие программы учебных предметов. В соответствии с пунктом 6.4.
статьи
12 Закона «Об
образовании в Российской Федерации) такая учебно-методическая документация не
разрабатывается.
Также при
реализации ООП ООО учтены требования
• Постановления Главного государственного
санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №28 "Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи"",
• Постановления Главного государственного
санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. №2 "Об утверждении санитарных
правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания",
• Постановления Правительства РФ №556 от
30.04.2024г. «Об утверждении перечня мероприятий по оценке качества образования».
Приложением к ООП ООО являются локальные нормативные акты образовательной
организации, конкретизирующие и дополняющие основную образовательную
программу.
Разработка и утверждение основной образовательной программы и приложений к
ней регламентируются законодательством.
Основная образовательная программа основного общего образования является
основным документом, определяющим содержание общего образования, а также
регламентирующим образовательную деятельность организации в единстве урочной и
внеурочной деятельности при учете установленного ФГОС соотношения обязательной
части программы и части, формируемой участниками образовательного процесса.
1.1.1. Цели реализации основной образовательной
программы основного общего образования
Основное общее образование является необходимым обязательным уровнем
образования.
Целями реализации ООП ООО являются:
• организация учебного процесса с учётом целей,
содержания и планируемых результатов основного общего образования, отражённых в
ФГОС ООО;
• создание условий для становления и формирования
личности обучающегося;
• организация деятельности педагогического
коллектива по созданию индивидуальных программ и учебных планов для одарённых,
успешных обучающихся и (или) для обучающихся социальных групп, нуждающихся в особом
внимании и поддержке.
Достижение поставленных целей реализации ООП ООО
предусматривает решение следующих основных задач:
• формирование у обучающихся нравственных убеждений,
эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и
межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком
Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие
склонностей, интересов, способностей к социальному самоопределению;
• обеспечение планируемых результатов по освоению
обучающимся целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков,
определяемых личностными, семейными, общественными, государственными
потребностями и возможностями обучающегося, индивидуальными
особенностями его
развития и состояния здоровья;
• обеспечение преемственности основного общего и
среднего общего образования;
• достижение планируемых результатов освоения ООП
ООО всеми обучающимися, в том числе обучающимися с ограниченными возможностями
здоровья;
• обеспечение доступности получения качественного
основного общего образования;
• выявление и развитие способностей обучающихся, в
том числе проявивших выдающиеся способности, через систему клубов, секций,
студий и других, организацию общественно полезной деятельности;
• организация интеллектуальных и творческих
соревнований, научнотехнического творчества и проектно-исследовательской
деятельности;
• участие обучающихся, их родителей (законных
представителей), педагогических работников в проектировании и развитии
социальной среды образовательной организации;
• включение обучающихся в процессы познания и
преобразования социальной среды (населенного пункта, района, города) для
приобретения опыта реального управления и действия;
• организация социального и
учебно-исследовательского проектирования, профессиональной ориентации
обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов,
сотрудничество с базовыми предприятиями, организациями профессионального
образования, центрами профессиональной работы;
• создание условий для сохранения и укрепления
физического, психологического и социального здоровья обучающихся,
обеспечение их безопасности.
В соответствии с пунктом 5 статьи 66 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»
обучающиеся, не освоившие программу основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях
образования.
В соответствии с пунктом 6 статьи 66
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» по согласию родителей (законных
представителей) несовершеннолетнего обучающегося, комиссии по делам несовершеннолетних
и защите их прав и органа местного самоуправления, осуществляющего управление в
сфере образования, обучающийся, достигший возраста пятнадцати лет, может
оставить общеобразовательную организацию до получения основного общего
образования. Дальнейшие меры по продолжению освоения несовершеннолетним
образовательной программы основного общего образования в иной форме обучения и
с его согласия по трудоустройству принимает комиссия по делам
несовершеннолетних и защите их прав совместно с родителями (законными
представителями) несовершеннолетнего, оставившего общеобразовательную
организацию до получения основного общего образования, и органом местного
самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования.
1.1.2. Принципы
формирования и механизмы реализации основной образовательной программы
основного общего образования
В основе разработки основной образовательной программы основного общего
образования лежат следующие принципы и
подходы:
• принцип учёта ФГОС ООО: ООП ООО базируется на
требованиях, предъявляемых ФГОС ООО к целям, содержанию, планируемым
результатам и условиям обучения на
уровне основного общего образования;
• принцип учёта языка обучения: с учётом условий
функционирования образовательной организации ООП ООО характеризует право
получения образования на родном языке из числа языков народов Российской
Федерации и отражает механизмы реализации данного принципа в учебных планах,
планах внеурочной деятельности;
• принцип учёта ведущей деятельности обучающегося:
ООП ООО обеспечивает конструирование учебного процесса в структуре учебной
деятельности, предусматривает механизмы формирования всех компонентов учебной
деятельности (мотив, цель, учебная задача, учебные операции, контроль и
самоконтроль);
• принцип индивидуализации обучения: ООП ООО предусматривает
возможность и механизмы разработки индивидуальных программ и учебных планов для
обучения детей с особыми способностями, потребностями и интересами с учетом
мнения родителей (законных представителей) обучающегося;
• системно-деятельностный подход, предполагающий
ориентацию на результаты обучения, на
развитие активной учебно-познавательной деятельности обучающегося на основе
освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности,
формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
• принцип учета индивидуальных возрастных,
психологических и физиологических
особенностей обучающихся при построении образовательного процесса и определении
образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
• принцип обеспечения фундаментального характера
образования, учета специфики изучаемых учебных предметов;
• принцип интеграции обучения и воспитания: ООП ООО
предусматривает связь урочной и внеурочной деятельности, предполагающий
направленность учебного процесса на достижение личностных результатов освоения
образовательной программы;
•
принцип здоровье сбережения: при организации
образовательной деятельности не допускается использование технологий, которые
могут нанести вред физическому и (или) психическому здоровью обучающихся,
приоритет использования здоровьесберегающих педагогических технологий,
• принцип
обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности обучающихся в
соответствии с требованиями, предусмотренными санитарными правилами и нормами
СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания",
утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 2 (зарегистрировано
Министерством юстиции Российской Федерации 29 января 2021 г., регистрационный N 62296), с
изменениями, внесенными
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 30 декабря 2022 г. N 24 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 9 марта
2023 г., регистрационный N 72558), действующими до 1 марта 2027 г. (далее -
Гигиенические нормативы), и санитарными правилами СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденными
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28 сентября 2020 г. N 28 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря
2020 г., регистрационный N 61573), действующие до 1 января 2027 г. (далее -
Санитарноэпидемиологические требования).
Механизмы реализации ООП ООО:
Основная образовательная программа основного общего образования реализуется
образовательной программой самостоятельно, без привлечения сторонних
организаций в рамках сетевого взаимодействия.
При реализации образовательной программы могут использоваться различные
образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные
технологии, электронное обучение.
Вопросы организации и реализации ООП при помощи дистанционных образовательных
технологий и электронного обучения прописаны в соответствующем локальном акте,
который является приложением к ООП.
Программа основного общего образования реализуется
через организацию образовательной деятельности (урочной и внеурочной) в
соответствии с Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия
КабардиноБалкарской Республики реализуется путём предоставления права на
изучение родного языка. Выбор языка осуществляется посредством подачи заявления
родителей (законных представителей) в ОО.
В целях удовлетворения образовательных потребностей и интересов обучающихся
могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в том числе для ускоренного
обучения, в пределах осваиваемой программы основного общего образования.
Подробный механизм обучения по ИУП представлен в локальном акте образовательной
организации «Порядок обучения по индивидуальному учебному плану».
Региональные, национальные и этнокультурные особенности народов РФ учтены
при разработке учебного плана и плана внеурочной деятельности. В частности,
уроки родного языка, а также темы в учебных предметах и курсах внеурочной
деятельности предметов «География», «История», «Обществознание», «Русский
язык», «Литература», и др. Рабочая программа воспитания также содержит разделы,
направленные на предоставление обучающимся исторического, социального опыта
поколений россиян, основ духовнонравственных культур народов Российской
Федерации, общероссийской светской этики.
Углубленное изучение отдельных предметов на уровне основного общего
образования не предусмотрено.
На момент разработки основной образовательной программы основного общего
образования обучающиеся с ОВЗ в образовательной организации не числятся. При зачислении
обучающихся с ОВЗ на основе данной ООП разрабатывается адаптированная
образовательная программа с учетом особенностей конкретного обучающегося.
Адаптированная программа основного общего образования направлена на коррекцию
нарушений развития обучающихся, реализацию их особых образовательных
потребностей.
Основная образовательная программа формируется с учетом особенностей
развития детей соответствующего возраста.